Город с привкусом металла
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
14.03.2007
Город с привкусом металла
С легкой руки поэта Владимира Маяковского Новокузнецк у многих ассоциируется со словосочетанием «город-сад». Но вместо сада в 30−х годах прошлого столетия в Кузбассе появился город-завод, каким он и остается до сих пор

Новокузнецк часто называют промышленной столицей Кузбасса. Так сложилось исторически, что здесь разместились большие заводы черной и цветной металлургии, строительной отрасли, машиностроения. Прежде и теперь новокузнечане, если следовать советской классификации, занимаются производством средств производства — товаров группы «А». Более 560 тыс. человек — население самого крупного, несмотря на «нестоличность», города в Кемеровской области. Почти 80 тыс. жителей заняты в промышленности, больше половины их них — в металлургии.

Дети первых пятилеток

Теперь легендарные площадки первых и послевоенных пятилеток стали сибирскими центрами крупнейших мировых компаний, таких, как «Евраз Груп» и РУСАЛ. Старейший — Кузнецкий (сейчас Новокузнецкий) металлургический комбинат (НКМК) находится прямо в центре города — «завод на асфальте». Значительная его часть и в самом деле все больше становится историческим памятником. Несколько лет назад, когда холдинг Александра Абрамова только входил в регион, в одном откровенном интервью тогдашний собственник «Евраза» (ныне совладелец) признался, что КМК — это плата компании за позиции в Новокузнецке и Кузбассе. В прошлом году комбинат сократил литейное производство, в этом году погасит мартены.

Собственно ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» — это большой рельсовый завод — главный поставщик рельсовой продукции для железных дорог страны. Прокат рельсобалочного цеха НКМК занимает 9% этого сектора мирового рынка, но в масштабах России это 70%. В последнее время предприятие показывает среднюю динамику продаж и прибылей. В 2006 году на комбинате наблюдался некоторый спад по отдельным позициям: выпуск железнодорожных рельсов широкой колеи снизился на 1%, рельсов марки P-65 (самых ходовых) на 2,1%. Но более всего падение объемов коснулось трамвайных рельсов (на 19,1%). И это несмотря на то, что НКМК единственный в стране делает трамвайные рельсы и рельсы для метро. Причина здесь проста — снижение спроса на внутреннем рынке. К слову, трамвайные пути в последние годы убирают и с улиц Новокузнецка.

Отсюда и главные стратегические задачи НКМК — освоение новых рынков сбыта, расширение и обновление ассортимента с учетом запросов заказчика и повышение конкурентоспособности за счет повышения качества продукции. Уже несколько лет комбинат выпускает рельсы повышенной износостойкости, востребованные на горных участках дорог и на территориях с низкими среднегодовыми температурами. Не так давно на комбинате освоили производство рельсов европейского стандарта.

В отличие от НКМК, самый крупный металлургический актив «Евраз Груп» — Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) — сегодня наверстывает упущенное за нестабильный для металлургов 2005 год и наращивает производство, испытывая даже некоторую перенагрузку. «Виной» тому российский строительный бум последних лет, который на руку ЗСМК, как раз специализирующемуся на строительном прокате. Значительно повышая объемы выпуска продукции, предприятие увеличивает прибыли.

Выпуск запсибовского металлопроката вырос почти на 40%, а чистая прибыль ЗСМК, по данным за Ш квартал 2006 года, — на 672,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или в 7,7 раза. И если на НКМК предпочли оптимизировать производство, сокращая экономически неэффективные мощности, то Запсиб, напротив, демонстрирует развитие и совершенствование технологического процесса.

Инвестиционная программа последних лет связана главным образом с переходом Запсиба к непрерывной разливке стали. Сумма вложений в 2004–2005 годах составила около шести миллиардов рублей. На ЗСМК запустили агрегат «печь-ковш», новую слябовую машину непрерывного литья заготовок, что позволило сократить расход металла на 10–15%.

Курс на модернизацию

Прежде экологи и гидрохимики могли безошибочно определить, из какого именно района города приехал человек. В дождливую погоду мутно-белого цвета капли на одежде означали, что непогода застала жителя возле цементного завода. Если разноцветные с переливом — значит, был недалеко от алюминиевого завода. Новокузнецкий алюминиевый завод (НкАЗ) одно время выбрасывал большое количество фтористого водорода. При соединении с водой происходила химическая реакция, и получалась плавиковая кислота — сильный окислитель, который разрушает даже стекло. Оттого жители самого старого Кузнецкого района, где и находится НкАЗ, до сих пор живут с мутными окнами.

Сегодня инвестиционная программа Новокузнецкого алюминиевого завода, именуемого с весны 2006 года ОАО «РУСАЛ-Новокузнецк», в первую очередь ориентирована на улучшение экологической обстановки в городе, а также сокращение издержек и увеличение объемов производства алюминия на 10%. Основная продукция завода — первичный алюминий-сырец, получаемый путем электролиза. Те самые алюминиевые чушки, за право производить которые в девяностые годы шла ожесточенная борьба.

Но для транснациональной компании, которая теперь создается путем слияния РУСАЛа, СУАЛа и швейцарской Glencore International AG, выпуск одного только первичного алюминия — недостаточно эффективная форма работы. Для новокузнецкого предприятия поставлены новые цели — увеличить объем выпускаемой продукции с добавленной стоимостью и освоить новые рынки сбыта.

«Цель распространяется на все заводы РУСАЛа, в том числе и на наш. Продукция с высокой добавочной стоимостью — это не просто алюминиевая чушка, а выпуск сплавов. Поэтому вложены огромные средства — несколько миллионов долларов в литейное производство, а это новое оборудование, новые печи, для того чтобы выпускать сплавы. Окончательный ввод технологической линии — это запуск литейного цеха №2», — подтверждает управляющий директор ОАО «РУСАЛ-Новокузнецк» Сергей Ермак.

Техническое перевооружение литейного цеха предприятия с учетом требований мирового рынка продолжается третий год. Для того чтобы достичь одной из стратегических целей — освоить новые рынки сбыта и не потерять старые — сегодня здесь устанавливают европейское оборудование. Таковы требования потребителя. Основные финансовые потоки направлены на установку линий Broschot и Vagstaff, печей гомогенизации и новых миксеров. Уже сейчас здесь осваивают сплавы и делают опытные партии для поставок АвтоВАЗу, а также для европейского и японского рынков.

Как отмечает Сергей Ермак, в 2006 году производство первичного алюминия увеличилось на 1,39% и составило 315,236 тыс. тонн. Большая часть пошла на экспорт. Объем производства литейной продукции увеличился на 5,04% по сравнению с 2005 годом, на 15,6% вырос объем производства сплавов.

Объемы производства других сплавов новокузнецкого разлива, но уже для черной металлургии, которые производит Кузнецкий завод ферросплавов, также растут. В 2006 году завод на 10% увеличил производство ферросилиция — основного продукта, предназначенного для раскисления и легирования стали. ОАО «Кузнецкие ферросплавы» входит теперь в состав Урало-Сибирской горнометаллургической компании (УСГМК) наряду с Челябинским электрометаллургическим комбинатом, Антоновским рудоуправлением и Юргинским ферросплавным заводом.

Три четверти продукции крупнейшего в России производителя ферросилиция идут на экспорт. Главным образом, в страны Юго-Восточной Азии.

В 2006 году на ремонт основных фондов и создание новых УСГМК направила более 770 млн рублей. Львиная доля финансовых вложений пошла на перепрофилирование под производство ферросплавов Юргинского абразивного завода. Там в июле 2006 года пустили первую ферросплавную печь. Таким образом, Урало-Сибирская компания усилила свои позиции в Кузбассе, добавив к имеющимся объемам еще 17,5 тыс. тонн ферросилиция.

Во главу угля

Главная угольная компания в Новокузнецке — «Южкузбассуголь» (ЮКУ) — третья компания в России по объемам добычи угля подземным способом. Она добывает в основном коксующиеся угли, что составляет 76,7% от общего объема угледобычи. Половина акций ЮКУ принадлежит «Евраз Груп», другая — частным акционерам. Свои активы здесь также имеют холдинги «Сибуглемет» и «Кузбассразрезуголь».

По оценкам экспертов, ситуация на угольном рынке за последние полгода стабилизировалась. В начале 2006 года цены на твердое топливо падали. По всем прогнозам, в 2007−м цены, по крайней мере, на коксующийся уголь значительно возрастут в цене.

«Мировой рынок развивается благоприятно для угольной отрасли Кузбасса и по ценам, и по объемам», — заявил на встрече с губернатором Аманом Тулеевым генеральный директор компании «Южкузбассуголь» Георгий Лаврик.

Угольные компании также рассчитывают на увеличение потребления энергетических марок угля на внутреннем рынке в связи с предполагаемым изменением топливно-энергетического баланса страны и планами строительства новых угольных электростанций.

«Южкузбассуголь» готов, по заявлению Георгия Лаврика, в 2007 году добыть более 20 млн тонн угля, что на четыре миллиона больше показателя 2006 года. При этом долю экспорта также планируется увеличить с четырех до семи миллионов тонн.

Вместе с тем компания избавляется от непрофильных и убыточных активов. Из четырех машиностроительных заводов, принадлежавших компании, продано уже два. В 2006 году — Юргинский машиностроительный завод, в начале 2007 года — Киселевский машиностроительный завод им. Черных.

Напротив, в развитие угледобычи в Кузбассе ЮКУ готов вложить четыре миллиарда рублей. В частности, средства будут направлены на завершение строительства современной шахты «Ерунаковская-8» на юге Кузбасса. Кроме того, компания инвестирует 1,9 млрд рублей в повышение безопасности труда. «Эти средства в основном пойдут на внедрение на предприятиях новых технологий откачки метана — главного источника опасности в шахтах», — уточняет генеральный директор «Южкузбассугля» Георгий Лаврик.

«Через четыре года…»
Если подъезжать к Новокузнецку со стороны Алтая, смог над главной сибирской кузницей особенно бросается в глаза. Значительная часть города расположена в самом центре природного котлована. В безветреную погоду над этим «котлом» висит плотное серо-белое облако, из которого выступают только трубы, питающие эту дымовую завесу. В 2006 году в Санкт-Петербурге на международном семинаре, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, был оглашен список самых грязных российских городов. Широкомасштабные исследования в 250 городах проводила Главная геофизическая лаборатория им. Воейкова. Второе место в этом черном списке досталось Новокузнецку, где в год в атмосферу выбрасывается 483,1 тыс. тонн вредных выбросов. Хуже, чем в Новокузнецке, с экологией только в Норильске, чуть лучше — в Череповце.

Никого не удивляет, что за Новокузнецком закрепилось название «Город-сад». Футуристическое сравнение Владимира Маяковского часто используют в целях пропаганды позитивного образа города. Правда, обычно вспоминают только одну авторскую строчку из известного «Рассказа Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» — «…здесь будет город-сад». Остальные остаются «за кадром». Например, вот эти:


Сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,

но губы шепчут в лад:

«Через четыре года

здесь будет город-сад!»


Со времени написания великим поэтом этих строк прошло почти 80 лет. Но Новокузнецк так и остался сугубо промышленным городом, с садом как-то не очень получилось. Тем не менее, подвижки к лучшему есть. Об этом говорит и забота об улучшении экологической обстановки, и активное развитие не только промышленных предприятий, но и торговли, сферы услуг. Крупные федеральные игроки потребительского рынка все чаще включают «город с привкусом металла» в списки привлекательных территорий для расширения своего бизнеса.


Катерина Бухтеева
«Эксперт Сибирь»

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: