Социальные инновации
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
06.09.2004
Социальные инновации
"СУАЛ-Холдинг" строит партнерские отношения с властью, стараясь сбалансировать ее возможности и обязательства

"СУАЛ-Холдинг" - крупнейшая российская корпорация (в составе компании активы как в Европейской части России, так и на территории Сибири и Урала) - сверхвыгодно использует особенности территориального взаимодействия и для собственного развития, и для оживления и развития экономики нашей страны и отдельных ее регионов. Группа СУАЛ выстроила кооперационные связи как с предприятиями Европейской части России, так и других регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Продукция СУАЛа находит своего потребителя во всем мире, более половины ее экспортируется в страны Европы, еще около трети - в США и страны Азии. В Байкальском регионе расположены стратегически важные предприятия компании: Иркутский алюминиевый завод, Иркутский кабельный завод, завод "Кремний", компания "СУАЛ - Порошковая металлургия". Все эти мощные производственные единицы находятся на территории Иркутской области.


Для увеличения мощностей заводов в ближайшие годы компания продолжит модернизировать свои предприятия. К примеру, предполагается, что Иркутский алюминиевый завод до 2010 года увеличит мощности по производству алюминия более чем на 80% за счет строительства новых корпусов электролиза. Кроме того, завод "Иркутсккабель", интегрированный в состав СУАЛа, приступит к изготовлению кабелей для нефтепогружных насосов, рынок которых охватывает не только территорию России. В среднем ежегодная инвестиционная программа компании - более трех миллиардов рублей (модернизация производств и строительство новых, природоохранные мероприятия). Опорные для СУАЛа, все эти предприятия социально значимы для Байкальского региона. На них занято огромное количество людей. А это значит, что социальная стабильность в регионе - одна из важнейших задач. Об этом корреспонденту "Эксперта" рассказал вице-президент "СУАЛ-Холдинга" Василий Киселев.


- За последние годы отношения бизнеса и власти существенно изменились. Если раньше они строились по принципу "мы - власть, а вы, бизнес, дайте нам денег", то теперь отношения строятся на принципах партнерства. Многие считают, что крупные корпорации платят налоги в бюджеты, и этого вполне достаточно. Мы не разделяем эту позицию. Серьезная компания не должна ограничиваться только обязательной и полной уплатой налогов, "белой" зарплатой, с которой также уплачены все начисления. Почему? Потому что любая крупная компания в нашей стране вышла из советского прошлого. И в этом прошлом у нее были огромные фонды и огромная армия работников. Теперь, когда компании вынуждены реструктурировать свои производства, оптимизировать издержки, они по-прежнему несут ответственность за социальные последствия этих преобразований. И потом, как могут быть безразличны условия жизни сотрудников компании?

- Но эти условия во многом зависят от уровня эффективности работы местной власти...

- И мы готовы помочь ей стать более эффективной.

Бизнес и власть заинтересованы в том, чтобы территория была процветающей, чтобы люди жили богато. У бизнеса своя функция - он вкладывает средства в модернизацию производства, повышение заработной платы, расширение социальных пакетов и многое другое. Но и у власти есть свои функции в этом вопросе. С одной стороны, власть - регулятор движения, дирижер любых преобразований. С другой - власть предоставляет общественные услуги (жилищно-коммунальные, образовательные, медицинские), и это тоже некий специфический бизнес. А кто потребители этих услуг? Наши работники. И чтобы этих услуг было больше, чтобы они стали качественнее, мы готовы сотрудничать. И это еще вопрос, кто кому больше помогает. Еще раз говорю, не достаточно только платить достойную заработную плату. Важно, чтобы нашему работнику было как и на что эту зарплату потратить. Мы понимаем, что это общая задача бизнесменов и властных структур. И власти это тоже понимают. Причем мы находим самые различные формы взаимодействия. К примеру, в Каменске-Уральском с участием "СУАЛ-Холдинга" построили отличный перинатальный центр. Но мы не ограничиваемся только финансированием отдельных проектов, мы идем дальше. Мы готовы помочь разработать грамотные программы социально-экономического развития территорий, создать систему развития малого и среднего предпринимательства, содействовать созданию центров микрокредитования, центров оказания различных услуг начинающим предпринимателям. Наконец, мы поддерживаем, и это прописано в нашей корпоративной программе, систему поддержки воплощения в жизнь проектов самих граждан. И мы готовы совместно с властью содействовать реализации идей и проектов инициативных людей. Причем это обязательно должно проходить на конкурсной основе, когда не чиновник и не компания определяют, куда направить средства, а беспристрастный конкурс.

- И вы уже делаете шаги в этом направлении?

- Конечно. Уже четвертый год мы исполняем решение Координационного совета по социальному партнерству, объединяя руководителей предприятий и мэров городов, где работают наши предприятия. В прошлом году на заседании мы договорились, что приоритетной программой сотрудничества на 2004-2006 годы будет реализация реформы местного самоуправления. Для этого мы заключили соглашения с правительственным агентством США по международному развитию, сотрудничаем с программой развития ООН, а также с основными разработчиками таких программ в стране. В числе пилотных территорий - город Шелехов Иркутской области. Это положительный опыт, который мы собираемся тиражировать и на другие территории. Иркутский алюминиевый завод, расположенный там, - предприятие градообразующее. Соответственно, там достаточно социальных и экономических проблем, которые ложатся на плечи предприятия. Для этого был организован Попечительский совет, в который входят представители мэрии, завода и, конечно, люди уважаемые и не ангажированные ни с одной, ни с другой стороны. Этот совет, зная, каков бюджет города, и понимая, какие поступления на социальные нужды можно ожидать от завода, определяет приоритетные социальные программы. Пока этот совет работает только в системе образования, но мы хотим, чтобы подобный принцип работал в более широком формате.

И потом, мы осознали простую вещь: люди готовы свои личные накопления - а это серьезный ресурс - вложить в понятную прозрачную структуру. Мы анализировали опыт работы фондов местных сообществ (сейчас их в России двадцать один), работающих в разных регионах страны. Так вот, зачастую там не только деньги предприятий - там деньги обычных людей. Мы также хотим, чтобы при попечительском совете был создан прозрачный фонд, где средства людей могли бы работать на повышение их же благосостояния. А пилотными территориями станут, как я уже сказал, Шелехов, Каменск на Урале, в Карелии - поселок Надвоицы. А затем и другие территории присутствия СУАЛа.

- Когда бизнес тратит огромные средства на помощь городу и району, не возникает желание проконтролировать расходование этих средств?

- Мы предлагаем совместно создать понятные прозрачные структуры и механизмы. Сейчас идет административная реформа. И одним из шагов станет возможность преобразования бюджетной системы учреждения в такую, в которую компания может добавить деньги. Сегодня этого сделать нельзя. Поэтому даже при готовности власти поделиться контролем над бюджетными средствами они не могут это сделать - это запрещает Бюджетный кодекс.

- А при образовании таких институтов не возникает опасность, что бизнес может стать дойной коровой?

- Нет. Фонды местных сообществ - это уникальная структура, которая дает возможность реализовать несколько подходов. К примеру, в Каменске работает не только компания СУАЛ, там трудятся также "РЕНОВА", Трубная компания, другие предприятия. Мы создадим структуру и скажем: это общий инструмент для всех. Но если какая-то компания не захочет, чтобы вложенные деньги смешивались с деньгами другой компании, для этого существует форма именных программ. С другой стороны, этот фонд позволяет объединить средства самых разных компаний, институтов и организаций, что также важно.

А за годы работы в регионе у нашей компании накоплен огромный кредит доверия, установлены нормальные рабочие отношения с мэрами городов. Кстати, о степени доверия говорит то, что муниципалитеты сами советуются с нами о том, как сделать бюджет более эффективным.

- Скорее это говорит о неспособности власти решать этот вопрос самостоятельно.

- Я прекрасно понимаю, что вы хотите сказать, но нет. У денег есть такое свойство - их всегда не хватает. Какими бы большими и чьими бы они не были. У СУАЛа тоже не всегда хватает денег на то, что компания хочет. И власти денег тоже не хватает. Но во втором случае ситуация усугубляется тем, что зачастую местная власть поставлена в условия, когда ее обязательства выше, чем возможности. И, кстати, смысл реформы самоуправления в том, чтобы сбалансировать возможности и обязательства власти.

- Разница между компанией и властью в том, что если первая в состоянии четко определить приоритеты своего развития, вычленить наиболее важные проекты, то власть не способна это сделать.

- Кто вам это сказал? Я вас уверяю, что и мэр Иркутска, и мэр Каменска, мэры других городов и губернаторы в состоянии определить приоритеты развития их территорий. Другое дело, что часто они законами поставлены в такую ситуацию, когда у них не хватает средств на все, что на них возложено. Первые лица - умнейшие люди. Иногда среднее звено слабовато. Но мы готовы их научить, рассказать о последних достижениях общественного менеджмента. К примеру, в прошлом году мы специально знакомили муниципальные власти с частными публичными партнерствами - что это такое, что за механизм там работает. Они удивились, узнав, что у нас уже есть примеры таких партнерств. Скажем, частная школа - один из примеров частного публичного партнерства: в рамках образовательного стандарта ее финансирует бюджет, а все сверх этого оплачивают родители. Стоит ли говорить, что этот принцип универсален и может быть распространен на другие институты?

Бизнесу необходимо помогать власти. Скажите, может ли сегодня власть сама сделать какую-либо серьезную долгосрочную программу? К сожалению, нет. Потому что нужно знать, какими ресурсами вы будете располагать не только сегодня, но и через год, два, три. Но нормативы устанавливаются и пересматриваются ежегодно. У нас сегодня мэры, губернаторы - профессиональные плакальщики. Надеюсь, что новый закон о самоуправлении закончит эту практику. И когда будут установлены единые долгосрочные нормативы отчислений, тогда мы получим базис для стратегического планирования. Со своей стороны мы готовы для этого планирования помочь мэрам, пригласить консультантов и оплатить их услуги. Даже если это задача власти, успешно она может быть решена, только когда ее решают совместно.

- Степень вовлеченности бизнеса в управление городами и регионами достаточно большая. Велико искушение посадить везде своих людей...

- Поверьте, это детская болезнь. Нам это не нужно. Если компания законопослушно платит налоги, как наша, это не нужно. Решать проблему развития территории должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто удобен. Если у компании разработана грамотная программа развития, которая учитывает в том числе социальные аспекты и специфику регионов, она при любом губернаторе будет работать. Жизнь - не шахматная двухходовка, и такой подход намного правильнее.



Юлия Гончарова "Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: