Рентабельность украинских метпредприятий за месяц снизилась в три-четыре раза.
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
23.09.2008
Рентабельность украинских метпредприятий за месяц снизилась в три-четыре раза.
Ряд ведущих стальных гигантов Украины балансируют на грани остановки производства


Какие последствия может вызвать полная остановка предприятия такого масштаба, как второй по величине отечественный производитель стали Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича (ММК им. Ильича). Кроме дыры в бюджете и финансового потрясения для страны, это еще и около ста тысяч потенциальных безработных, сконцентрированных в городе, где почти все завязано на том же комбинате. Вполне вероятно, что вслед за ММК им. Ильича могут остановиться и его <собратья> в других регионах страны. Сегодня очевидно одно: отрасль, которая еще не так давно приносила баснословные прибыли металлургам, теряет инвестпривлекательность. Как восстановить утраченную рентабельность?

Опавший лист металла

Генеральный директор ММК им. Ильича Владимир Бойко в отчаянии. В начале сентября он публично заявил, что в результате существенного падения мировых цен на сталь, снижения спроса и потери рынков сбыта в ближайшее время он будет вынужден полностью остановить производство. По его словам, такая же ситуация сложилась на Днепровском комбинате им. Дзержинского, Алчевском меткомбинате и <Запорожстали>.

Строитель <мариупольского социализма> таким способом выражает опасения большинства отечественных металлургических предприятий, которые не интегрированы в холдинги, и, соответственно, не обеспечены собственным сырьем. Их расчет прост: с помощью правительства получить более дешевое сырье, или хотя бы льготные условия по ценам на другие ингредиенты, составляющие себестоимость продукции меткомбинатов. Насколько стратегически оправданным является этот шаг, покажет ближайшее будущее. Ведь разрешение главной причины снижения рентабельности - отсутствие собственных сырьевых активов - пока просто откладывается на неопределенное время. Зато тактическая победа уже достигнута.

Премьер Юлия Тимошенко неожиданно пошла на уступки металлургам, предоставив временную скидку на перевозку железнодорожным транспортом руды и кокса. Кроме того, правительство до конца сентября отменило целевую 12%-ную надбавку на цену газа для металлургических предприятий и пообещало <прессовать> горно-обогатительные комбинаты, требуя продавать сырье по специальным ценам.

Это вызвало недоумение у ключевых поставщиков: Evraz Group и <Метинвест Холдинга>. По мнению производителей сырья, отказавшись в свое время от строительства ГОКов, ряд металлургических компаний понесли солидные убытки и теперь благодаря Тимошенко компенсируют справедливо недополученную прибыль.

Изгнание из рая

Еще в июле небо над украинскими металлургами казалось безоблачным. Сталевары вытягивали на себе большую часть отечественного экспорта и получали вознаграждение в размере 16%-ной рентабельности в первом полугодии. Урожайным оказался и весь прошлый год. По официальным данным ассоциации <Металлургпром>, рентабельность металлургических предприятий отрасли в целом за первое полугодие 2007 года составляла 19,61%, а такой флагман отрасли, как комбинат <АрселорМиттал Кривой Рог> и вовсе продемонстрировал 48,34% рентабельности.

Но в августе на мировом рынке металла разразился кризис: заказы остановились, а цены обвалились в среднем на треть. Например, тонна квадратной заготовки во втором квартале стоила в среднем $1046, а в начале сентября ее цена составила уже около $700 за тонну. Украинские производители к такому развитию событий оказались не готовы и были вынуждены снизить объемы производства. Так, в августе выпуск стали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 19% - до 1,96 млн. тонн.

Рентабельность не интегрированных в ФПГ отечественных меткомбинатов резко упала, а производство некоторой продукции стало даже убыточным. Показатели среднесуточного производства чугуна, стали и проката в августе были самыми низкими за последние полтора года. В августе упали цены на всю номенклатуру украинской металлопродукции. В том числе всего лишь за один месяц рентабельность производства заготовок упала до 5,4% с 46,1%, арматуры - до 4,6% с 45%, горячекатаного рулона - до 7% с 34%.

На биржах котировки акций металлургических компаний существенно снизились. В частности акции <АрселорМиттал Кривой Рог> подешевели на 15%, Енакиевского метзавода (ЕМЗ) - на 12,7%, <Азовстали> - на 8%. В первую неделю сентября стоимость акций Ferrexpo за пять дней упала на рекордные 27,84%, и компания сообщила о намерении осуществить обратный выкуп бумаг, чтобы поддержать их стоимость. Наполовину снизилась рыночная стоимость российского гиганта <Северсталь>. В связи с этим представители компании объявили о намерении потратить $400 млн. на выкуп собственных акций с рынка.

Аналитик инвесткомпании <Фойл Секьюритиз> Алексей Орлов считает, что ценные бумаги металлургов приняли на себя основной удар на падающем рынке потому, что в металлургическом секторе сосредоточена основная ликвидность украинского фондового рынка.

Фактически наблюдается медленное, но уверенное вытеснение украинских металлургов из занимаемых ранее внешних рынков сбыта. При этом внутренний рынок составляет всего лишь около 30% (в России - 50%), что делает рентабельность в отрасли очень зависимой от внешних факторов. Спад мировых цен на металл при сохранении высокой стоимости сырья свергнул большинство украинских сталеваров с небес на землю. Таким образом, существенные прибыли обернулись необходимостью всерьез и безотлагательно делать выбор: либо продавать бизнес, либо искать подходящего партнера для слияния.

Расплата за просчет

Металлургия у многих ассоциируется с баснословной прибылью. Неудивительно, ведь стальные магнаты начинали зарабатывать свой капитал именно на выплавке металла. Но теперь у сталеваров великое множество причин распрощаться с имиджем <кузницы капиталов> и виной сему стали просчеты относительно роста цен на сырье. Дело в том, что интегрированные холдинги чувствуют себя в нынешних сложных условиях вполне нормально. Эксперты уверены в том, что по итогам года <Метинвест> увеличит прибыль, и, возможно, даже рентабельность. И лишь такие отдельные части империи Ахметова, как Енакиевский метзавод и <Азовсталь>, по мнению аналитиков, рентабельность могут снизить.

На этом фоне неинтегрированные металлургические комбинаты выглядят <кузнецами своего несчастья>. ММК им. Ильича, <Запорожсталь> и корпорация <ИСД> несколько лет тому назад отказались от строительства ГОКов, посчитав более выгодным покупать чужое сырье. А ведь сначала года мировые цены на руду выросли на 89%, лом - на 81%, кокс - на 31%. Это особенно чувствительно для рентабельности, поскольку отечественная металлопродукция все еще характеризуется чрезмерной энергоемкостью. Расходы на потребляемые энергоресурсы в структуре себестоимости различных предприятий составляют от 30 до 50% и даже более, что на 20-25% превышает общемировые уровни этого показателя.

Сырье дорожает для всех, но даже одинаковое подорожание ресурсов по-разному отражается на себестоимости проката европейских и украинских меткомбинатов, поскольку затраты сырья на тонну продукции у наших металлургов гораздо большие. Так, в Украине на производство тонны чугуна идет 550 кг кокса, а в странах ЕС - всего 350 кг. По рентабельности также больно бьет и повышение стоимости газа. В материальных затратах на производство металлопродукции доля электроэнергии и природного газа составляет около 8%. Но энергозатраты при производстве мартеновской стали почти в 20 раз превышают этот показатель для кислородно-конверторной технологии.

Старший аналитик инвестиционной группы <Сократ> Дмитрий Хорошун главной причиной снижения рентабельности все же называет слабо развитую корпоративную структуру украинского горно-металлургического комплекса (ГМК). <У нас даже части вертикально-интегрированных групп, например, ЕМЗ, платят <на сторону> горно-обогатительным комбинатам, коксохимам и трейдерам. Например, после повышения на 80% цен на ЖРС с 1 апреля ГОКи (как <Метинвест>, так и практически все остальные) продемонстрировали рекордные прибыли>, - утверждает эксперт.

Эксперты также указывают на зависимость украинского ГМК от слишком непостоянного рынка полуфабрикатов. Занимая существенную долю мирового рынка полуфабрикатов, украинские сталевары гордятся тем, что сталь пользуется растущим спросом, и что полуфабрикаты <отрывают с руками>. Но на падающем рынке стали рынок полуфабрикатов <высыхает> первым, а долгосрочных контрактов на поставку дорогой продукции напрямую отраслям-потребителям проката недостаточно. Соответственно, нечем <перебиться в трудные времена>.

Путь к спасению

Существуют ли решения, способные помочь отечественным металлургам оправиться от нокдауна по рентабельности? Безусловно, административное регулирование цен правительством и льготы - это временная мера, позволяющая комбинатам перетерпеть лишь несколько сложных месяцев. А что если цены на сталь вверх не поползут и период низкой рентабельности затянется? Бездействие может привести к тому, что неинтегрированные стальные гиганты либо действительно остановятся, либо перейдут в собственность транснациональных корпораций.

Понятно, что ждать сложа руки, когда все скупят западные сталевары, нет необходимости, и государство также способно ослабить сырьевую зависимость. Дмитрий Хорошун, например, считает, что правительству, если оно хочет вмешаться, необходимо стимулировать укрупнения, слияния и интеграцию в ГМК. Он предлагает радикальное решение: <Создав крупный сырьевой холдинг с 40%-ной долей акций инвесторов, государство должно стать игроком сектора ГМК>. Эксперт считает, что такой холдинг мог бы предложить слияние ММК им. Ильича и <Запорожстали>, а также сформировать дивизион по коксующемуся углю за счет имеющихся ресурсов, а не приватизации шахт <по кускам>. Хорошун также говорит, что государство могло бы поучаствовать и в горнорудных проектах, поскольку та же Ferrexpo Константина Жеваго ищет партнеров. По его мнению, такой радикальный подход со стороны государства может быть более продуктивным, чем отдельные довольно мелкие шаги, вроде отмены на месяц 12% надбавки за природный газ.

Но даже если государство не пойдет по этому пути, а займет пассивную позицию, то, по мнению аналитиков, в ближайшие год-два металлурги и другие секторы горно-металлургического комплекса поймут преимущества слияния, и самостоятельно рыночным механизмам решат главную проблему украинского ГМК - <корпоративную недоразвитость>. Неспособность нынешних предприятий рентабельно работать на спаде рынка означает необходимость продавать металлургический бизнес тем, кто менее подвержен влиянию кризисов. <Нужно брать пример с Китая - там государство перекраивает ГМК и не боится. Если <раздать> шахты, месторождения ЖРС <медленным> одиночкам - они протянут в одиночестве еще лет 5-10, и могут окончательно утратить конкурентоспособность>, - подчеркнул Дмитрий Хорошун.

Корень зла сами металлурги видят исключительно в поставщиках сырья. Генеральный директор <Металлургпрома> Василий Харахулах, к примеру, считает, что добиться повышения рентабельности возможно исключительно с помощью регулирования деятельности монополистов. Он утверждает, что попытки разрушить монопольное положение поставщиков сырья путем освоения новых месторождений вряд ли увенчаются успехом, прежде всего, из-за низкой рентабельности и дефицита средств на строительство новых горно-обогатительных комбинатов. В итоге наиболее реалистичные направления металлургического лобби - изменение порядка налогообложения, в частности, отмена повышения платы за недра и погашение задолженности по экспортному возмещению НДС, а также контроль над повышением железнодорожных грузовых тарифов.

Часть экспертов уверены, что кризиса в металлургии либо вообще не существует, либо он, наоборот, принесет в отрасль много позитивного. В частности, аналитик ИК <Велес Капитал> Владимир Суханов, считает, что активный рост украинского фондового рынка до 2008 года способствовал значительной переоценке компаний, в том числе металлургического сектора. На сегодняшний день глубокая коррекция на мировых площадках является оздоровительной процедурой, которая вернула ценовые параметры отечественных предприятий к мировым стандартам и охладила инвесторов и аналитиков в слишком оптимистических подходах к оценке эмитентов.

Владимир Суханов также сомневается в начале реального кризиса для отечественной металлургической отрасли, так как, по его мнению, уже сейчас наблюдается обратная ситуация. <Цены на сырьевые товары оказались сильно перегреты и под давлением растущего доллара начали стремительное отступление, а цены на металлопрокат не спешат догонять их с той же скоростью, следовательно, рентабельность будет расти>, - прогнозирует аналитик. По его мнению, надо дождаться результатов третьего квартала, а для точности диагноза - итогов 2008 года. Но одно ясно уже сейчас - этот год и следующий не будут простыми для украинских производителей, и падение в ПФТС акций меткомбинатов в несколько раз - этому подтверждение.

Руководитель компании ArcelorMittal Лакшми Миттал верит, что мировой стальной рынок, вопреки нынешнему снижению, будет расти ежегодно на 3-5%. Он заявил, что спрос на сталь в Китае будет восполнять снижение роста стальной отрасли в США, Европе и Японии. Также господин Миттал отметил, что <количество стальных заводов в Поднебесной и темпы роста стального производства в КНР и Индии дают основание говорить, что мир увидит двузначный процент роста в этих странах. Если прогноз крупнейшего в мире сталевара верен, то это значит, что продукция украинских металлургов еще будет востребованной, но достичь нового успеха можно будет только с помощью радикальных решений, нацеленных на поднятие рентабельности своего производства.

Для роста рентабельности необходимо сокращать себестоимость продукции. А уменьшение себестоимости продукции достигается внедрением энергосберегающих технологий и заменой морально и физически устаревшего оборудования на более эффективное. В Украине это уже осознали. Практически все владельцы металлургических комбинатов задекларировали в ближайшие десять лет направить беспрецедентную сумму на капитальные инвестиции для достижения мировых уровней качества и рентабельности продукции, экологических и энергосберегающих нормативов. По прогнозам аналитиков, суммарно инвестиции составят $10 млрд. Так, например, в результате капитальных инвестиций в отрасль многие предприятия откажутся от выплавки стали в мартенах и перейдут на конвертерное производство. Также будут широко внедряться методы пылеугольного вдувания топлива при доменном производстве и прямого восстановления железа из руды.

Владимир Суханов считает, что для повышения эффективности производства компании необходимо выстроить под своим контролем весь цикл металлургического производства и добиваться монопольного положения.

Не исключено, что высокая рентабельность ГОКов все же подтолкнет металлургов к разработке собственных месторождений. Ведь ММК им. Ильича владеет лицензией на разработку рудного месторождения совместно с <Запорожсталью> в Приазовье, а <ИСД> имеет лицензии на разработку Гуляйпольского и Васиновского месторождений. На строительство Приазовского ГОКа теперь необходимо около $1 млрд., хотя пять лет тому назад собственный горно-обогатительный комбинат обошелся бы Владимиру Бойко всего в $200 млн.

В прошлую субботу жители Мариуполя, словно предчувствуя трудные времена, наградили своего <вождя социализма> почетным юбилейным знаком <Ангел-Хранитель>. Награда руководителю ММК им. Ильича Владимиру Бойко как раз пришлась кстати. Ведь чтобы увеличить рентабельность предприятия и тем фактически спасти город от катастрофы, помощь высших сил авось и поможет.

Игорь Гошовский
BIN.com.ua

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: