Нержавейка: Демпинг мнимый или реальный?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
06.03.2007
Нержавейка: Демпинг мнимый или реальный?
Интервью Исполнительного директора Ассоциация «Спецсталь» Российскому информационному агентству Накануне.RU

- Вышло постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 95 г. "О мерах по защите российских производителей никельсодержащего проката". Россия вводит антидемпинговую пошлину в размере 840 евро за тонну на импорт нержавеющего проката из стран ЕС. Андрей Александрович, к какому экономическому эффекту приведет эта мера.

Хочу сразу отметить, что постановление Правительства РФ о введении антидемпинговой пошлины касается только поставок плоского проката из никельсодержащей нержавеющей стали, ввозимой из стран ЕС.

Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», объем российского импорта плоского проката в 2006 году составил более 106 тыс.тн, в том числе никельсодержащего ~ 83 тыс.тн. или 78% от общего объема поставок. Доля стран Евросоюза в объеме поставок никельсодержащего плоского проката в 2006 году составила ~ 68% или 56,5 тыс.тн. Именно этот объем и попадает под действие антидемпинговой пошлины. Точнее должен, по идее авторов постановления, попасть под ее действие. Однако по нашему мнению, это далеко не так. Введение антидемпинговой пошлины не решает насущных проблем, связанных с серым импортом и, в целом, с развитием российского рынка нержавеющей стали.

Говорить об ощутимом эффекте от введения антидемпинговой пошлины для отечественных предприятий не приходится. Какой эффект, кроме роста цен на внутреннем рынке, может принести любая запретительная мера на импорт продукции, которую мы не можем производить?

Название «нержавеющий плоский прокат», даже с указанием – никельсодержащий, это всего лишь класс продукции, который подразделяется по маркам стали, механическим свойствам, коррозионной стойкости, качеству поверхности, ее отделки, геометрическим размерам, допускам и упаковке. Все эти параметры создают многообразие той номенклатуры, которую потребляют в настоящее российские предприятия. Нельзя заменить одну тонну проката с высокой отделкой поверхности иностранного производства на две тонны отечественной продукции, выпускаемой по давно устаревшим стандартам и техническим условиям.

Поэтому, говоря о том, какой экономический эффект принесет введение антидемпинговой пошлины, мы должны сразу разделить участников рынка на группы, по принципу, кому что выгодно.

Первая группа - производители плоского проката из нержавеющей стали.
Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», отечественные предприятия произвели в 2006 году около 50 тыс.тн плоского проката в том числе: ОАО Челябинский МК ~ 40 тыс.тн, ВМЗ Красный Октябрь ~ 3,4 тыс.тн, ММЗ Серп и Молот ~ 2,5 тыс.тн и остальные ~ 4,1 тыс.тн. Доля никельсодержащего плоского проката в общем объеме производства составила примерно 88% или около 44 тыс.тн.

Для примера: современные специализированные предприятия по выпуску плоского проката из нержавеющей стали производят в год от 200 тыс.тн до 1,0 млн.тн. Поэтому говорить о серьезном потенциале российских предприятий без модернизации и замены основного производственного оборудования, увы, пока не приходится.

В ближайшее время российские предприятия смогут увеличить объем производства плоского проката до 70-80 тыс.тн. Однако основным фактором роста будет не введение антидемпинговой пошлины, а рост потребления со стороны машиностроительного комплекса, традиционно тяготеющего к отечественной продукции.

Вторая группа участников рынка - это потребители.

Те компании, которые уже используют нержавеющий плоский прокат иностранного производства, вряд ли смогут перейти на продукцию с более низкими качественными характеристиками. Особенно это касается плоского холоднокатаного проката с отделкой поверхности 2В, ВВ, ВА, 4N, 8N… и проката для глубокой вытяжки. А это означает, что производители пищевого и торгового оборудования, столовых приборов, посуды, кухонной утвари, вытяжек, электроприборов, стиральных машин, моек, холодильников, турникетов и других товаров, где внешний вид является обязательным условием конкурентоспособности, останутся сторонниками импортной продукции.

Будет ли импортный прокат производства ЕС или Бразилии, ЮАР, Тайваня, Южной Кореи, Японии, Индии и Китая – это не столь важно. Самое главное, что прирост потребления в данном секторе, как и в строительстве, будет удовлетворяться за счет импортных поставок. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока в России не появится современное производство.

Третья группа участников рынка – трейдеры-импортеры и региональные трейдеры.

Российский импорт плоского проката и, в особенности, никельсодержащего уже много лет не попадает под определение какой-либо прозрачности. Этот процесс напоминают игру в забор, когда государство строит забор, а участники рынка, проковыряв небольшое отверстие, делают в нем вполне приличную дыру. Через некоторое время государство со словами «грабят», ставит новый забор, но и он стоит до тех пор, пока опять не появляется дыра внушительных размеров. Этими дырами на рынке нержавеющей стали являются фатальное занижение таможенной стоимости и толлинг как схема минимизации затрат.

У нас это называется переработкой товаров, в частности, лома нержавеющей стали вне таможенной территории РФ, с последующим ввозом готовой продукции. Вроде все: просто собрал лом, отправил на иностранный завод, тот, в свою очередь, произвел требуемый тебе прокат, который ты ввез обратно на территорию РФ. Но в данном процессе скрыто столько НО, что думать о бескорыстности таможенных чиновников, выдающих лицензии на переработку лома нержавеющей стали вне таможенной территории РФ, просто не приходится. Российский толлинг это только схема, позволяющая экспортировать лом без оплаты вывозной таможенной пошлины и ввозить готовый прокат по минимально низкой таможенной стоимости, оплачивая как бы только одну переработку.

Согласно оценке Ассоциации «Спецсталь», лицензии на переработку лома вне таможенной территории РФ открыты только на страны ЕС и распространяются только на никельсодержащую продукцию из нержавеющей стали. Около 95% ввезенной в 2006 году по толлингу продукции приходится на плоский никельсодержащий прокат, что соответствует ~ 46 тыс.тн. Напомним, что весь импорт данной продукции из стран ЕС составляет ~ 56,5 тыс.тн. Таким образом, более 81% всех импортных поставок плоского проката из стран ЕС, попадающих под антидемпинговую пошлину, осуществляется по толлингу.

По логике вещей, импорт проката по толлинговой схеме не должен попасть под действие антидемпинговой пошлины, так как производится из отечественного сырья. В этом случае принятое Правительством РФ Постановление вообще теряет какой-либо экономический смысл и становится политическим.

Если же толлинг попадет под антидемпинговую пошлину, в этом случае он просто прекратит свое существование как схема поставок из стран ЕС. Легче будет поменять наклейку страны происхождения на пачке или рулоне и выписать липовый сертификат. А свое продолжение как схема минимизации затрат толлинг получит уже со странами Юго-Восточной Азии, Бразилией, ЮАР и т.п.

До разрешения этого вопроса ждать осталось не долго. Постановление вступит в силу 20 марта 2007 года. До указанного срока ФТС РФ выпустит соответствующие приказы и распоряжения – тогда и увидим.

- Давайте вспомним предысторию вопроса. В СМИ сообщалось, что Минэкономразвития РФ начало расследование в октябре 2004 года на основании результатов рассмотрения заявления, поданного ОАО «Челябинский металлургический комбинат» от имени российских производителей. Инициаторы утверждали, что цена импортного проката более чем в два раза меньше внутренних цен на рынке ЕС. В ноябре 2005 года Минэкономразвития РФ направило в Правительство проект постановления, предусматривающий введение антидемпинговой пошлины в размере 840 евро за тонну.

В основном, все правильно. Только во всей этой истории с расследованием многое остается непонятным. Первое – это заключение сторонней организации о соответствии качества российского и импортного проката. Второе – само расследование, проводимое МЭРТ, в котором не принимали участие производители стран ЕС, обвиненные в демпинге. Третье – это наивная уверенность сотрудников МЭРТ в том, что таможенная стоимость, указанная в декларациях является реальной ценой товара, по которой он продается производителями стран ЕС. И где только они нашли такие контракты? Четвертое – МЭРТ подготовил и внес в правительство проект постановления. В соответствии с законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» правительство должно было принять решение в течение 14 дней, однако движение документа остановилось более чем на год. Или Правительство РФ живет по своим законам, или кому-то срочно потребовался документ для переговоров о вступлении в ВТО. Я думаю, что с таким подходом к действующему законодательству Российской Федерации правомочность данного постановления еще будет предметом разбирательства в Конституционном суде РФ.

- Совпадает ли мнение самих участников рынка, с официальными выводами МЭРТ по поводу демпинга и необходимости введения антидемпинговых пошлин на импорт нержавеющей стали?

Мнение отечественных производителей нам известно - оно положительно. Если уже столько лет государство ничего не может поделать с наведением порядка на таможне, то пусть хоть таким способом поможет ограничить или усложнить импорт. В любом случае это приведет к росту затрат на таможенную логистику и как следствие к росту цен на внутреннем рынке на импортную, а значит и на отечественную продукцию.

О демпинге, мнимом или реальном, нужно, в первую очередь, спрашивать у того, кто импортирует.

Компании-импортеры платят за продукцию по мировым ценам. Они бы и рады, чтобы кто-нибудь занялся реальным демпингом, но для этого нет объективных причин. Мировой объем производства плоского проката из нержавеющей стали составляет более 19,2 млн.тн. Из них на долю никельсодержащего проката (без учета 200 серии) приходится ~ 13,0 млн.тн. Общий объем российского импорта данной продукции составляет 0,083 млн.тн или 0,64% от объемов мирового производства.

Не нужно быть экономистом, чтобы оценить возможный риск для репутации конкретного производителя от реального демпинга на столь незначительном рынке. Он просто не соизмерим с туманно-возможной выгодой. А если нет экономического смысла, то и нет демпинга.

По поводу мнения трейдеров-импортеров о введении антидемпинговой пошлины, можно сказать, что оно будет зависеть от того, попадет ли толлинг под антидемпинговую пошлину или нет.

Если да, то они просто поменяют схему поставок. Если нет – тогда и не нужно что-либо менять. Основной удар примут те оставшиеся 19%, которые не используют толлинг.

Основным критерием для потребителей была и остается цена. Так как сегодня из-за серого импорта практически все потребители экономически лишены их законного права импортировать продукцию самостоятельно, их мнение зависит от того, подорожает или нет цена на продукцию на внутреннем рынке, и будет ли в связи с этим дефицит предложения.

Потребителям можно сильно не волноваться. Цены будут расти по объективным причинам роста цен на мировом рынке, а дефицит предложения будет зависеть от того хватит ли трейдерам средств для поддержания складских запасов на должном уровне.

А в целом, ничего, кроме удивления и разочарования, данное Постановление Правительства Российской Федерации не вызывает.

- Я знаю, что Вы являетесь противником введения подобных пошлин, в предыдущем интервью с Вами мы подробно говорили о том, что проблема российского рынка нержавеющей стали кроется в занижении таможенной стоимости импортируемой продукции. Насколько она соответствует реальному уровню мировых цен?

Да, я против введения антидемпинговой пошлины или иных запретительных мер в отношении иностранной продукции, будь то страны ЕС или любые другие, где умеют и производят высококачественную нержавеющую сталь. Здесь я на стороне российского потребителя, который должен использовать все самое лучшее, что производят в мире.

По моему глубокому убеждению, ввозную таможенную пошлину на те виды продукции, которые не производят российские предприятия, нужно вообще отменить. Вместо неэффективного механизма взимания ввозных пошлин сосредоточиться на установлении контроля за минимальной таможенной стоимостью импортируемой продукции из нержавеющей стали.

Именно отсутствие контроля со стороны государства за стоимостью импорта создает предпосылки для организации серых схем и коррупции. Если бы минимальная таможенная стоимость была сопоставима с реальной ценой на внешнем рынке, то никакой серый импорт или толлинг был бы экономически не целесообразен.

Для примера:

Цены на плоский холоднокатаный прокат из нержавеющей стали марки AISI 304 2В (российский аналог 08Х18Н9) на внешнем рынке в 2006 году поднялись с 2200 USD/тн до 4500 USD/тн. Именно по таким ценам «отечественные» импортеры покупали продукцию за рубежом. Среднегодовая цена, по данным Steel Business Briefing (SBB), составила 3450 USD/тн. на европейском и 3200 USD/тн. на азиатском рынках. Даже учитывая минимальный уровень мировых цен, размер таможенных платежей при пересечении границы должен был составить 765 USD/тн (пошлина 5% плюс НДС 18%). Однако при импорте указанной продукции в РФ (код ТН ВЭД 7219331000), объем которой оценивается на уровне 13,0 тыс.тн., среднегодовая таможенная стоимость составила всего 1415 USD/тн, а размер таможенных платежей, соответственно, 340 USD/тн . 765 и 340 долларов США на одной тонне – почувствуйте разницу.

И это несмотря на то, что Федеральная Таможенная Служба РФ установила контрольный (минимальный) уровень таможенной стоимости на импорт данной продукции, так называемый профиль риска на уровне 2700 USD/тн, что не совсем согласуется с реальным значением 1415 USD/тн. Получается, что ФТС, даже имея в руках инструмент регулирования, пользоваться им все равно пока не может. По имеющейся у нас информации, в начале 2007 года ФТС увеличила профиль риска на указанную выше продукцию до 2750 USD/тн. Только вот цены на внешнем рынке уже сейчас составляют 4600-4900 USD/тн. Вот и подумайте, на сколько выгоден толлинг и серый импорт, что простое декларирование таможенной стоимости на уровне профиля риска - 2750 USD/тн дает возможность не доплатить в бюджет почти 480 USD с каждой ввозимой тонны.

Поэтому для решения проблемы серого импорта нужно в первую очередь ликвидировать его экономическую составляющую, а именно несоизмеримый уровень минимальной таможенной стоимости и реальных цен на внешнем рынке. А красивые заявления о введении антидемпинговых пошлин против стран ЕС давайте оставим политикам; им пока не до нас, они очень хотят вступить в ВТО.

- Андрей Александрович, Вы упомянули о таком возможном последствии введения антидемпинговых пошлин - как ограничения поставок российской углеродистой стали на рынки стран ЕС.

Спасибо за интересный вопрос. В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали, для российского экспорта в страны ЕС установлены лимиты, которые, при соблюдении принятых на себя обязательств, увеличиваются каждый год. Так в 2005 году лимит составлял 2,21 млн.тн., в 2006 году лимит был увеличен до 2,27 млн.тн. Это довольно внушительные объемы экспорта, и в них заинтересованы крупнейшие российские производители стали. Если Евросоюз признает решение Правительства РФ о введении антидемпинговой пошлины необоснованным, он может сократить лимит и тем самым нанести прямой, а не мнимый ущерб отечественным производителям.

Данное соглашение будет регулировать поставки до вступления России в ВТО, переговоры о котором как раз и проходят в настоящее время. Может быть именно этим обстоятельством и продиктовано столь внезапное решение правительства РФ.

- Как отреагировали производители стран ЕС на введение антидемпинговой пошлины?

Все крупные европейские концерны негативно относятся к такому решению. Европейская конфедерация Eurofer, заявила, что введение антидемпинговой пошлины не обосновано, т.к. нержавеющий прокат из стран ЕС никогда не поставлялся в Россию по демпинговым ценам. Eurofer намерена бороться с этими мерами, и будет проводить консультации с заинтересованными компаниями для обсуждения возможной реакции.

Однако я далек от мысли, что руководство европейских концернов не знает, как прокат их производства поставляется в Россию. Косвенно европейские производители поддерживают серый импорт, поставляя по заявкам российских трейдеров свою продукцию в адрес оффшорных компаний. Да, прямых контрактов между производителями стран ЕС и оффшорными компаниями нет. Поставки осуществляются на основании счетов. Но эти поставки длятся уже много лет и все европейские участники, так рьяно пропагандирующие борьбу за прозрачность российского рынка, в курсе всего происходящего.

Вот и получается, что с одной стороны демпинга нет, а с другой стороны производители стран ЕС поддерживают серый импорт нержавеющего проката в Россию. Пора, господа, определяться, кого вы поддерживаете: государство российское или получение дохода любым путем.

- Смогут ли производители из стран Юго-Восточной Азии увеличить объемы экспортных поставок в связи с введением антидемпинговой пошлины против стран ЕС?

Почему только страны Юго-Восточной Азии? Практически любой современный производитель полного цикла может полностью обеспечить потребности российского рынка в плоском прокате. Если антидемпинговая пошлина распространится и на толлинг, а переклеивать наклейки будет лень, возможностью увеличения экспорта в Россию обладают производители таких стран как: Тайвань, Южная Корея, Япония, Индия и Китай. Но не надо забывать, что из ведущих европейских производителей только один концерн Outokumpu не располагает заводами вне стран ЕС. У концерна Arcelor есть завод Acesita в Бразилии, который имеет резервы для увеличения объемов производства. Acerinox располагает заводом Columbus в ЮАР, который уже хорошо известен российским потребителям. ThyssenKrupp является совладельцем завода в Шанхае. Так что отечественный потребитель, в любом случае, не останется без нержавеющего проката.

- Какие, на Ваш взгляд, практические шаги необходимо предпринять правительству РФ для реального вывода отрасли из кризиса?

В первую очередь, Правительство должно иметь желание, а возможности для конкретных решений у него есть. Судя по последним событиям, связанным с началом формирования под контролем государства металлургического холдинга по производству специальных сталей и сплавов, желание у государства уже появилось. Осталось создать механизм преодоления негативных явлений и вплотную заняться решением вопросов возрождения производства нержавеющей стали в России. Для решения этих вопросов, как с технической, так и с практической точки зрения есть все необходимое.

- Намерена ли Ассоциация «Спецсталь» обратиться к правительству РФ с конкретными предложениями по развитию российского рынка нержавеющей и специальной стали?

Да, такие предложения готовятся. 22 марта 2007 года, в Челябинске Ассоциация «Спецсталь» совместно с International Stainless Steel Forum будет проводить Международную конференцию «Перспективы развития российского рынка нержавеющей стали». Свое видение основных направлений развития представят ведущие отечественные предприятия-производители нержавеющей и специальной стали, производители ферросплавов и легирующих металлов, аналитические компании и специализированные ассоциации. Нам предстоит серьезный разговор о том, что надо сделать для развития отрасли специальной металлургии в нашей стране. Приглашаем к участию всех кому небезразлично, каким будет российский рынок нержавеющей стали в недалеком будущем.

Ассоциация "Спецсталь"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: