Дефицит сырья и рост напряженности в мире обеспечат сильный спрос на никель
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.08.2008
Дефицит сырья и рост напряженности в мире обеспечат сильный спрос на никель
Садбери определенно был одной из целей для баллистических ракет русских. По крайней мере, именно так мы считали в 1976г., когда я год работал на заводе Clarabell компании Inco.

В одну из ночных смен мы с рабочими говорили о политике "холодной войны" и ядерном оружии. Все были уверены, что если когда-нибудь произойдет вооруженное столкновение американцев и русских, одна из советских ядерных бомб достанется Садбери. На эту тему даже шутили, но смех получался немного нервным. Тем не менее, каждый в глубине души гордился значимостью Садбери, который достоин того, чтобы быть целью для ракет первого эшелона.

Доступ к стратегическому сырью всегда определял судьбы наций. Римляне в 43 году н.э. пришли в Британию за конуэльским оловом, без которого было невозможно производство бронзы, основного военного металла того времени. Искусство древних китайцев в получении и обработке железа и стали позволяло Срединной империи оставаться доминирующей военной и экономической силой в эпоху династии Хань.

Связь между стратегическими никелевыми рудниками Садбери и американским ВПК, как правило, не афишируется. Тем не менее, шахты и заводы в Садбери строились на американские деньги американскими же специалистами.

Первоначально, когда месторождения Садбери были обнаружены в ходе строительства Канадской национальной железной дороги, всех интересовала только медь. Когда стало ясно, что руды содержат значительные количества «бесполезного» никеля, предприятие было практически остановлено.

Впоследствии произошло два важных открытия: дешевого способа разделения никеля и меди и существенного повышения прочности стали, легированной никелем. Испытания, проведенные в 1890г. в Вашингтоне, подтвердили, что при добавлении никеля в сталь ее свойства значительно превосходят все другие металлы, которые применялись ранее для изготовления брони. Для металлургии это открытие было эквивалентно изобретению атомной бомбы.

Наступил век дредноутов, закованных в броню. Так как и Европа, и Америка строили флот, спрос на никель бешено вырос, и Садбери стал напоминать муравейник. В Первую Мировую войну Садбери был основным регионом добычи никеля.

Вторая Мировая война была войной техники, для победы требовалось огромное количество самых разнообразных машин. «Летающая крепость» В-29, броня, судовые двигатели, детали зенитных и обыкновенных пушек, легкие, но прочные строительные конструкции - все требовало тысяч и тысяч тонн никеля. Шахты Inco поставляли 95% требующегося союзникам никеля.

«Если бы была возможность, Гитлер охотно бы отдал Силезский угольный бассейн, с Герингом и Геббельсом в придачу, за год владения бассейном Садбери,» - писал в октябре 1947г. журналист Джейс Х. Грей в Maclean's Magazine.

После войны потребление никеля немного снизилось, но растущая экономика США, восстановление разрушенной войной Европы, корейская война и начавшаяся «холодная война» остановили этот процесс.

В 1954г. Министерство обороны США заявило, что "никель наиболее близок к тому, чтобы называться "военным металлом". Создание его стратегических запасов является приоритетной задачей."

В ’50-х годах американское правительство предоставило Falconbridge субсидий на $40 млн для проведения модернизации и увеличения производственных мощностей, чтобы не зависеть от доминировавшего тогда поставщика – International Nickel (впоследствии – Inco, прим.Metaltorg.ru).

До того, как в 1956г. месторождения никеля были обнаружены в провинции Манитоба, на месте нынешнего города Томпсон в Канаде (назван по фамилии основавшего его председателя совета директоров Inco Джона Ф.Томпсона – прим.Metaltorg.ru), вне Садбери они были только на Кубе и в Советском Союзе. Однако Фидель Кастро в 1959г. национализировал принадлежавшие американцам никелевые рудники. В результате, с начала 1950-х по начало 1970-х годов гражданская и военная промышленность испытывали хроническую нехватку никеля. Забастовка 1969г. в Садбери, во время войны во Вьетнаме, парализовала промышленность в Великобритании.

Падение Берлинской стены в 1989г. ознаменовало конец «холодной войны», и привело к тому, что весь мир оказался «затоплен» дешевым советским никелем. Немедленно сократились и инвестиции в новые никелевые проекты.

Быстро снижались военные расходы по всему миру, провоцируя создание все большего избытка никеля. В октябре-декабре 1998г. цена на этот металл упала до своего исторического минимума - $3880 за тонну.

Только вторжение американских войск в Ирак в 2003г. и неожиданная забастовка на Inco с июня по август того же года позволили исчезнуть этому избытку. Несколько лет спустя, американские войска в Ираке и Афганистане потребляли уже миллиарды долларов, затраченных на военную технику, производство которой немыслимо без никеля.

Курс на увеличение военных расходов и возобновление конфронтации с США после речи Владимира Путина в Мюнхене спровоцировал новый виток роста напряженности в мире.

Используя свой статус «энергетической сверхдержавы», Россия диктует условия непосредственным соседям и заставляет всю Европу волноваться относительно стабильности поставок нефти и газа. Большинство аналитиков и политиков уверены, что мы входим в период новой «холодной войны», в которой источником конфликта станет доступ к стратегическим ресурсам.

Иранская настойчивость в отношении своей ядерной программы дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке и приводит к «гонке вооружений» в этом регионе. Япония активно наращивает свои военно-морские силы, создавая крупнейший и наиболее современный подводный флот в Азии.

Китайские расходы на оборону за последнее десятилетие выросли больше чем на порядок, и многие специалисты считают, что официальные цифры сильно занижены. Кроме того, последние годы китайские компании, как голодные акулы, кружат вокруг богатых ресурсами африканских и латиноамериканских стран, инвестируя в добывающие проекты, оттесняя американских конкурентов.

«Ахиллесова пята» любой армии и ВПК – никель. В настоящее время в США нет ни одной никелевой шахты, тогда как в Китае они есть.

Джек Лайфтон, один из авторов investor.com, написал – «экономическая война за контроль над поставками важных для промышленности материалов уже идет полным ходом. И эта война идет между США и КНР…»

Роджер Ангелли, руководитель CVRD, описывая ситуацию на рынке, сказал: «Рудники, которые начинают работу, только покрывают потери от закрытия старых шахт, полностью выработавших свои ресурсы. Даже реализация всех намеченных проектов не позволит значительно увеличить выпуск никеля.»

В последние годы геологоразведка в бассейне Садбери велась "безумными" темпами, и есть надежда, что городу уготовано достаточно яркое будущее.
Stan Sudol, перевод Metaltorg.ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: