«Авианалет» на горно-обогатительный комбинат
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.04.2003
«Авианалет» на горно-обогатительный комбинат
В Мурманской области обостряется конфликт из-за месторождения редких металлов между губернатором и компанией «ФТК», за которой, судя по всему, стоят авиапромышленники

Как сообщили RBC daily, в прошлую пятницу губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов во время визита Владимира Путина в Санкт-Петербург обратился к российскому президенту с личной просьбой урегулировать ситуацию с Ловозерским горно-обогатительным комбинатом, единственным в стране производителем редкоземельных металлов ниобия и тантала. Во время встречи с главой государства губернатор сообщил о том, что купившая Ловозерский ГОК в 2002 году инвестиционная компания «ФТК» является «недобросовестным собственником», из-за бездействия которого простаивает уникальное предприятие. Стоит ожидать, что ситуация может обостриться. Дело в том, что ИК «ФТК» представляет на предприятии интересы одной из российских финансовых групп, работающих в авиапромышленности и покровительствуемых на самом высшем уровне.

Ловозерский ГОК – на сегодня единственное предприятие, обеспечивающее страну ниобием и танталом. Эти редкие металлы являются стратегическим сырьем, без которого невозможно развитие качественной металлургии и конкурентоспособного машиностроения. Сплавы с их добавками используются в аэрокосмической, атомной, электронной, авиационной, военной промышленности, химическом машиностроении, электротехнике. Металлы с добавками ниобия и тантала обладают повышенными жаропрочностью, хладостойкостью и механической прочностью. Это делает их незаменимыми в производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции машиностроения и металлообработки. Например, авиационный двигатель из ниобиевой стали значительно легче, чем из обычной, что позволяет серьезно облегчить конструкцию самолета. Судя по всему, конфликт на ГОКе разгорается именно за поставки продуктов переработки тантала и ниобия на авиационные заводы – как российские, так и зарубежные.

Попытки мурманского губернатора привлечь высших государственных чиновников к решению проблем предприятия начались еще в первых числах апреля. Тогда Юрий Евдокимов обратился к Татьяне Трефиловой, главе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), с просьбой «нажать» на руководство «ФТК» с тем, чтобы она либо выполняло свои обязательства в отношении Ловозерского ГОКа, либо уступила управление другому собственнику. Такая же просьба была направлена в адрес полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко. По словам мурманского губернатора, градообразующее предприятие ЗАО «Ловозерская горно-обогатительная компания», проданное в октябре 2002 г. в результате конкурсного производства без учета и вопреки мнению региональных властей малоизвестной московской компании «ФТК», уже более месяца простаивает.

В самой инвесткомпании данным обвинениям удивляются. «Простой предприятия – это уже прошедший этап. Комбинат действительно не работал более месяца по причине неплатежей его единственного потребителя - Соликамского магниевого завода (ОАО «СМЗ»)», – сказала RBC daily вице-президент «ФТК» Нэля Михайлова. В пресс-службе губернатора говорят, что если предприятие и было запущено, то только в понедельник, 14 апреля. А владельцы предприятия, по словам Юрия Евдокимова, продолжают игнорировать справедливые требования коллектива об увеличении заработной платы. Так, сегодня на комбинате зарплата ниже прожиточного минимума и составляет 2700 рублей. Протестуя против этого, двое рабочих предприятия на прошлой неделе провели голодовку. Акция протеста была официально прекращена, но этим конфликт не был исчерпан. В субботу 12 апреля местные жители организовали общепоселковый митинг под лозунгами: «Работу и достойную зарплату».

Между тем действия губернатора выглядят довольно странно. По данным «Металлургического бюллетеня», переработка лопарита (основного сырья на ГОКе) в 2000 году составила 9,5 тыс. тонн, в 2001 году 12,1 тыс., а в 2002 году – 8,9 тыс. тонн. «Снижение производства на ГОКе объясняется, прежде всего, ухудшением мировой конъюнктуры: цены на тантал за последние 2 года упали более чем в 10 раз, цены на ниобий в 1997-2000 годах также находились на низком уровне и только сейчас начали восстанавливаться», – говорит аналитик «Металлургического бюллетеня» Наталья Шафоростова. По ее словам, «проблема с потребителем ловозерского сырья также выглядит правдоподобно – в Советском Союзе лопаритовый концентрат перерабатывался в Соликамске и Эстонии, – но эстонское предприятие сейчас законсервировано, и Соликамск является монополистом». Между тем соликамское предприятие едва справляется с заказами. Дело в том, что в 60-е годы, когда в стране начали добывать лопарит, на СМЗ создали уникальную технологию - хлорный метод переработки лопарита, однако, благодаря партийному решению сосредоточить производство высокочистых окислов в Казахстане, завод остался ни с чем. Какой-то период они пытались использовать лопарит для выпуска карбонатов редкоземов, но не смогли угадать конъюнктуру, и проект оказался неудачным. Развитию производства помешал и развал Союза, после чего сократились заказы со стороны ВПК. Сейчас основная масса продукции СМЗ уходит на экспорт, где приходится серьезно конкурировать с бразильцами и китайцами.

Тем не менее в мурманской администрации активно используют факт сокращения производства для давления на собственников. Очевидно, власти понимают, что за «ФТК» стоит одна из российских авиапромышленных групп. Дело в том, что «ФТК» владеет 19,97% авиастроительной корпорации «Иркут». Кроме того, она активно консультирует и другие авиационные предприятия (среди ее клиентов – РСК «МИГ», Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева, Daimler Chrysler Aerospace, Hainan Airlines, «Русская Авионика»), что было бы довольно странно для обычной консалтинговой компании, не имей она хороших контактов "наверху". Как отметил RBC daily источник в одной из авиастроительных компаний, «торговля редкими металлами является выгодным делом, но «ФТК» отстаивает на ГОКе интересы именно авиационщиков, стремящихся обеспечить свое производство дешевым сырьем, пусть и в ущерб развитию редкоземельной отрасли: планы по бурному развитию есть и у «Иркута» и у других компаний». По мнению того же источника, мурманские власти могут отстаивать интересы одного из крупных российских сырьевых холдингов, который намерен диверсифицировать свою продукцию.

RBC-Daily Андрей Сердечнов, Михаил Смирнов

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: