ТПП РФ подвела итоги работы российской металлургиии в 2005 году
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.02.2006
ТПП РФ подвела итоги работы российской металлургиии в 2005 году

МЕТАЛЛУРГИЯ

Черная и цветная металлургия традиционно занимает в России второе место после нефтегазовой отрасли по объемам экспортных поставок и третье по доле в объеме промышленного производства страны. Металлургическая отрасль обеспечивает примерно 18 процентов российского экспорта. На ее долю приходится 19,3 процента промышленного производства страны.
Металлургическую промышленность России отличает высокая степень концентрации производства — около 90 процентов продукции черной металлургии производится шестью крупными компаниями, цветной — пятью. По производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступает Китаю, Японии и США), по производству и экспорту алюминия — 2-е, уступая только США, по производству никеля — первое.

Интенсивному развитию интеграционных процессов способствовал тот факт, что в ходе массовой приватизации произошло распыление собственности вплоть до выделения из юридически оформленных в плановой экономике комбинатов отдельных производителей, ставших самостоятельными акционерными обществами. Однако в условиях разрыва кооперационных связей, большинство этих новых структур оказались малорентабельными, даже убыточными, что ускорило приобретение их активов на неупорядоченном фондовом рынке более крупными металлургическими предприятиями и концентрации собственности в рамках нескольких компаний.

Устойчивый платежеспособный спрос на продукцию российской металлургии за рубежом создал предпосылки для стабильного развития отрасли в последние 10 лет. По сравнению с кризисным 1998 годом объем производства в черной металлургии увеличился за 1999-2004 годы на 59 процентов, в цветной — на 55 процентов.

С начала 2005 года на большинстве металлургических комбинатов России наблюдалось замедление и снижение объемов производства металла, что явилось прямым следствием ухудшения мировой конъюнктуры, увеличения складских запасов и низкой деловой активности в основных металлопотребляющих регионах мира. В результате ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», например, в январе-мае 2005 года снизило производство готового проката на 9,8 процента, производство стали — на 10 процентов, чугуна — на 14,1 процента, агломерата — на 9,1 процента, кокса — на 17,7 процента.

Сохранение высоких издержек на сырье и сокращение объемов производства, по мнению аналитиков, приведет к снижению рентабельности российских металлургических комбинатов примерно в 2-2,5 раза. Если в прошлом году операционная рентабельность лидеров российского металлургического сектора была в среднем 30-40 процентов, в текущем она составляет 10-20 процентов. Однако к глобальному обвалу в отрасли наметившаяся тенденция не приведет.

С другой стороны, снижение мировых цен на металл, по мнению делового сообщества, может создать необходимые предпосылки для оптимизации существующего производства, снижения коэффициента затрат, переход на более ресурсосберегающие технологии, а в конечном счете способствовать переориентации российской металлургии на внутренний рынок и реформированию добывающей базы отрасли.

Программа мер, направленных на активное переключение на внутренний спрос, возможный в результате существенного ускорения развития металлоперерабатывающих отраслей, четко зафиксирована в разработанной Стратегии развития металлургии и одобренном Правительством РФ комплексе мер по ее реализации.

По общему признанию экспертного сообщества экономический рост в металлургии имеет гораздо более качественное содержание, чем в нефтегазовой отрасли. Большинство отечественных металлургических компаний сумело в крайне сжатые сроки осуществить консолидацию и реструктуризацию своих активов и стать корпорациями мирового уровня.
Осенью 2005 года крупнейшая сталелитейная компания России — ООО «Группа Евраз» разместила выпущенные евробонды на 750 миллионов долларов. Такую сумму за один раз до сих пор не удавалось привлечь ни одной частной российской компании.

Нестандартно подойдя к использованию зарубежных систем управления производством, ОАО «Русал» разработало свою собственную систему «Русал Бизнес Системы», позволяющую существенно повысить производительность труда и эффективность деятельности структурных подразделений компании. Благодаря комплексной модернизации производства, ОАО «Русал» получило возможность увеличить объем выпуска алюминия на 300 тысяч тонн на существующих мощностях. Это фактически целый новый завод.

В 2004-2005 годах почти все крупные металлургические компании скупали угольные и рудные активы, а также выстраивали собственную логистику. Укрепление курса на вертикальную интеграцию обусловлено необходимостью усиления контроля над издержками и стремлением застраховаться от возможных изменений рыночной конъюнктуры. По оценке аналитиков фондового рынка, именно отсутствие собственных железнорудных и угольных активов снижает надежность и устойчивость работы ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Примечательно, что в прошлом году, ставшем рекордным для мировой металлургии по масштабам слияний и поглощений, российские металлургические компании обеспечили три из 10 крупнейших сделок в этой отрасли.

Крупнейшие предпринимательские структуры металлургии — ОАО «Северсталь», Стальная группа «Мечел», ООО «Группа Евраз», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в последние годы уделяют первостепенное внимание вопросам разработки стратегий развития и повышения прозрачности бизнеса, стремясь инвестировать накопленные, благодаря удачной рыночной конъюнктуре средства, в обновление производства и приобретение зарубежных активов. Владельцы отечественных меткомбинатов теперь являются работодателями тысячам иностранных граждан на 5 континентах.

Ведущие металлургические компании России считают необоснованными подозрения в том, что, покупая зарубежные активы, они тем самым стремятся обезопасить себя от политических рисков в своей стране. Как правило, приобретение иностранных «дочек» российские бизнесмены связывают с необходимостью получить гарантированные рынки сбыта или новые источники сырья. Когда «Норильский никель» купил 20 процентов акций южноафриканской компании Gold Fields, он приобрел не просто одну из крупнейших золотодобывающих компаний в мире, но и ее первоклассные активы в ЮАР, Гане, Австралии и ее проекты в Перу и Финляндии.
Расширять бизнес за пределы страны предпринимателей из отечественной металлургии вынуждают и различные протекционистские барьеры, возведенные на пути продвижения российской металлопродукции на североамериканские и западноевропейские рынки.

Вместе с тем, возможности дальнейшего повышения доходности металлургического производства в рамках сложившейся системы приоритетов постепенно исчерпываются. Во-первых, интенсивный рост выпуска металлопродукции крайне ограничен. Базовые производства в металлургии (добыча железной руды, добыча и производство концентратов цветных металлов, выплавка чугуна, первичного алюминия и ряда других видов материалов для дальнейшего металлургического производства (передела) функционируют при предельно высоком уровне загрузки мощностей (коэффициент их использования составляет более 90 процентов), рынки металла других стран находятся в состоянии повышенной конкуренции. Тарифные и нетарифные ограничения в отношении поставок из России действуют более чем в 40 странах мира.

В российской металлургии сформировалась структура производства, резко отличающаяся от аналогичных структур в других странах мира. Она характеризуется крайне низкой долей продуктов с высокой добавленной стоимостью (менее 10 процентов в валовом отраслевом продукте) и большим объемом производства сырья и продуктов базовых переделов. Значительная часть железной руды, окатышей, металлолома, чугуна и почти 60 процентов экспортируемого готового проката для внешнего рынка (в том числе горячекатаного листа) поступают на металлургические предприятия для дальнейшей обработки.

Как следствие, инвестиционная активность в российской металлургии низкая. Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал страны составляет 1,8 процента, что не соответствует ее роли в экономике и уровню ее инвестиционных возможностей. Объем прибыли, полученный металлургией в 2003 году, почти в 3 раза превышает отраслевой объем инвестиционных вложений. Это только одно из множества противоречий, ограничивающих дальнейшее развитие отрасли.
На каких важнейших проблемах, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать усилия государства и предпринимательского сообщества для стабильного развития отечественной металлургии?

Первое. Очевидна необходимость интенсификации развития метал-лопотребляющих отраслей национальной экономики, что предполагает участие государства в виде заказов на нужды обороны и поставку металлопродукции для возведения крупнейших социально-экономических объектов. Участие государства подразумевает и прямые государственные решения по развитию важнейших металлопотребляю-щих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо— и авиастроение), а также при оценке инвестиционных программ естественных монополий — РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги».

Второе. Требуется повышение конкурентоспособности российской металлопродукции. В настоящее время 46 процентов экспорта российских предприятий черной металлургии и 90 процентов цветной металлургии составляет продукция с низкой добавленной стоимостью, в то время как изделия зарубежной металлопереработки занимают более 20 процентов емкости российского рынка.
Наиболее оптимальный путь к обеспечению требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции на внутренний и внешний рынки — широкое и ускоренное внедрение инноваций. Так, в целях увеличения присутствия в основных макросегментах внутреннего рынка в ОАО «Северсталь» осуществляется ряд проектов, направленных как на увеличение объемов производства, так и на улучшение качества продукции и расширение ее ассортимента. В 2004 году в ОАО «Северсталь» освоено 23 новых вида продукции. Кроме того, большое внимание уделяется улучшению сервиса для клиентов. В 2005 году в стадии реализации находится ряд программ и проектов, направленных на решение вышеперечисленных задач. Это «Менеджмент ключевых клиентов», «Электронная торговая площадка», «Новые виды продукции».

Третье. В комплексном решении нуждаются вопросы, обусловленные ограниченностью разведанных запасов минерального, рудного сырья. За последние 10 лет детально не разведывались и не были утверждены в ГКЗ России запасы ни по одному крупному месторождению твердых полезных ископаемых для металлургии. Крайне низок уровень разведки запасов таких стратегических видов сырья, как хром, марганец, титан, цирконий. Освоение выявленных еще в советское время месторождений непривлекательно для субъектов предпринимательской деятельности из-за высоких рисков и больших капитальных затрат. Выход из сложившейся ситуации видится в корректировке введенного в 2002 году налога на добычу полезных ископаемых и использование концессионных механизмов. По мнению ряда представителей экспертного сообщества, многие месторождения дефицитных видов минерального сырья могут быть разработаны только в условиях применения особого налогового режима.

Немаловажное значение будет иметь совершенствование федерального законодательства, касающегося обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов. Предполагаемые изменения в действующем законодательстве направлены на ликвидацию функционирования нелегальных производств по переплавке лома, а также на создание максимально прозрачной схемы уплаты НДС, что позволит бюджету получить дополнительно 12-15 млрд. рублей. Кроме того, из-за уменьшения количества мест расположения нелегальных плавильных производств должно значительно сократиться количество случаев воровства проводов, бытовых предметов, памятников культуры, расхищения военной техники и оборудования.

В последние годы заметно обострилась конкуренция на внутреннем рынке продаж металлопроката. Это вынуждает торговые дома металлургических заводов и независимых торговцев металлопродукцией осваивать современные технологии трейдинга. Поэтому и те и другие предпринимательские структуры активно занялись созданием сервисных металлоцентров (СМЦ), в которых конечному потребителю не только продадут, но и обработают металл. Именно так уже многие годы организована торговля на Западе, где объем дорабатываемой продукции составляет более половины всех продаж металла. На российском рынке сейчас таким способом обрабатывается только 1-2 процента металлопродукции.
Некоторые эксперты считают, что прямой перенос зарубежной схемы работы в среду российского бизнеса бесперспективен: в Европе, например, металлосервис развивается с 20-х годов прошлого века, посредники между металлургическими заводами и конечными потребителями выстраивали цивилизованный рынок десятилетиями. Тем не менее, большинство независимых трейдеров России все же собираются осилить этот путь максимум за пять лет, утверждая, что иного варианта у них не существует.

Уже сейчас на отечественном рынке есть компании, которые можно назвать скорее производственными, чем трейдинговыми. Например, компания «Инпром» установила оборудование для резки сортового проката — ленточные обрезные станки. Компания намерена также закупить линии продольно-поперечной резки рулонного металла и оборудование для обработки строительной арматуры.
Между тем, качественный металлосервис, особенно связанный с внедрением СМЦ, требует от бизнесменов больших вложений, которые при существующей ценовой политике крупных металлургических комбинатов и снижении цен на прокат далеко не всегда себя оправдывают. При этом основная проблема рынка металлотрейдинга — в его непрозрачности. Оценить объем обработки средств, разветвленность сети, оборачиваемость складов, не аффилированных с крупными холдингами компаний, внешнему инвестору крайне сложно. Сейчас трейдеры признают, что их компании пока недооценены и могут быть скуплены на спаде рынка ниже своей действительной стоимости.

Торгово-промышленная палата РФ разделяет озабоченность национального предпринимательства, занятого в трубной подотрасли металлургии, по поводу затянувшего принятия правительственных мер по защите их интересов. В текущем году резко вырос демпинговый импорт трубной продукции из Украины, и особенно стратегически важных труб большого диаметра, используемых при сооружении магистральных нефте— и газопроводов. Как следствие — сокращение поставок отечественными производителями на внутренний рынок исчисляется сотнями тысяч тонн. Под угрозой срыва оказались инвестиционные программы ряда российских компаний. А реальный ущерб, нанесенный российским металлургам стихийным украинским импортом, за 8 месяцев 2005 года составил 350 миллионов долларов, и к концу года может достигнуть 500 млн. долларов. На наш взгляд, со стороны Минэкономразвития России требуются более интенсивные усилия в плане продления соглашения по регулированию импорта, которое действовало между Россией и Украиной с 2001 по 2004 годы. Аналогичной позиции придерживаются и российские производители оцинкованного проката, которые, после снятия в ноябре 2005 года квот на его поставку из Украины, намерены инициировать антидемпинговые расследования в случае выявления со стороны украинских металлургов фактов недобросовестной конкуренции.

Доклад ТПП РФ

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: