Пятеро на метизах
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.11.2005
Пятеро на метизах
Российское метизное производство, занимающее изрядную долю металлургической отрасли, переживает интересные времена.

Рынок метизов, поделенный в основном между пятью крупными холдингами, насыщен, так что предприятиям приходится искать новые пути завоевания потребителя и увеличения объемов производства. По прогнозам отраслевых экспертов, увеличить свои доли на внутреннем рынке игрокам вряд ли удастся, поэтому им предстоит осваивать зарубежные территории.

Бизнес высокой концентрации

Метизы — стандартизованные металлические изделия разнообразной номенклатуры промышленного или широкого назначения, к которым условно относят продукцию высокого передела черной металлургии. Проще говоря, это сетки, электроды, гвозди, проволока, канаты, крепежи, стальная лента холодного проката. Используются металлические изделия буквально во всех отраслях промышленности — от строительства до машиностроения. Основу рынка составляют проволока, гвозди и канаты. В целом же метизное производство — это сотни наименований и типоразмеров изделий.

Российский рынок метизной продукции, как и большинство отечественных рынков, начал формироваться после распада СССР. С приходом рыночных отношений плановая экономика исчезла, при этом наиболее успешно удалось наладить производство тем участникам отрасли, которые вошли в состав крупных холдингов. Тех, кто остался в одиночестве, немного, и конкурировать с большими компаниями они не могут.

Объем рынка метизных изделий в прошлом году составил 2038 тыс. тонн. Большую его часть (около 30%) занимают предприятия, собранные в прошлом году управляющей компанией “Северсталь-групп” в компанию “Северсталь-метиз”. В этот холдинг входят три больших завода: Орловский сталепрокатный, Череповецкий сталепрокатный и “Волгометиз”, производящие всевозможные виды гвоздей, проволоки и крепежей.

Следом за “Северсталь-метизом” по доле рынка (11%) идут заводы управляющей компании “ММК-Метиз”: Магнитогорский метизно-металлургический и Магнитогорский калибровочный. “Мечелу” с подконтрольными ему Белорецким и Вяртсильским металлургическим комбинатами принадлежит около 10% рынка. Еще по 9% рынка занимают “Евразхолдинг” (Западно-Сибирский металлургический комбинат) и “Металлургический холдинг” (Уральский завод прецизионных сплавов, Ревдинский метизно-металлургический и Нижнесергинский метизно-металлургический заводы).

Вертикальная интеграция, в результате которой рынок был поделен между пятью игроками, происходила в последние несколько лет, и ее появление металлурги считают экономически оправданным. “У производителей появились гарантированные поставки металлопроката и уменьшилась зависимость от внешних поставщиков”,— рассказывает Business Guide гендиректор управляющей компании “ММК-Метиз” Алексей Носов. У заводов, которым не удалось войти в состав холдингов, производство гораздо затратнее, поэтому крупных игроков среди них немного. Назвать можно ОАО “Новосибирский метзавод имени Кузьмина”, ОАО “Этна”, ОАО “Щелковский метзавод” (единственный метизный завод Объединенной металлургической компании), ОАО “Солнечногорский завод металлических сеток 'Лепсе'”. Сейчас эти предприятия работают успешно, но прогнозировать их дальнейшее существование как самостоятельных единиц довольно трудно.

Что же касается желающих приобрести оставшихся независимых производителей, то пока крупные холдинги к этому не готовы. Как показал опыт промышленной группы МАИР, купившей Саратовский метизный завод в 1999 году и распродавшей его активы этим летом за ненадобностью, у метхолдингов нет недостатка в метизных предприятиях. Неофициально металлурги говорят об этом так: “У нас свои мощности загружены не полностью, зачем же покупать дополнительные?”.

Рынок под склад

Метизный бизнес специфичен. За лидирующими позициями на рынке стоят не только качество и соответствие ГОСТам и техническим условиям, но также наличие и объем необходимых покупателю изделий. Поэтому все метизные заводы работают “на склад”, а не “под заказ”. “Чем больше диапазон изделий, тем больше возможностей для завоевания рынка”,— говорит менеджер по метизам компании “Евразхолдинг” Дмитрий Черняк. Специально заказывать метизы на заводе никто не станет, производители работают в условиях жесткой конкуренции, которую ряд участников рынка даже называют жестокой.

По мнению директора по продажам “Северсталь-метиза” Марины Герасимовой, эта жестокость связана с тем, что потребление метизной продукции в последние годы почти не меняется, а предприятия хотят сохранить производственные мощности, оставшиеся еще с советских времен. Согласны с этим и представители группы “Мечел”. Как рассказал пресс-секретарь группы Алексей Сотсков, металлургические компании имеют избыточную мощность, поэтому предпочитают заведомо дешевым поставкам заготовки или катанки на экспорт производство из них метизов и их продажу на рынке. Иногда в погоне за покупателем ситуация доходит до абсурда. “Например, проволока ВР-1 может стоить дешевле катанки, из которой она сделана”, — поясняет господин Сотсков.

Однако помимо российских игроков на рынке присутствуют еще и иностранцы, которые предлагают свою продукцию по реально низким ценам на грани демпинга. Особенно часто это практикуют китайские, тайваньские и украинские производители.

Чужие среди своих

Например, украинские гвозди с проволокой отличаются от российских только ценой (как правило, они на 10% дешевле). Российские производители таким положением дел недовольны. Бороться с демпингом и воздействовать на недобросовестных продавцов метизные предприятия призывают государство. “Мы часто наблюдаем ситуацию, когда цены на канаты с Украины, катанку из Молдавии и проволоку ВР-1 из Белоруссии оказываются ниже российских,— рассказывает Алексей Сотсков.— Если ущерб от этих поставок для метизного направления будет возрастать, то может понадобиться помощь государства”. Некоторым предприятиям государство уже помогло. По словам Алексея Носова, “ММК-Метизу” недавно удалось добиться начала антидемпингового расследования поставок машиностроительного крепежа с Украины.

С азиатской продукцией ситуация сложнее. Китайское производство ориентировано на рынок ширпотреба — саморезы, дюбели и крепежи, которые активно используются в частном строительстве. Российские заводы таких изделий сейчас не выпускают вовсе, поэтому конкурировать с Китаем не могут. “В СССР производился только общемашиностроительный крепеж, а дома все, что нужно было прикрутить, крепилось обычными шурупами, — объясняет гендиректор ассоциации 'Промметиз' Владимир Арсеньев. — Производство бытового крепежа у нас отсутствует до сих пор, и теперь вряд ли имеет смысл его налаживать — китайцы уже заняли эту нишу”.

По мнению Владимира Арсеньева, по качественным показателям 60% российской продукции не может конкурировать с импортной, износ основных фондов превышает 60%, а оборудования — 75%. Об этом свидетельствует и рост объемов экспортных поставок метизов, которые в 2003 году составили 262,8 тыс. тонн, а в 2004 году — уже почти 300 тыс. тонн. Сами производители на вопрос о качестве отечественной продукции отвечают уклончиво: “Она конкурентоспособна с точки зрения продуктового ряда”.

Несмотря на то что благодаря иностранным производителям покупатели не испытывают недостатка в разновидностях метизов, отечественные предприятия все-таки пытаются освоить и те виды продукции, которые раньше не выпускали. Главным образом это оцинкованная проволока, которая, по словам начальника отдела промышленной политики и металлургии департамента промышленности Минпромэнерго Алексея Пинчука, в основном идет на экспорт. В 2003 году российские предприятия экспортировали 215,2 тыс. тонн такой проволоки, а в 2004-м — почти на 45 тыс. тонн больше. Пусть медленно, но растет и экспорт метизов в целом — по сравнению с 2003 годом он вырос на 30 тыс. тонн.

По словам господина Пинчука, на экспорте метизники зарабатывают пока немного — в прошлом году эта сумма не превысила 178 млн. долларов, тогда как российская металлургия в целом экспортировала своей продукции на 20 млрд. долларов. “Это капля в море, — говорит Алексей Пинчук, — но именно экспорт позволит предприятиям освоить свои избыточные мощности и увеличить прибыль, поскольку на внутреннем рынке каждый уже занял свою нишу, больших изменений не предвидится, а потребление метизной продукции скорее будет падать, чем расти”. Согласны с этим и производители. “В 2006 году мы прогнозируем рост примерно на 2%, — говорит Марина Герасимова.м — Есть признаки падения в автопроме, и это отразится на продаже калиброванной стали и крепежных изделий”.


Екатерина ГРИШКОВЕЦ
Business Guide (Металлургия)

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: