А толлинг остается...
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
08.05.2003
А толлинг остается...
В конце апреля за несколько минут Госдума приняла новую редакцию Таможенного кодекса РФ в третьем чтении. Против документа проголосовал всего один депутат. Так красиво закончилась история трехлетних мытарств базового документа российской таможни. Много было копий сломано, бесчисленное количество поправок внесено. Все закончилось. И депутаты, и таможенники, и представители бизнеса уверены, что документ вступит в силу с 1 января 2004 года. Кто выиграл?

Работа над новой редакцией Таможенного кодекса велась более трех лет. Первое чтение состоялось в ноябре 1999 года, второе - 18 апреля этого года. За три года было представлено пять вариантов текста. Первый вариант приняли в первом чтении. Но замечания к нему были столь значительны, что в следующий раз к рассмотрению кодекса парламентарии вернулись только через два года. Второй вариант текста кодекса, представленный в 2001 году, был раскритикован Экспертным советом во главе с председателем совета, депутатом Валерием Драгановым. Предлагаемые им поправки - как по структуре, так и по содержанию документа - один из экспертов охарактеризовал как "совершенно новый вариант кодекса". Но до создания альтернативного проекта дело все же не дошло. Поправки Экспертного совета были использованы в качестве дополнения к сотням замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения правительственного варианта. Результатом дебатов стала новая редакция кодекса. После первого чтения количество статей в законопроекте выросло с 360 до 460. Тем не менее документ получил свою дозу критики от Экспертного совета и представителей бизнеса за непрозрачность таможенных процедур и субъективность принимаемых таможней решений. Проект сохранял принцип отношения к участнику ВЭД заранее как к недобросовестному партнеру. Помимо этого документ содержал массу размытых формулировок, таких, как "по усмотрению таможенного органа", "при наличии иных оснований", позволяющих таможенникам слишком вольно трактовать таможенное законодательство. Все это вроде исправили, и сейчас, после третьего думского чтения, документ содержит 439 статей, с 15 до 6 было уменьшено количество разделов.

Чем проще, тем лучше

Предприниматели оценивают документ удовлетворительно, говорят, что кодекс упрощает ряд таможенных процедур. В частности, сокращается с десяти до трех дней срок таможенного оформления. Три дня дано таможенникам и для проведения проверок участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Кроме того, вводимый принцип предварительного декларирования товаров способен существенно упростить жизнь законопослушным импортерам. Кодекс предусматривает, что, если документы будут представлены для оформления заранее, товар будет выпущен в свободное обращение автоматически. Для более тщательной проверки дополнительно запрашиваемые таможенниками документы можно будет представить позже. Примечательно, что кодекс четко определяет перечень документов, которые таможня вправе запросить о ввозимом товаре при таможенном оформлении. Правда, представители бизнеса считают этот перечень несколько раздутым. Намного проще будет участникам ВЭД получить любую необходимую информацию, связанную с таможенным оформлением, бесплатно и оперативно (в течение суток). Более либеральным станет режим свободного ввоза оборудования на условиях лизинга. Пошлины можно будет уплатить по остаточной стоимости оборудования через три года с момента ввоза.

Одним из наиболее спорных моментов завершающего этапа прохождения кодекса через Думу стал толлинг. Перед вторым чтением режим переработки товаров в России с последующим вывозом на заседании бюджетного комитета "подвели" под пошлины, но само чтение закончилось на радость металлургам: пошлины на толлинг распространяться не будут.

"Прогрессивный, но не идеальный"

Глава ГТК Михаил Ванин заявил, что законопроект вобрал в себя все лучшее, что предлагали депутаты, таможенники, предприниматели и эксперты. "C принятием новой редакции Таможенного кодекса Россия войдет в первую десятку стран по качеству таможенного законодательства", - уверен председатель ГТК. Гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов оценил новый кодекс как "полезный и прогрессивный, но не идеальный". По его мнению, предстоит еще многое сделать в создании судебной защиты участников ВЭД, принять подзаконные акты ГТК, позволяющие участникам ВЭД представлять документы в электронном виде, и др. Валерий Драганов отметил, что "принятие кодекса будет способствовать улучшению условий при прохождении таможенных процедур и поможет интеграции России в мировое сообщество". Глава бюджетного комитета Александр Жуков заявил, что "новая редакция Таможенного кодекса - очень существенный шаг вперед в изменении отношений государства, предприятий, граждан".

Мария Селиванова "Финансовые известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: