Металлурги бьются за тарифы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.11.2005
Металлурги бьются за тарифы
До Нового года МЭРТ и Минпромэнерго должны решить судьбу железнодорожных льгот для поставок руды «Магнитке»

Как стало известно RBC daily, спор о принципах тарификации перевозок железной руды, разгоревшийся в правительственных структурах весной этого года с подачи Магнитогорского меткомбината (ММК) и Михайловского ГОКа (МГОК), получил развитие. Теперь металлурги добиваются продления льготных условий для поставок украинской руды в Россию с Нового года. Производители руды настаивают на возвращении себе преимуществ при перевозках сырья к меткомбинатам. Минэкономразвития РФ предлагает дождаться вступления России в ВТО и только потом создавать равные условия для иностранных и российских рударей. Минпромэнерго РФ предпочитает начать унификацию всех тарифов прямо сейчас. А Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ), оказавшись перед сложным выбором, медлит с ответом, рассчитывая дотянуть с решением до декабря.

Напомним, что с 1 июня правление ФСТ установило исключительные тарифы на перевозки украинского железорудного сырья (ЖРС) от границы до станций Южно-Уральской железной дороги (то есть по сути в адрес ММК). Спецтарифы действительны до 31 декабря 2005 г., после чего правительство должно отменить их или же продлить их действие. Железнодорожные льготы для украинских рударей стали результатом весенних жалоб магнитогорских металлургов на курских производителей ЖРС, с которыми ММК тогда не удалось договориться о ценах на руду.

История «спора хозяйствующих субъектов», как называют этот конфликт на «Магнитке», вкратце такова. В мае МГОК вместе с Лебединским ГОКом (ЛГОК) и казахстанским Соколовско-Сарбайским горно-обогатительным ПО (ССГПО) – три предприятия полностью покрывали потребность ММК в ЖРС – прекратили поставки своей продукции на ММК. Собственного производства руды у «Магнитки» нет, и металлурги в ответ договорились о спотовых поставках руды нескольких российских ГОКов (в частности Ковдорского, Стойленского и Костамукшского), а также украинского Полтавского ГОКа. Ближе к осени выяснилось, что в результате конфликта потери понесли обе стороны: ММК – из-за работы своих линий на разнородном сырье, МГОК – из-за потери постоянного покупателя в период спада рынка. С конца лета возобновлены поставки ЖРС от ССГПО и ЛГОКа.

МГОК большую часть своей продукции экспортирует. Поскольку мировой рынок ЖРС вслед за стальным рынком сейчас находится в состоянии спада, рудари несут потери на экспортных поставках и не могут восполнить их внутри страны, тем более с учетом замещения их доли украинской рудой. В связи с этим в правительстве снова подняли вопрос о тарификации перевозок сырья от украинских погранпереходов до уральских станций.

В июне ФСТ обосновала спецтарифы «дефицитом металлургического сырья в России», обусловленным «опережающим ростом металлургического производства по отношению к сырьевой базе», что, как свидетельствуют документы тарифного ведомства, «вызвало резкий рост отпускных цен на ЖРС производства российских ГОКов». Представители ММК тогда утверждали, что введение спецтарифов позволит «сохранить рост производства до 1 млн т товарной продукции в год». Как пояснили RBC daily в одном из ведомств, вовлеченных в разбор ситуации, разница формируется за счет одной из составляющих тарифа на перевозку руды, которая для украинской продукции в 2,2 раза (по данным ММК, в 2,5 раза) выше установленной для российского аналога.

В руках RBC daily оказалась копия письма Минпромэнерго в МЭРТ, подписанного замминистра Иваном Матеровым. В нем констатируется несколько фактов, установленных после проведенного осенью мониторинга ситуации на внутреннем рынке. Во-первых, «прогноз об увеличении метпредприятиями объема производства более чем на 1 млн т в год в результате введения исключительных тарифов не подтвердился». Действительно практически все металлурги рапортовали о спаде или стагнации производства в результате ухудшения конъюнктуры мирового рынка стали. Во-вторых, «проблемы с обеспечением комбинатов ЖРС носили временный характер, ГОКи России могут полностью покрывать внутренние потребности рынка». В-третьих, «создание благоприятных условий для поставок импортного сырья с Украины привело к падению производства на российских ГОКах и росту импорта украинского ЖРС в январе-августе 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. в 100 раз, или на 1,6 млн т, из которых 1,5 млн т было импортировано в июне-августе этого года».

Кроме того, в письме отмечается, что украинские рудари в период спада получили дополнительный рынок сбыта и, в отличие от российских конкурентов, увеличили объемы производства на 3,9% по железорудному концентрату, на 8,5% – по железорудным окатышам (отметим, Полтавский ГОК поставляет на ММК именно окатыши). Между тем на внутреннем рынке цены на ЖРС упали с весны в полтора раза (по данным RBC daily, даже больше – с 116-120 до 60 долл. за т). Резюмируя эти факты, г-н Матеров предлагает своим коллегам из МЭРТ не продлевать спецтарифы на следующий год, а «принять график поэтапной унификации экспортных и импортных железодорожных тарифов с внутригосударственными».

Магнитогорские металлурги настроены против отказа от исключительных тарифов, но за унификацию. Старший менеджер ММК Зуфир Нургалиев, выступая вчера на международной конференции по металлургическому сырью ICSF’05, заявил, что «меткомбинат выступает за продление спецтарифов». Более того, они рассчитывают не останавливаться на достигнутом. «Этот тариф – только первая ступень процесса. Мы хотим, чтобы была решена проблема тарификации вообще», – говорит г-н Нургалиев. В интервью RBC daily он пояснил, что МЭРТ предложил им провести унификацию не сейчас, а только после вступления России в ВТО, и не сразу, а в течение более чем трех лет. «Так мы получим единую систему тарифов для импорта, экспорта и внутренних перевозок только к 2010 г.», – возмущается представитель ММК. Его поддерживает замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Андрей Дейнеко: «Наша позиция – надо унифицировать тарифы, чтобы не было различия между участниками рынка».

Начальник отдела железнодорожного транспорта Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виктор Евпаков в кулуарах конференции ICSF'05 подтвердил RBC daily, что именно сейчас вопрос унификации тарифов на перевозку российской и украинской руды в правительственных структурах обострился, и на них, в том числе на ФАС, «оказывают давление». «Тарифы перестанут действовать с Нового года, и до этого момента нужно принять решение, продлевать ли их», – объясняет он. Однако, с точки зрения г-на Евпакова, шум вокруг «украинской» тарифной составляющей раздут чрезмерно: «В общей величине тарифа эта часть занимает 15-18%, в абсолютном выражении – копейки. ММК могло бы вообще обойти эту разницу, поставляя украинскую руду через Новороссийский морской порт. Но он перегружен, поэтому, конечно, намного проще возить руду напрямую, по железной дороге». Он сообщил RBC daily, что не считает разницу в тарифах необходимой. «Если помиримся с «Магниткой», тарифы не продлят, если не помиримся – продлят», – прокомментировал его слова Юрий Мишин, директор ЗАО «Металлоинвест» (управляет МГОКом) по маркетингу и стратегическому планированию.

В «Металлоинвесте» считают, что введение спецтарифов значительно повлияло на их прибыли. «По итогам 2005 г. отечественные производители ЖРС недополучат в результате замещения их продукции украинской рудой 2,54 млрд руб. (с учетом действующих цен), а потери государства на налогах – налоге на прибыль, НДС, ЕСН и НДПИ – составят 889 млн руб.», – подсчитывает один из знакомых с ситуацией чиновников МЭРТ.

Впрочем, ФСТ принимать окончательное решение не спешит. Один из помощников руководителя службы Сергея Новикова заявил вчера RBC daily: «Сейчас мы проводим анализ ситуации, который продлится до 1 декабря. После этой даты мы будем определять свою позицию. Пока же торопиться не следует, время еще есть». Как отмечают специалисты информационно-аналитической группы Rusmet, организатора конференции ICSF’05, июньское решение ФСТ несколько облегчило конфликт между ММК и МГОКом, но его истинная причина так и не была исчерпана. Поэтому, прогнозирует Rusmet, в 2006 г. железнодорожные тарифы могут быть пересмотрены. Однако, в силу того что ММК остается единственным покупателем на внутреннем рынке, зависящим от независимых поставок сырья, определенные ценовые договоренности между ним и сырьевиками все же будут достигнуты. В таком случае вопрос спецтарифов, скорее всего, потеряет значение и так или иначе будет улажен.


Мария Молина
RBC daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: