Как довезти чугунную чушку?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
15.09.2008
Как довезти чугунную чушку?
Что способствует хищениям груза «чугун», и как с этим бороться


В учебном центре ведомственной охраны на Свердловской железной дороге прошло межведомственное совещание представителей ОАО «РЖД», Департамента охраны правопорядка на транспорте МВД России, ФГП «Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте России», транспортной прокуратуры и предприятий-грузоотправителей.

На повестке дня на первый взгляд локальная тема: «Об урегулировании вопросов взаимодействия и отработке совместных упреждающих мер реагирования по противодействию обострившейся оперативной обстановке с сохранностью перевозимого железнодорожным транспортом груза «чугун». На самом деле участникам совещания из разных регионов предельно ясна актуальность поднятой проблемы.

Пошла деревня «на промысел»

Лейтмотивом стало выступление первого заместителя генерального директора ФГП ВО ЖДТ России Владимира Зубарева. Он привёл статистику, примеры, говорящие о взлете числа хищений с объектов транспорта и подъездных путей предприятий чугуна, лома и изделий чёрных и цветных металлов.

– Только за один рейд по данным правонарушениям возбуждено 38 уголовных дел, 284 административных, задержано и доставлено в линейные органы внутренних дел 13,3 тысячи человек. Целыми деревнями выходят «на промысел». Особенно от расхитителей страдают Тульское, Челябинское, Елецкое отделения дорог.

По его мнению, явление вызвано многими причинами. Цена на чугун подскочила в несколько раз, плюс неблагополучная демографическая обстановка, плюс закрытие предприятий и вызванная этим безработица.

Грузоотправитель старается «экономить» на новом подвижном составе для перевозки, не хочет менять технологию и «удобный» даже для школьника вид и вес конечного продукта. Отсутствуют энергичные шаги по охране мест погрузки, хранения, подъездных путей и мест отстоя вагонов. Меры принимаются, но их явно недостаточно.

Особо заявлено о безопасности движения. Когда чугунная чушка вылетает из полувагона на скорости 80 км/час, круша сигналы, опоры, линии связи, шпалы, стрелочные переводы, это может привести к самым тяжёлым последствиям.

Отмечены положительные наработки на Юго-Восточной, Приволжской и Свердловской магистрали, где грузы формируются и уходят крупными партиями, активно работают совместные оперативные группы из работников ВОХР, милиции, железнодорожников и местных администраций, внедряется аппаратура видеонаблюдения и охраны, на линию выходит новая специализированная автотехника.

Но, как отметил докладчик, проблем всё-таки больше. По его утверждению, вагоны с чугуном сутками стоят на станциях в ожидании отправления. Отправляются по преимуществу в вечернее и ночное время, нередко идут с малой скоростью, зачастую надолго замирают в составах брошенных поездов. Нет ограждения станционных и отстойных путей, слабая техническая защита и возможности средств видеонаблюдения. Растёт число заводчан и железнодорожников – участников устойчивых преступных групп.

– Вагон идет с миллионами рублей, а его запоры и охрана чисто символические. Так же можно назвать и инвестиции в эту область. Над этим надо серьёзно думать грузоотправителям, владельцам подвижного состава, грузоперевозчику.

Делать чушки неподъёмными

– То, что на ведомственную охрану Минтранс возложил сопровождение грузов с чугуном, не снижает нашей ответственности как перевозчика, – обозначил задачу начальник отдела профилактики сохранности грузов ОАО «РЖД» Александр Миненко. – В частности, большая работа проведена на Юго-Восточной дороге – и там уже есть результаты. На втором месте после неё – Свердловская магистраль.

Мы приняли самые решительные меры по выносу приёмных пунктов металлолома далеко за полосу отвода. Раз за разом поднимаем перед заводами вопросы укрупнения единиц конечной продукции, пакетирования отправок, обеспечения сохранности груза на подъездных путях, местах погрузки. Увольняем работников, принимавших участие в хищениях грузов, при приёме на работу советуемся с органами внутренних дел.

Кроме этого, организуем продвижение криминогенных грузов с повышенными скоростями. Совершенствуем меры технической защиты, ставим ограждение на станциях, путях отстоя. В полной мере используем возможности электронного коммерческого контроля.

Наказание – мелкий штраф

– За этот год органами внутренних дел раскрыто 1940 преступлений, связанных с хищениями чугуна, материальный ущерб составил около 140 миллионов рублей. И, по всей вероятности, их число будет возрастать, – обозначил ситуацию заместитель начальника отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Департамента по охране правопорядка на транспорте МВД России Александр Дементиевский. – К наиболее сложным участкам я бы еще отнёс перегон Синячиха – Самоцветы на Свердловской дороге.

Далее он рассказал, что раскрываемости этой категории дел МВД России уделяет особое внимание. Привёл пример по Среднеуральскому управлению внутренних дел: 12 возбуждённых дел раскрыто, количество похищенного превысило 2 тысячи тонн, ущерб – 15,3 млн рублей.

– При цене свыше 70 тысяч рублей за тонну чугуна, – отметил он, – зачастую возникают организованные группы и даже преступные сообщества, в которые входят наряду с работниками заводов и железной дороги сотрудники ведомственной охраны, милиции. Считаю одной из важнейших проблем неадекватность наказания за хищения чёрных и цветных металлов: порой по 3 – 4 раза приводим в суд одного и того же, причём, совсем не подростка, а суд даёт ему условное наказание или невеликий штраф. Здесь надо наводить порядок вместе, выходить на законодателя.

Вместе можно многое

Его положение лёгким не назовешь. Когда по месту прибытия получают вместо полной отгрузки пустой вагон – с кого спросить? Сначала, конечно, с себя: сколько я погрузил, в какой подвижной состав, полный ли вес передал с подъездных путей на главные, обеспечил ли свою охрану или возложил ответственность на ведомственную? Но, с другой стороны, если ведомственная охрана взяла груз под свою опеку, а вагон снова пришел пустой – почему сложно доказать, что эта организация и должна компенсировать убытки? И почему железная дорога диктует правила «игры», то есть погрузки в вагоны, обязывает или отменяет свои же распоряжения по ограждению груза «чугун» деревянными щитами – но без согласования с грузоотправителем?

Казалось бы, хорошее дело – вагон со съёмной крышей. Из такого подвижного состава не было ни одной кражи металла, потому что не подберёшься. Но он дорого стоит, его владелец – не железная дорога, а частный грузоперевозчик со своей, не всегда приемлемой, ценой.

– Сейчас все отправки металла осуществляем по утверждённому ведомственной охраной договору, – горячо доказывает свою правоту представитель Липецкого металлургического завода «Свободный Сокол» Наталья Бетенёва. – Но даже и в этих неравных условиях начинаем выигрывать дела в суде. Но нам надо не судиться, а чтобы груз прибывал в полном объеме. Поэтому нужен новый, ясный, конкретный по мере ответственности всех сторон за сохранность, правилам погрузки и материальной ответственности за причиненный ущерб трехсторонний договор: грузоотправитель, перевозчик, охрана. В этом случае в полной мере возьмём свою часть ответственности. Благодарны свердловчанам и ФГП «Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте России» за возможность обсудить проблемы и надеемся, что решения совещания будут по настоящему эффективными. Многое можно сделать, когда мы вместе.

Николай Медянцев
"Уральская магистраль"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: