ДРУЖБУ ОПЛАТЯТ МЕТАЛЛУРГИ РОССИИ
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
11.03.2003
ДРУЖБУ ОПЛАТЯТ МЕТАЛЛУРГИ РОССИИ
Члены "союза четырех" обнулят торговые барьеры

Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан в рамках созданного в феврале "союза четырех" откажутся от применения всех взаимных ограничений во внешней торговле. Эта договоренность наиболее выгодна украинским металлургам и невыгодна российским. Эксперты не сомневаются, что Госдума прислушается к отраслевым лоббистам, а значит, с ратификацией соглашения могут возникнуть проблемы.

Товарооборот России с Белоруссией в 2002 г. составил $9,896 млрд. (экспорт - $5,842 млрд., импорт - $4,053 млрд.). Товарооборот с Казахстаном в 2002 г. составил $4,346 млрд. (экспорт РФ - $2,41 млрд., импорт - $1,936 млрд.). Товарооборот между Украиной и Россией в 2002 г. составил $12 млрд. (экспорт - $7,6 млрд., импорт - $4,4 млрд.).

Из стран "четверки" самые серьезные барьеры существуют между Россией и Украиной. Россия ограничивает поставки украинских труб, арматуры, прутков, оцинкованного проката, карамели, крахмала и сахара, а Украина квотирует импорт российских автомобилей, цемента, удобрений, лампочек, стрелочных переводов и искусственного меха. Россия также ограничивает поставки казахского оцинкованного проката, а Казахстан - российских обоев. Движение товаров между Россией и Белоруссией по условиям двустороннего таможенного союза не ограничено.

Внешнеторговые ограничения между странами "четверки" будут отменены в рамках создания единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Об этом договорились представители стран, входящие в Группу высокого уровня, в рамках которой вырабатываются параметры будущего ЕЭП. На встрече в Киеве под председательством российского вице-премьера Виктора Христенко 5 - 6 марта стороны решили организовать зону свободной торговли и подписали на эту тему протокол. Как заявил журналистам первый вице-премьер Украины Николай Азаров, страны "договорились работать над созданием зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, исключив применение антидемпинговых, специальных, компенсационных и других защитных мер".
Беспошлинный режим при торговле с Россией чрезвычайно выгоден украинским металлургам и невыгоден российским. "Мы не хотим, чтобы наши интересы ущемлялись в угоду каким-то сиюминутным политическим решениям, - говорит замгендиректора Новолипецкого меткомбината Андрей Петросьян. - Если решение о применении защитных мер в отношении поставок [в Россию] украинского оцинкованного проката будет блокировано в угоду политике, мы будем апеллировать в судебные инстанции", - грозит металлург.

По оценкам "Северстали", компания сегодня недополучает в месяц до $400 000 из-за импорта проката из Украины и Казахстана. "Этот вид продукции находится сейчас на грани рентабельности, - отмечает представитель предприятия. - Если не будет выставлен барьер [украинским и казахским производителям], мы будем вынуждены закрывать производство, и тут даже сложно предсказать объем потерь". А директор Фонда развития трубной промышленности Александр Самойлов прогнозирует, что в результате отмены ограничений на импорт украинских труб при росте цен на металлопрокат внутри России российские предприятия станут неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

Чиновники российского Минэкономразвития тоже скептически высказываются по поводу этой идеи правительств. "Такое соглашение может дать огромный толчок для ускорения обмена товарами, услугами и капиталом между нашими государствами, - признает высокопоставленный источник в министерстве. - Однако Россия в результате может оказаться в неравном положении". Например, по подсчетам ведомства Грефа, Украина в течение 1999 - 2002 гг. выделила на господдержку металлургического производства почти $900 млн. "На эти деньги украинские предприятия успели провести техническое перевооружение и закупить себе оборудование, которое может работать еще десятилетия, - говорит представитель Минэкономразвития. - Они, безусловно, в более выгодном положении, чем наши металлурги, и странным было бы просто открыть для них наш рынок, не оставив никаких барьеров".
Зато обнуление пошлин поддерживают и российские автопромышленники. "Мы сможем поставлять на Украину 50 000 - 60 000 автомобилей в год, а сейчас экспортируем 15 700 машин по квоте и еще примерно по 10 000 автомобилей собираем на двух заводах в самой Украине", - говорит источник на "АвтоВАЗе".

Власти Украины позитивно оценивают идею обнуления пошлин. По словам заместителя госсекретаря Минэкономики Украины Андрея Гончарука, "и Украина, и Россия выиграют от принятого решения, увеличив объем товарооборота до полумиллиарда долларов". По его словам, "не менее двухсот миллионов от этого объема придется на Украину". А в пресс-службе украинского правительства "Ведомостям" заявили, что это решение "позволит решить все наболевшие проблемы внешней торговли в условиях, когда Украина не может согласиться на участие в ЕврАзЭС".
По прогнозу специалиста Центра торговой политики и права Владимира Ильичева, "российские предприятия не допустят, чтобы Госдума ратифицировала подобное соглашение", которое, по мнению эксперта, в целом России невыгодно.
Анастасия Онегина, Олег Гавриш "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: