Мировой рынок алюминия в сентябре 2004
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
04.10.2004
Мировой рынок алюминия в сентябре 2004
Динамика развития мирового рынка алюминия показывает, что благодаря уникальному комплексу физико-химических, механических и технологических свойств алюминий стал одним из важнейших конструкционных материалов, находящих широкое применение в современной промышленности. За последние 10 лет потребление алюминия в мире возросло в 1,5 раза и в 2003 г. достигло 27,44 млн. тонн.





По объемам производства и потребления алюминий занимает первое место в мире среди цветных металлов. Его более широкое применение в настоящее время ограничивается высокой стоимостью, обусловленной сложностью получения чистого алюминия электролизом. Как ожидают, в 2004 г. мировое производство стали достигнет отметки в 1 млрд. тонн, что существенно превосходит производство первичного алюминия (29,9 млн. тонн). В то же время мировое производство меди и никеля меньше, чем алюминия, и в 2004 г., по прогнозам, составит 15,76 млн. и 1,24 млн. тонн соответственно. Высокий спрос на алюминий возник в результате изменения структуры мировой экономики в связи с опережающим развитием новейших отраслей (атомной, авиакосмической, энергетики и др.) и повышением эффективности традиционных отраслей промышленности. Алюминий преимущественно используется в ключевых отраслях экономики и стал одним из факторов научно-технического прогресса. В настоящее время уровень потребления алюминия является одним из основных показателей экономического развития стран, его соответствия современному уровню индустриального производства. Основными областями применения алюминиевой продукции в мире являются транспортное машиностроение, строительство и упаковочные материалы, совокупная доля которых в промышленно развитых странах составляет около 70 - 80% общего потребления алюминия. В несколько меньших количествах алюминий используется для производства потребительских товаров длительного пользования (3 -6%), в электротехнической промышленности (4 - 8%) и общем машиностроении (6 - 12%):





За последние 20 лет в указанных странах существенно возросла доля алюминия, используемого в транспортном машиностроении. Кроме того, в Японии и Германии значительно увеличилось его потребление в производстве тары и упаковки, однако они все еще уступают США. Таким образом, спрос на алюминий обусловлен как уровнем деловой активности в основных металлопотребляющих отраслях промышленности, так и потребительским спросом на продукцию автомобилестроения, строительства, пищевой и медицинской промышленности (упаковка), на сложную бытовую технику, услуги авиа- и других перевозчиков. Уровень потребления алюминия соответственно определяется уровнем жизни и потребительских расходов, ожиданиями потребителей, их числом, а также темпами развития экономики в потребляющем регионе и в мире в целом. В связи с этим лидерами по темпам роста потребления алюминия в последнее время становятся крупные страны, обладающие высоким экономическим потенциалом и развивающие в больших масштабах традиционные металлоемкие отрасли промышленности (КНР, Индия, Республика Корея).
За последние 20 лет произошли существенные изменения среди крупнейших потребителей алюминия. Так, в 1984 г. доминирующее положение занимали США, значительно превосходившие другие страны по потреблению (35%), а также Япония (15%), ФРГ (9%) и Франция (5%). Доля всех развивающихся стран в общем потреблении алюминия не превышала 13%. Благодаря высоким темпам развития экономики сегодня одним из крупнейших потребителей стала КНР, которая в 1998 г. опередила Японию. С 1995 г. по 2003 г. потребление алюминия в КНР возросло с 1,9 млн. до 5,1 млн. тонн, в то время как в США - лишь на 10%, Германии - на 19,3%, а в Японии -на 1,2%.





В 2003 г. основными потребителями первичного алюминия были (%): США (20,4), КНР (18,5), Япония (8,7) и ФРГ (6,5). На долю этих стран приходится более 50% мирового потребления. При сохранении таких темпов роста ожидается, что уже в 2005 г. КНР опередит США по объему потребления алюминия. В этом списке США являются единственной страной, уровень потребления в которой в 2003 г. еще не восстановился после спада и не достиг уровня 2000 г. В отличие от многих стран потребление алюминия в PJC-сии пока еще находится на весьма низком уровне. Если на рубеже 90-х годов Россия потребляла около 2 млн. тонн алюминия в год, то в 2003 г. его потребление не превышало 0,5 млн. тонн.
Приведенные данные по потреблению алюминия подтверждают общую тенденцию того, что центром экономического роста в мировом хозяйстве в целом и в алюминиевой промышленности, в частности, становится Азия. В то время как в 2003 г. в странах Азии потребление алюминия возросло на 20,6% (в КНР - на 21,2%, Индии -на 30%, Японии - на 7,6%, Республике Корея - на 7,0%, Индонезии -на 46%), в США оно увеличилось только на 0,3%, а в Западной Европе - на 4,1%. В 2003 г. Индия опередила Францию по объемам потребления первичного алюминия. В странах СНГ рост потребления алюминия составил 13%.
По мнению продуцентов алюминия, потребление этого металла в мире в ближайшем будущем должно вырасти не только в Азии, но и в промышленно развитых странах Запада, в первую очередь в США. Научно-технический прогресс предоставляет все больше возможностей для использования алюминия в таких ранее нетрадиционных секторах промышленности, как производство кузовов автомобилей, новых типов проводов для линий электропередачи, новых видов упаковки, бытовой техники, строительство и пр., где ранее применялись другие материалы, в частности сталь, в том числе нержавеющая и инструментальная, дерево, стекло, пластмассы.
Необходимо стоимость изделий из алюминия сопоставлять с конкурирующими конструкционными материалами с позиции такого понятия, как цена потребления. Наряду с рыночной ценой на продукцию она учитывает расходы, связанные с эксплуатацией изделия в период его жизненного цикла (например, расходы на обслуживание, топливо, стоимость утилизации и др.). Главным преимуществом алюминия является снижение эксплуатационных расходов. Хотя себестоимость, например, автомобиля, изготовленного с применением алюминия, выше, однако алюминий резко увеличивает срок его службы, снижает удельный расход топлива и облегчает его утилизацию. Резкий рост цен на нефть и нефтепродукты, наблюдаемый в последнее время, обостряет необходимость более широкого использования алюминия в автомобилестроении.
В первую очередь, перспективы роста потребления связаны с автомобильным сектором. Применение алюминия позволяет существенно снизить вес транспортного средства без потери жесткости кузова и, как следствие, ощутимо сократить расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу. Использование алюминия в кузове автомобиля также способствует повышению его безопасности, так как алюминий способен поглотить в 1,5 - 2 раза больше энергии удара, чем сталь. При этом машина получает длительную гарантию от коррозии.
Одно из самых важных новшеств в последние годы - применение алюминиевых профилей в каркасе кузова. В частности, выпуск серийного автомобиля "Audi A2" с полностью алюминиевым кузовом стал возможным благодаря технологии "ASF" (создание объемного алюминиевого каркаса). Удельное потребление алюминия в современном легковом автомобиле составляет в среднем 99,5 кг на один автомобиль, а к 2006 г. ожидается рост до 125,9 кг. По оценкам, применение алюминия в автомобильной промышленности будет постоянно расти, особенно после 2008 г., когда в Европе вступят в действие более жесткие нормативы в отношении выхлопных газов.
В США увеличивается применение алюминия вместо нержавеющей стали для облицовки грузовиков и трейлеров. Перспективным считается использование алюминия для производства кованых дисков колес, обеспечивающих значительное снижение массы по сравнению с литыми дисками. Рост потребления алюминия в автомобилестроении во многом зависит от того, насколько снизится его цена в связи с более широким использованием вторичных сплавов и разработкой новых эффективных технологий производства автомобильных деталей.
Наряду с изготовлением оконных рам, дверей, перегородок и фасадов в строительстве перспективным является применение алюминия для создания легких и долговечных крыш, имеющих большие размеры и сложную конфигурацию. Как кровельный материал алюминий практически не требует ухода на протяжении всего срока службы, имеет небольшой вес и низкие эксплуатационные издержки.
В США производители вина и пива собираются увеличить продажи этих напитков, используя нетрадиционную упаковку - алюминиевые бутылки. Таким образом, они будут соперничать с европейскими производителями, традиционно поставляющими на рынок США напитки в стеклянной таре. Данный вид тары удобнее стеклянной бутылки, так как лучше приспособлен для транспортировки, быстрее охлаждается и проще в утилизации. Алюминиевая банка -это единственный вид упаковки, который перерабатывается практически на 100%.
Еще одним перспективным применением алюминия в промышленности является производство литейных металлических форм, изготавливаемых в настоящее время из инструментальной стали. Это становится возможным благодаря отличной обрабатываемости и высокой теплопроводности алюминиевых сплавов.
В электротехнической промышленности алюминий продолжает успешно вытеснять медь в производстве проводов для линий электропередачи (ЛЭП) и особенно для их ремонта. Перспективы его использования во многом связаны с разработкой новых типов проводов, таких как, например, "ACSR" (алюминиевый провод, армированный сталью). Предлагается и более широкое использование алюминия при ремонте электропроводки в жилых помещениях. Ожидается также рост потребления алюминия при изготовлении цистерн для перевозки сжиженного природного газа.
В настоящее время сложились весьма благоприятные условия для роста потребления алюминия в мире. Во-первых, в результате роста цен на все сырьевые товары в конце 2003 г. и в начале 2004 г. сократилась разница в цене между алюминием и его основными конкурентами. Рост цен на сталь, медь, никель, химические материалы оказался значительно выше. Например, в 2003 г. алюминий подорожал на 13%, а медь - на 38% и никель - на 97%. Во-вторых, развитие мировой экономики в настоящее время характеризуется ускорением темпов ее роста (с 3,0% в 2002 г. до 3,9% в 2003 г. и до 4,6% в 2004 г.). В США после 2,4% в 2002 г. прирост ВВП в 2003 г. составил 3,1%, а в 2004 г. ожидается не менее 4,6%, что будет наиболее высоким показателем с 1984 г. В развивающихся странах сохранится быстрый рост ВВП и в 2004 г. он оценивается в 5,7% (в 2003 г. - 5,1%). В Японии в 2004 г. прогнозируется очень высокий для этой страны показатель - 4,1%, в Великобритании - 3,1%, в зоне евро - 1,7%. В КНР темпы роста экономики оцениваются в 8,5% в 2004 г. и в 7,5% в 2005 г., при этом темпы увеличения промышленного производства будут выше (15%).
Активный спрос на алюминий в мире сохранится благодаря быстрому развитию и возрастанию удельного веса в мировой экономике КНР, Индии и других азиатских стран. Ускорение темпов экономического роста в 2004 г. в США, Японии и, в меньшей степени, в Европе, являющихся основными потребителями алюминия в мире, также будет стимулировать спрос на него.
Под влиянием этих факторов потребление алюминия в мире в ближайшие годы будет расти весьма высокими темпами. По прогнозам "CRU International" и "Brook Hunt", рост мирового потребления алюминия в 2004 г. составит 7,4 -7,7%, а в 2005 г. - 5,4 - 6,0%. Ожидается, что для большинства стран темпы роста потребления в 2004 г. будут несколько ниже, чем в 2003 г., в частности, в КНР - 17%, Индии -8%, Японии - 3,8%, странах ЮВА в целом - 8,2%, странах ЕС - 4,3%. В США в 2004 г. прогнозируется резкий рост потребления алюминия - 6,0% по сравнению с 0,3% в 2003 г. Согласно прогнозам "Brook Hunt" и "CRU International", повышение спроса приведет к дефициту металла на рынке в 2004 г. в размере 190 - 370 тыс. тонн. Дефицит в 2005 г. ожидается в пределах 240 -500 тыс. тонн.
MBR

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: