Электронная коммерция в отечественной металлургии: пути развития
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.04.2001
Электронная коммерция в отечественной металлургии: пути развития
Развитие информационных технологий вывело организацию продаж металлургических компаний на совершенно иной уровень, чем это было совсем недавно. Многие производственные и торговые компании открыли за последние год-два свои виртуальные представительства, а в терминологии маркетинга уже прочно закрепились такие понятия, как Business-to-Business (B2B) и Business-to-Customer (B2C), т.е. бизнес для бизнеса и бизнес для потребителя соответственно.

В российском Интернете до настоящего времени были представлены различные достаточно популярные и известные среди пользователей ресурсы электронной коммерции - по преимуществу доски объявлений. Но все они имеют один существенный недостаток - они устарели. И это объективная реальность: достаточно ознакомится с подборкой информации по интернет-бизнесу, то сразу очевидной становится модель функционирования торговой системы. Чтобы отвечать требованиям потребителей такая модель должна уметь:
---представлять удобный сервис по торговле определенным товаром, как-то котировки, выбор необходимой группы товаров, классификация, формирование блока заявок и т.п.;
---отличаться простотой использования и быть дешевой в эксплуатации;
---иметь настраиваемый интерфейс и обладать общедоступностью, оперативностью и надежностью;
---обеспечивать сопровождающий сервис, такой, как техническая поддержка, информационное обеспечение и т.п.;
---легко встраиваться в систему продаж компании и соответствовать бизнес-модели потребителя

Из всех популярных российских ресурсов, представленных, например, в разделе "Металлургия" ни один до настоящего времени не отвечал вышеописанным требованиям.

Российская Внебиржевая Сеть - РВС - это глобальный Интернет-проект, созданный компанией "Мегасофт". Проект РВС рассчитан на создание и запуск торговых и информационных систем (площадок) на различных рынках. Торговая система на отдельном рынке предназначена для работы в ней всех участников рынка, для сближения поставщиков и потребителей, а также для развития, систематизации рынка, вывода его на качественно иной уровень.

Электронные торговые площадки в Интернете - это программные и информационные ресурсы, помогающие участникам оптимизировать взаимодействие между собой, не привлекая при этом посредника в лице биржи. Интернет дает этим площадкам огромные возможности, обеспечивая мгновенную передачу информации на любые расстояния при невысоком уровне дополнительных затрат, благодаря чему информация не успевает изменяться и устаревать.

Бизнес-модель РВС очень проста. В течение нескольких лет создавалось универсальное программное обеспечение, которое удовлетворяет основным требованиям для работы на том или ином рынке, для информационного обмена между его участниками. Далее эти программные средства настраиваются для конкретного рынка с учетом его специфики, товарной номенклатуры, стандартов и иных параметров. Затем система внедряется на этот рынок, в нее привлекаются участники с традиционных рынков, которые оценивают те или иные преимущества работы на электронной площадке. Но это не значит, что компании-участники уходят от традиционных методов работы, они просто получают дополнительный удобный инструментарий и каждая фирма-участник сама решает, какому из имеющихся у нее инструментов рынка отдавать предпочтение.

Программный комплекс РВС - универсальный и может быть применен в различных секторах и отраслях экономики, в частности, это может быть:
---какой-либо уже существующий рынок, где новые технологии еще только внедряются;
---какая-либо крупная структура (предприятие, организация), где существует несколько подразделений, которым нужно обмениваться информацией только между собой;
---какая-либо ассоциация (холдинг) компаний, которые желательно соединить в замкнутую информационную сеть.

Главное, чтобы было достаточное число участников системы, необходимость оперативного обмена данными и возможность унификации этих данных для передачи в системе.

В рамках Российской Внебиржевой Сети к настоящему времени уже функционируют 4 торговые системы: на рынке векселей (РВС-Векселя), на рынке акций (РВС-Акции), на рынке зерна ("Зерно-он-Лайн"), на рынке металлов ("MetalTorg.Ru").

Все системы пока ориентированы, в основном, на работу в России (не только в Москве, но и в регионах). Объем сделок, проходящих через систему Интернет, будет напрямую зависеть от темпов ее распространения. Техническая оснащенность рынка сильно влияет на долю сделок, проходящих через системы сети Интернет. Например, через систему РВС-Векселя, по мнению ее участников, проходит около 80% векселей, которые дошли до широкого рынка. Акции, хотя они на 90% торгуются на трех известных площадках (РТС, ММВБ, МВФ) тоже постепенно переходят на торговлю через Интернет.

На менее технологичных товарных рынках ситуация иная. При динамичной популяризации Интернета и активном продвижении систем можно рассчитывать, что через год около 30-40% сделок будет заключаться с участием Интернет-ресурсов.

Самой популярной на сегодня является система РВС-Векселя. открытая в феврале 1998 г., в которой работает более 400 зарегистрированных пользователей и приблизительно столько же незарегистрированных. Участником системы может стать любая организация и даже физические лица, но незарегистрированные пользователи получают информацию с задержкой во времени и не могут выставлять заявки. Участниками системы РВС-Векселя являются в основном московские банки и финансовые компании, в том числе, и широко известные (АКБ "Альфа-Банк", КБ "Росбанк", КБ "Диалог-Оптим", АКБ "Автобанк", ИК "Тройка-Диалог", РАО "Норильский никель и др.). Если говорить о потребности на рынке (например, системы РВС-Векселя), то очевидно, что так как к ней подключилось огромное количество участников, значит, она востребована рынком и преимущества, которые она дает, оценены.

Развитие системы РВС-Акции было остановлено кризисом на фондовом рынке в августе 1998 г. Так как рынок акций и сейчас очень неустойчивый, то будущее этой системы под вопросом.

Системы "Зерно-он-Лайн" и "MetalTorg.Ru" открыты относительно недавно и сейчас находятся в стадии активного развития. Но уже можно сказать, что пользователями этих систем в основном будут (на 80%) российские организации и фирмы, причем на долю московских структур приходится менее 50%, на компании из стран СНГ - 20%.

Функциональная схема системы "MetalTorg.Ru" (рис.1) очень проста и состоит из блока серверов и множества терминалов. Соединение терминала с сервером осуществляется по сети Интернет во время получения и передачи новой информации. Любой участник системы через торговый терминал выставляет свои предложения на покупку и продажу продукции и эту информацию видят сразу на сотнях других терминалов.


Рисунок 1
Функциональная схема системы "MetalTorg.Ru"

За шесть месяцев, прошедших с момента открытия системы "MetalTorg.Ru", к ней уже подключилось более 250 участников, среди которых крупнейшие производители ("Красный Выборжец", "Северсталь", "НОСТА", "Мечел" и многие другие) и крупнейшие трейдеры ("Ландиа-М", "Комтех-Сервис", "Цветмет", "Лерос" и др.), причем их число растет с каждым днем. В настоящее время в системе содержится более 1000 различных заявок на продажу и покупку. В системе не существует ограничений по участию, поэтому к ней успешно могут подключиться организации, производящие, потребляющие и торгующие металлопродукцией. Ведутся переговоры о подключении к системе и выставлении заявок на покупку с несколькими строительными комбинатами. В ближайшее время планируются мероприятия по привлечению организаций, имеющих постоянный спрос на популярные и редкие сортаментные позиции.

Основные преимущества системы - удобство и простота в использовании. Терминал системы "MetalTorg.Ru" "скачивается" с Интернет-страницы (www.MetalTorg.Ru) и в течение 10 минут устанавливается на любой компьютер, даже не имеющий постоянного доступа в сеть Интернет, так как терминал может быть настроен на сеансовый режим связи, то есть получать новую информацию о котировках, когда необходимо пользователю.

В системе котируются цветные и черные металлы, листовой и сортовой прокат, трубы, метизы. Представлена информация по ГОСТам и многим ТУ, принятым в России.

На рис.2. представлен терминал системы - т.е. непосредственно торговая площадка.

Высокий технологический уровень разработки системы "MetalTorg.Ru" позволил сократить до минимума затраты на ее использование, подключение и обслуживание пользователей. Поэтому участие в ней будет долгое время бесплатным. Таким образом, участники системы смогут существенно сократить свои издержки по реализации и продвижению продукции на рынок, поиску нужных сортаментных позиций, продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам и находить новых партнеров по бизнесу.


Рисунок 1
Терминал системы "MetalTorg.Ru"

Компания "Мегасофт" не является участником рынка металлопродукции, поэтому систему "MetalTorg.Ru" отличает независимость от каких-либо конъюнктурных соображений и от профессиональных участников рынка. Компания гарантирует каждому участнику торговой системы равные условия, а значит, информация, размещаемая в системе, будет объективной и достоверной.

Запуск торговой системы "MetalTorg.Ru" является закономерным следствием все более глубокого проникновения Интернет-технологий в нашу жизнь. Уже сейчас очевидно, что разработка и внедрение подобных проектов на различных рынках сближает производителей и потребителей конечной продукции, что будет благотворно отражаться на экономике России.
Д.А. Леонов (ООО "Мегасофт")

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: