На европейском рынке рельсов
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
23.09.2004
На европейском рынке рельсов
Европейский рынок рельсов характеризуется сравнительно высокой конъюнктурой. Производство находится на стабильном уровне, инвестиции направляются в производство дорогостоящих видов рельсов, специальных видов продукции. Европа обладает наиболее развитой железнодорожной сетью в мире и самыми высокими стандартами на рельсы. В ЕС-25 планируется гармонизировать железнодорожную сеть 25 стран. К 2020 г. намечено создать трансъевропейскую сеть дорог, при этом приоритетным будет железнодорожный транспорт. В перспективе будут продолжены работы по реконструкции скоростных железных дорог.
Производство рельсов в ЕС-25 в 2003 г., по оценке фирмы "Voestalpine Schienen", составило 1,8 млн. тонн. На долю ЕС-15 приходилось 85% их производства в ЕС-25. В 10 новых странах ЕС в 2002 г. объем производства был равен примерно 200 тыс. тонн. Мировой выпуск железнодорожных материалов, в основном рельсов, в 2002 г., по оценке МИЧС, достиг 6,2 млн. тонн. В Азии в 2002 г. было произведено 3,3 млн. тонн рельсов.
Этот сектор металлургического производства консолидирован и выпускаемая продукция обладает высокой конкурентоспособностью. Крупным продуцентом рельсов в Западной Европе является "Voestalpine Schienen" (г. Леобен, Австрия) с дочерней компанией "TSTG Schienen Technik" (г. Дуйсбург, ФРГ), их мощности равны 600 тыс. тонн/год. Англо-нидерландская группа "Corus" производит 500 тыс. тонн/год на заводах в г. Уоркингтон (Великобритания) и в г. Айанж (Франция) и итальянская фирма "Lucchini" - 300 тыс. тонн/год.
Потребности европейского рынка в рельсах, по оценке "Voestalpine", составляют 1,2-1,5 млн. тонн/год, а по оценке "Corus", - 1,1 млн. тонн/год. В общих продажах (1,1 млн. тонн) рельсов на европейском рынке на долю "Voestalpine" приходилось 32%, "Corus" (%) - 29, "Lucchini" -19, "Arcelor" - 7, "Trmecke" - 8, "Huta Katowice" - 3, "NMH" - 2.
Избыток производства экспортируется в страны Азии, Северной и Южной Америки, страны Ближнего и Среднего Востока, Африки и Австралии. Крупными нетто-экспортерами рельсов являются Австрия, Великобритания, Франция и Италия.
В настоящее время в Европе устанавливаются новые стандарты. С середины 90-х годов в ЕС повышаются требования к спецификациям на рельсы, в основном чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым при эксплуатации скоростных дорог. В конце 2003 г. были установлены новые европейские нормативы (EN 13674-1.2003), которые должны заменить национальные спецификации.
В последнее время крупные продуценты рельсов направляют инвестиции в производство специальных марок стали, проката, а также других видов стальной продукции для железных дорог.
"VAS" имеет собственный небольшой завод, оборудованный кислородными конвертерами. Недавно на нем было установлено оборудование по отделке и система электронного контроля.
"VAS" направляет инвестиции в совершенствование технологии производства и расширение мощностей. В 2003 г. "Voestalpine" разместила заказ у фирмы "Danieli" на поставку реверсивного обжимного стана и трехклетьевого реверсивного стана тандем (стоимостью 60 млн. евро). Ввод оборудования в эксплуатацию намечен на 2006 г.
Англо-нидерландская группа "Corus" производит рельсы на пяти собственных предприятиях и на двух СП. В Великобритании на заводе в г. Сканторп выпускают блюмы и на заводе в г. Уоркингтон - рельсы. Потребление рельсов в Великобритании находится на уровне 140 тыс. тонн/год.
Экспорт рельсов за пределы Европы ею оценивается примерно в 85 тыс. тонн/год. "Corus" поставляет в страны Ближнего и Среднего Востока - 20 - 30 тыс. тонн/год. Текущие инвестиции "Corus" в производство рельсов составляют 20 млн. ф. ст. и предназначены для увеличения мощностей по выплавке стали на заводе в г. Сканторп. В частности, в начале 2005 г. намечено ввести в эксплуатацию третью ковшовую печь (заказ на ее поставку размещен у фирмы "VAI").
В Италии рельсы производят на заводе "Lucchini" в г. Пьомбино. Годовой объем производства составляет примерно 300 тыс. тонн, из которых 40% продается на итальянском рынке. Экспортируются рельсы в другие страны Европы и прочие страны мира (в соотношении 50:50). С 1997 г. на этом заводе изготавливают рельсы длиной 108 м.
Фирма "Lucchini" поставляет рельсы в основном для итальянской железнодорожной сети RFI и в другие страны Европы - в Грецию, Португалию, Швейцарию, Францию и
Великобританию, где рельсы длиной 108 м используются, но в небольшом количестве для прокладки скоростных железнодорожных путей. Ожидают, что через 5-10 лет спрос на такие рельсы в этих странах начнет возрастать, Компания имеет собственный порт в г. Пьомбино, через который она вывозит за пределы Европы около 90 тыс. т/год.
В России рельсы производит "Евразхолдинг" на Нижнетагильском МК и Новокузнецком МК. В 2003 г. производство превысило 1 млн. тонн. Продажи рельсов российским железным дорогам и для метро г. Москвы составили 814 тыс. тонн. Экспорт в другие страны СНГ равнялся примерно 146 тыс. тонн и в страны ЮВА - 50 тыс. тонн.
На внутреннем рынке спрос остается активным со стороны ремонтных служб, а строительства новых железнодорожных путей не ведется. В 2003 г. были установлены более жесткие стандарты для производства рельсов. "Евразхолдинг" совершенствует технологию производства и систему контроля за качеством выпускаемой продукции. На этих МК осуществляется программа реконструкции с целью повышения качества. На Новокузнецком МК модернизацию производства предполагается завершить в 2005 г. (инвестиции составят примерно 26 млн. долл.).
По оценке "Corus", потребление рельсов в 2003 г. в странах Европы было следующим (тыс. тонн):

MBR

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: