Президент Alcoa Russia: Энергетика решает все
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
30.11.2006
Президент Alcoa Russia: Энергетика решает все
Alcoa Russia, подразделение крупнейшего в мире производителя алюминия и изделий из него - американской компании Alcoa - появилась в Россию почти два года назад. Тогда компания приобрела у "РусАла" "Самарский металлургический завод" (СМЗ) и "Белокалитвинское металлургическое производственное объединение" (БКМПО) за $257 млн. О планах по дальнейшему развитию на территории РФ, перспективных проектах, а также о сложностях, с которыми Alcoa приходится сталкиваться в ходе ее деятельности в России, "Интерфаксу" рассказал президент Alcoa Russia Уильям О'Рурк

- Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах развития Alcoa на территории РФ и стран СНГ.

- На сегодня наша первоочередная задача - это расширение бизнеса в Самаре и Белой Калитве. На данный момент объемы потребления алюминия на душу населения в России очень невысокие - около 4 кг, в то время как в Европе и США этот показатель находится на отметке около 40 кг. Так что мы ожидаем существенного повышения спроса на этот металл. Именно поэтому нашей первоочередной задачей является расширение производства и повышение эффективности работы на СМЗ и БКМПО.

- Продолжает ли Alcoa изучать возможность строительства завода в Хабаровском крае? Принято ли уже окончательное решение?

- Alcoa всегда рассматривает и изучает различные варианты расширения производства по всему миру. Говоря о возможности строительства алюминиевого завода на Дальнем Востоке, хочу отметить, что это пока лишь один из вариантов нашего развития на территории РФ.

Окончательное решение пока еще не принято - мы продолжаем работать с правительством по этому вопросу и обсуждать проект со строительными компаниями. При этом основной проблемой является вопрос с ценами на энергоносители. Для реализации этого проекта нам необходимо получить гарантию долгосрочного контракта на поставку электроэнергии.

Сейчас мы завершаем строительство завода в Исландии, который планируем запустить в самое ближайшее время. Может возникнуть вопрос, почему именно в Исландии, ведь в этой стране нет своего сырья для производства первичного алюминия, и поэтому мы будем поставлять глинозем на предприятие из других стран. Кроме того, продукция с нового завода будет в основном вывозиться за пределы Исландии.

Основным аргументом в данном случае является наличие гигантской гидроэлектростанции, которая сможет обеспечивать завод электроэнергией очень длительный период времени. Этого факта было вполне достаточно для того, чтобы принять решение о строительстве. Правда, на согласование всех условий нам потребовалось несколько лет.

- Какие производственные мощности этого завода?

- Мы планируем, что мощность нового завода в Исландии составит 300 тыс. тонн в год.

- Расскажите, пожалуйста, о планах компании по дальнейшей экспансии. Продолжает ли Alcoa изучать возможность строительства дополнительных мощностей, в том числе на территории РФ, Бразилии, Ближнем Востоке?

- Слияния являются очень сложным процессом из-за размеров нашей компании с точки зрения получения разрешений со стороны антимонопольных органов. В то же время, мы не исключаем новые приобретения, но это будут не очень крупные компании и предприятия. Мы также рассматриваем возможность новых приобретений на территории РФ.

Хочу еще раз повторить, что мы заинтересованы в строительстве новых мощностей по всему миру, и изучаем различные варианты. Сейчас мы думаем о возможности развития нашего бизнеса в Тринидаде, но пока еще не получили разрешения правительства на заключение долгосрочного контракта на поставку электроэнергии. По моему мнению, строительство завода в этой стране является достаточно выгодным с точки зрения энергообеспечения.

В наши планы по дальнейшей экспансии входят также Новая Гвинея, Гана, Бахрейн, Бруней, КНР и Канада - это те регионы, в которых мы очень заинтересованы. Кроме того, интерес для нас представляет создание совместных предприятий в Гвинее и Гане, где находятся месторождения бокситов. Мы сейчас рассматриваем возможность строительства на этих территориях глиноземных заводов.

- Планирует ли Alcoa Russia заключать новые контракты для расширения географии поставок сырья внутри РФ, снизив, тем самым, зависимость от существующих поставщиков, в первую очередь от "РусАла"?

- На данный момент мы получаем сырье для производства на наших предприятиях в России от "Русского алюминия", с которым у нас заключен долгосрочный контракт. Я надеюсь, что мы продолжим строительство новых мощностей в РФ, так что нам потребуется увеличить объемы поставок первичного алюминия для производства алюминиевой продукции.

Не исключено, что в этом случае уже в ближайшее время мы столкнемся с проблемой обеспечения достаточными объемами сырья. Поэтому мы продолжаем вести переговоры с "РусАлом", СУАЛом и другими производителями алюминия в мире, в том числе с компаниями из КНР и Австралии.

Я надеюсь, что мы сможем удвоить объемы производства в РФ. Не исключено, что в этом случае мы будем рассматривать другие дополнительные варианты поставок первичного алюминия на наши предприятия. Не думаю, что кто-то хочет быть полностью зависимым от кого-либо, ведь это далеко не выгодная позиция.

- ЕС обсуждает вопрос снижения или полной отмены ввозных таможенных пошлин на алюминий. Каким образом их отмена отразится на деятельности Alcoa в Европе?

- Таможенные пошлины являются существенным фактором, влияющим на нашу деятельность. Например, исходя из плана продаж Alcoa Russia на 2007 год, 50% выпускаемой продукции будет поставляться на внутренний рынок РФ, остальные 50% - на внешний. Конечно, мы поставляем нашу продукцию и в европейские страны, где ввозная пошлина составляет 7,5%. Если еще к этому добавить расходы, связанные с транспортировкой продукции, это снижает наш доход, поэтому мы вынуждены искать различные варианты для сохранения баланса.

Нам было бы более выгодно, чтобы существенная часть наших поставок приходилась на территорию РФ. Это позволило бы сократить нам транспортные издержки и избежать таможенных пошлин.

Мы сможем сохранить постоянный контингент наших заказчиков в том случае, если будем поставлять продукцию высокого качества и в оговоренные сроки. Но я не думаю, что снижение пошлин будет очень существенным, и вряд ли оно произойдет в ближайшее время.

Я надеюсь, что со вступлением России в ВТО, и в результате переговоров с Европейским союзом мы увидим самые справедливые пошлины в мире, что приведет к справедливым торговым отношениям. Я хочу подчеркнуть - не к свободным торговым отношениям, а к справедливым.

Если вопрос наличия или отмены таможенных пошлин в том или ином регионе является крайне важным, я согласен, пусть правительство их вводит, но они должны носить экономический характер и не являться протекционистскими или запретительными.

Более справедливые торговые отношения во всем мире оказали бы, в первую очередь, благоприятное влияние на деятельность мировых компаний, в том числе и Alcoa. Мы хотели бы сами принимать решения о том, куда поставлять свою продукцию, ориентируясь на географию поставок, потребности наших клиентов, а не на таможенные пошлины и затраты на транспортировку.

- Что нужно сделать России для того, чтобы создать благоприятные условия для иностранных компаний? Что сейчас мешает работать на российском рынке?

- Мы сталкиваемся с рядом трудностей в России, и это в основном проблемы, связанные с российским законодательством. Например, наши предприятия в РФ планировали выпускать продукцию для нужд российского военно-промышленного комплекса, и правительство настороженно отнеслось к тому, чтобы американская компания пришла на заводы и занималась подобными заказами.

Существуют определенные обязательства, предусмотренные условиями данной сделки, которые мы соблюдаем. Так, мы обязаны обслуживать государственные заказы в приоритетном порядке, и мы это делаем. Наши производственные мощности пока еще не совсем стабильны, так что иногда мы осуществляем наши поставки позже оговоренных сроков, но это происходит с нашими поставками не только в России, а по всему миру. При этом мы делаем все, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону во всех странах, где мы работаем.

Мы работаем в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми нам правительством. В частности, ни я, ни любой другой из иностранных сотрудников не можем даже увидеть некоторые из технологий, используемых в госзаказах, не можем присутствовать при изготовлении этих заказов и наблюдать в этот момент за оборудованием. На наших предприятиях в РФ могут работать российские граждане, российские инженеры, которые и управляют этим оборудованием, и мы строго соблюдаем эти ограничения.

Однако в будущем для транснациональных компаний, которые приходят работать в РФ, нужна гарантия стабильности в деятельности регулирующих органов и законодательства. Сейчас мы этого не видим. Компаниям необходимо знать, какие законы могут быть приняты в ближайшем будущем. Кроме того, важным моментом является их логичная и последовательная интерпретация и применение. Тем не менее, хочу отметить, что в российском законодательстве наблюдаются существенные улучшения.

- Как, по Вашему мнению, изменится работа иностранных компаний в России после президентских выборов 2008 года?

- Я опасаюсь, что до президентских выборов 2008 года правительство РФ предпочтет не принимать важных решений для развития экономики страны, стремительный рост которой на протяжении последних десяти лет оказался достаточно неожиданным. Одна из причин того, что Alcoa работает на территории РФ - именно высокие темпы экономического развития, которые, по моему мнению, будет очень сложно остановить.

Если в РФ до 2008 года не будет происходить никаких перемен, это приведет к прекращению роста экономики, а для нас это неприемлемо. Если придет новый президент и новая администрация, мы хотим быть уверенными в российском законодательстве и его предсказуемости. Это важно для транснациональных компаний, которые планируют продолжить инвестировать средства в проекты на территории РФ.

- Каких финансовых показателей планирует добиться Alcoa от деятельности в РФ в этом году? Ваши прогнозы на будущее?

- Когда мы пришли работать в Россию в феврале 2005 года, в наши первоначальные планы входили значительные инвестиции в деятельность на территории РФ для модернизации производства и увеличения объема поставок нашим клиентам. И мы понимали, что вкладываем деньги в проекты с длительным сроком окупаемости и что потребуется не менее трех лет для того, чтобы выйти на прибыльный уровень.

Уже прошло почти два года, и мы пока еще не стали безубыточными. В этом году наши предприятия в РФ вновь продемонстрируют убыток, и это, конечно, очень обидно. Следующий год, по моему мнению, будет переломным. Мы должны выйти на прибыльный уровень до истечения трехлетнего срока нашего пребывания в России, и это по-прежнему является нашей основной задачей.

Говоря о том, чего мы хотим достигнуть в долгосрочной перспективе - то мы планируем получить достаточные доходы, которые смогут покрыть наши затраты на привлечение капитала.

Мы могли бы положить деньги, которые инвестировали в РФ, вместо этого в банк под 15% годовых. От инвестирования средств в России мы рассчитываем получить больший доход, или, как минимум, такой же. В наши планы входит получение доходности от деятельности на российском рынке в 2010 году в размере 10%. При этом мы приложим максимальные усилия для того, чтобы превысить этот запланированный показатель.

Я хочу добавить, что для меня большая честь - говорить от имени всех 10 000 сотрудников Alcoa Russia, и мне не хватает слов, чтобы в достаточной мере оценить усилия всего персонала российского подразделения Alcoa, направленные на наш общий успех. Мы еще не пришли к успеху, мы еще даже не вышли на точку безубыточности, но я уверен, что мы добьемся этого и много большего.


- Как Вы относитесь к созданию новой объединенной компании "Российский алюминий"? Усилится ли конкуренция с появлением нового крупного игрока? Как это отразится на мировых ценах на алюминий? Уступит ли Alcoa лидерство "Российскому алюминию" по финансовым показателям? По объемам производства?


- Складывается впечатление, что процесс слияния происходит очень активно, и новая компания, скорее всего, появится. Если это произойдет, то это будет крупнейшая сделка среди производителей первичного алюминия во всем мире. Производственные мощности Alcoa будут примерно на 200 тыс. тонн первичного алюминия ниже, чем у новой компании, но со временем, я полагаю, ситуация изменится. Я не считаю, что тоннаж является основным показателем успешности компании, ими должны быть объемы выплаченных дивидендов, полное удовлетворение требований заказчиков.

Новая компания будет обладать огромными возможностями и престижем, она будет серьезным конкурентом. Но его наличие будет нас стимулировать к дальнейшему улучшению нашей деятельности. "РусАл", СУАЛ и Glencore - три хороших компании, - и если они объединят свои активы, будет создан очень мощный конкурент. Это хорошо, и это заставляет нас развиваться.


- Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития мирового рынка алюминия?


- На мой взгляд, перспективы достаточно оптимистичные. Несмотря на то, что в промышленности, в том числе авиастроении, появляется много новых композитных материалов, на алюминий по-прежнему приходится основная часть, так что мы еще долгое время сохраним свои позиции в этом секторе. Кроме того, алюминий является важным материалом с экологической точки зрения: он пригоден для вторичной переработки и может использоваться постоянно, снова и снова - то есть сегодняшняя алюминиевая ложка завтра может стать самолетом. Кроме того, использование алюминия при производстве автомобилей делает их более легкими и позволяет, таким образом, сокращать расход топлива. И это касается всех видов транспорта.

"Интерфакс"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: