Черный лом выводят на свет
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
06.10.2008
Черный лом выводят на свет
Сегодня рынок лома черных металлов — предмет пристального внимания для властей и российских металлургов. Вторичного металла, который занимает важное место в сырьевой структуре многих меткомбинатов, в стране не хватает. Для Кузбасса лом особенно важен. Потребляется его здесь гораздо больше, чем заготавливается, — и даже из этого не все достается местным металлургам. Власти региона пытаются приоткрыть завесу над традиционно «затененным» рынком. А пока о том, кто есть кто в этой сфере, можно судить лишь по отдельной информации наиболее крупных игроков.


По отгрузке лома черных металлов в СФО за первое полугодие 2008 года Кемеровская область занимает 2–е место, уступая Иркутской области 10 тыс. т (по данным «СГМК-Групп»). На сегодняшний день в Кузбассе выданы 64 лицензии на сбор и переработку лома черных металлов. По этим лицензиям формально работают 120 предприятий. На счету этого пула примерно 80% от всего объема отгрузки из Кемеровской области. Остальная часть — независимые предприятия (чаще малый бизнес и индивидуальные предприниматели).

Свой снабженец — ближе к заводу

Для Кузбасса, где металлургия представлена двумя крупными комбинатами и заводом, тема лома очень актуальна. Предприятия «Евраз груп» в Кузбассе — Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) и Новокузнецкий металлургический комбинат (НКМК) — работают по договору с «СГМК-Групп» (Сибирская горно-металлургическая компания, Новокузнецк). В Сибирском федеральном округе «СГМК-Групп» представлена пятью ломозаготовительными предприятиями, в состав которых входит 148 филиалов. В Кемеровской области заготовкой и переработкой черного лома занимается ООО «Втормет» (структурное подразделение «СГМК-Групп»): из 26 филиалов на территории Кузбасса лом стекается на ЗСМК и НКМК. Поставки осуществляет компания-трейдер ООО «СГМК-Трейд» (также входит в «СГМК-Групп»). Таким образом, «Евраз» решил для себя проблему с сырьем, найдя переработчика и трейдера в одном лице, который в Кузбассе работает специально для него. Судя по всему, такие партнерские отношения руководство компании находит более выгодным, чем создание собственных заготовительных активов.

Вторая схема как раз характерна для группы компаний «Эстар», которой в Кузбассе принадлежит ОАО «Гурьевский металлургический завод» (ГМЗ). Главным партнером ГМЗ по поставке лома является ЗАО «Ломпром» (входит в ГК «Эстар»).
В Кузбассе металлотрейдер представлен с 2006 года своей «дочкой» — ООО «Ломпром Сибирь» (Новокузнецк). Компания скупает втормет в сибирских регионах (в том числе в Кузбассе) и поставляет на Златоустовский металлургический завод (актив «Эстар» в Челябинской области) и на ГМЗ.

«С поставщиками лома за два с лишним года работы налажены деловые отношения, — говорит председатель совета директоров ЗАО «Ломпром« Сергей Лифаров. — В Кузбассе на ломоперерабатывающем рынке давно присутствуют крупные компании с устоявшимися взаимоотношениями с ломообразующими предприятиями и мелкими заготовителями.

Интеграционные схемы в этом направлении, в принципе, отлажены». Недавно «Эстар» задумалась о том, что можно не только скупать через своего трейдера готовое сырье у мелких компаний, но и иметь еще одно звено в цепочке — перерабатывать лом самостоятельно. Как сообщили в «Ломпром Сибирь», деятельность по ломопереработке в настоящее время находится на стадии организации и согласования. Такое стремление металлургов к независимости от снабженцев — тенденция общероссийская. Однако эксперты отмечают, что прежде чем делать инвестиции в собственную ломозаготовку, необходимо четко представлять эффективность такого шага.

«Иметь свои активы по сбору и переработке металлолома выгоднее, чем покупать его, — говорит замдиректора аналитического управления ИК «Антанта Пиоглобал« Евгений Рябков. — Но это вполне оправданно только в том случае, если перерабатывающие мощности находятся в непосредственной близости от пункта сбора — в одном географическом регионе. При этом транспортные расходы будут низкими, и, соответственно, получится высокая маржа».

Не все достается региону

В последние несколько лет обеспечение российских металлургов черным металлоломом стало чуть ли не стратегической задачей. Ломозаготовители даже били тревогу по поводу установления нерыночных механизмов в подотрасли. Однако пока в Кузбассе лом движется вполне по законам рынка: поставщики ищут партнера по принципу — «там, где выгоднее».

Отнюдь не весь металлолом распределяется между местными крупными потребителями. По данным департамента промышленности и энергетики администрации Кемеровской области, в регионе потребляется более 2 млн т лома, заготавливается — около 600 т, из них только 300 т попадает к кузбасским металлургам.

Интересно проследить, как распределяется кузбасский металлом внутри страны и региона. Львиную долю всего отгружаемого из Кемеровской области лома получают ЗСМК и НКМК: по итогам 2007 года — 407,300 т (здесь и далее — по данным «СГМК-Групп»). На втором месте — прочие потребители Кемеровской области (170,250 т). 30,6 т лома в 2007 году забрали потребители Урала и экспортеры.

Однако по итогам первого полугодия 2008 года для уральских потребителей на экспорт из Кузбасса было поставлено на порядок больше металлолома, чем для прочих потребителей внутрирегионального рынка (53,5 т против 32,1 т). «Климат на рынке лома черных металлов в последние годы стал улучшаться, — комментирует заместитель начальника департамента промышленности и энергетики администрации Кемеровской области Юрий Ударцев, — Однако баланс показывает: сколько бы в Кузбассе металлолома ни собиралось, его все равно не хватает.

Если даже 100% всего сырья, которое заготавливается в области, предоставить нашим металлургам, это удовлетворит их потребность только на четверть. Формально в Кузбассе есть все признаки рынка в сфере сбора, заготовки и переработки лома — наличие экспорта и множество потребителей. Если все отдать на откуп металлургам, то они, конечно, будут притеснять заготовителей. Должны быть регулирующие моменты, которые учитывают интересы и той, и другой сторон. Помимо сбыта на меткомбинаты, существуют более выгодные предложения, рынок регулируется. И создавать однозначный монополизм в этой сфере деятельности нельзя — мы можем попросту перекрыть канал сбора лома. Тогда заготавливать и сдавать его станет невыгодно».

Связи решают все

Несмотря на то что в области есть три крупных меткомбината, некоторые местные заготовители лома предпочли работать с другими регионами. Так, ООО «Металлооптовая база» (Кемерово) осуществляет отгрузку порядка 20 тыс. т переработанного металлолома в год в направлении Урала через московских и уральских трейдеров (в числе заводов-потребителей есть и гиганты, например, Магнитогорский металлургический комбинат, которые составляют конкуренцию местным крупным потребителям). В организации рассказали, почему она не сотрудничает с кузбасскими предприятиями.

«Те условия, которые на сегодняшний день предлагают трейдеры наших заводов, абсолютно неприемлемы для нас, — говорит замдиректора ООО «Металлооптовая база« Анатолий Варчук. — Закупочные цены здесь, безусловно, ниже, чем на Урале. Есть еще ряд причин: неудовлетворительная приемка металла на заводах, частые случаи воровства лома по пути следования вагонов, незаинтересованность транспортных компаний (собственников вагонов) в предоставлении подвижного состава на короткие расстояния». Что именно может не устраивать в условиях приема сырья местными заводами, пояснил другой средний ломозаготовитель, не пожелавший называть своего имени: «Если в отгруженной партии найдут, к примеру, тонну необработанного лома, то весь объем посчитают по низкой цене этого низкосортного товара».

Однако ломозаготовители отмечают и безусловные плюсы в работе с предприятиями внутри региона: быстрый вагонооборот и, как следствие, — увеличение оборачиваемости средств.
Генеральный директор другого независимого кузбасского предприятия по сбору и переработке черного лома — ЗАО «Закрома родины» (Кемерово) — Олег Головатов, напротив, ответил корреспонденту «КС», что политика «ЗапСиба» и НКМК их полностью устраивает. В частности, входные цены этих предприятий в компании находят самыми высокими (при этом назвать цифры Головатов отказался). «Ценовая политика конечных потребителей лома на российском рынке одинакова, — говорит управляющий директор ООО «СГМК-Трейд« Евгений Галкин. — И кузбасские меткомбинаты предоставляют абсолютно рыночные условия относительно стоимости и оплаты. Вопрос в том, что все ломозаготовители работают по сложившимся схемам исходя из давно выстроенных отношений: кто-то сотрудничает с кузбасской промышленностью, а кто-то — с другими регионами либо экспортирует лом за рубеж».

Заготовители металлолома отмечают неудовлетворительность ситуации и в том, что входные цены на лом, применяемые при расчете с ломосдатчиками, растут непропорционально ценам на металлургическую продукцию. «Мы вынуждены подстраиваться под те заготовительные цены, которые существуют сегодня на рынке, — рассказывает Анатолий Варчук. — Они, безусловно, растут, но металлургические заводы недостаточно поднимают цены на лом, в то время как трейдеры увеличивают комиссионные. За последние восемь месяцев цены на металлопрокат поднялись на 90–100%, а цены на сырье (лом) за тот же период — на 50–60%. Этот дисбаланс, конечно, влияет на рентабельность ломозаготовительных предприятий».

Долгое время на рынке металлолома существовала еще одна причина, которая могла удерживать сборщиков и поставщиков лома, особенно мелких, от работы с крупными меткомбинатами: как правило, по определению такое сотрудничество — «белое», а «черные» схемы были более привлекательными.

Сделать «черное» «белым»

Эксперты отмечают, что рынок металлолома в России до сих пор не стал полностью цивилизованным и законопослушным. «К сожалению, в этом бизнесе все еще присутствует криминал, у которого есть свои «черные» денежные потоки, — говорит Юрий Ударцев. — Нелегальный рынок создает лазейки, которые влекут за собой нецивилизованную систему обращения лома и «черный нал». Наши меткомбинаты «прозрачны«, поскольку это крупные предприятия, входящие в мегахолдинги. Они не могут платить неучтенными деньгами, поэтому некоторым заготовителям с нашими заводами работать невыгодно».

Власти региона уже осознали важность открытости ломозаготовки и ломопереработки (еще в начале этого года губернатор Аман Тулеев дал поручение департаменту промышленности навести порядок в этой сфере). Причем эта инициатива выгодна, прежде всего самим «ломовикам». От «СГМК-Групп» в администрацию поступило предложение о создании некоммерческой организации «Ассоциация заготовителей и переработчиков лома черных металлов Кемеровской области». Аналогичные профессиональные объединения независимых переработчиков действуют или проинициированы в соседних сибирских регионах: Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской и Томской областях.

10 сентября новая организация была официально зарегистрирована. Как отмечают в «СГМК-Групп», такое объединение в сфере заготовки металлолома поможет сделать подотрасль прозрачной, высветить узкие проблемы и найти пути их решения.

У органов лицензирования появится возможность получать более подробную информацию о претендентах на лицензию и о том, как исполняют действующее законодательство компании, у которых лицензия уже есть. Тем более что один из основополагающих критериев для членства в ассоциации — налоговая прозрачность организации. «На наш взгляд, основной показатель того, что организация является законопослушной, — величина налоговой нагрузки на каждую отгруженную тонну лома. У компаний, работающих в этой подотрасли, данная величина не может отличаться в разы. Так, предприятия «СГМК-Групп«, работающие на рынке металлолома, за полгода заплатили в бюджеты всех уровней более 580 млн руб., — подчеркнул Евгений Галкин. — Мы предлагаем всем заготовителям лома быть открытыми в этом плане не только для членов ассоциации, но и для любых заинтересованных лиц».

Инициаторы создания ассоциации планируют обратиться в Государственную думу и правительство РФ с предложением по пересмотру существующего порядка лицензирования. «Сегодня все, кто имеет отношение к лому, должны иметь лицензию, будь то физическое лицо, собирающее лом, или крупное перерабатывающее предприятие, — говорит Евгений Галкин. — Но условия для получения лицензии для всех одинаковы: необходимо иметь площадку, оборудование для переработки, которое стоит не один миллион рублей, и т. д. Для сбора это все, конечно, не нужно. Поэтому физические лица, занимающиеся заготовкой металлолома, работают, как правило, без лицензии.

Необходимо предоставить возможность всем участникам рынка иметь лицензию: это и дополнительные налоги, и новые рабочие места. Лицензированные компании никогда не будут иметь дело с так называемым ворованным ломом. На наш взгляд, существующее лицензирование целесообразнее было бы разделить на три составляющие: заготовку (тогда частные предприниматели получат возможность работать на законном основании), собственно переработку (этот момент детально прописан в существующем порядке лицензирования) и непосредственно куплю-продажу».

Для представителей отрасли нововведение связано с надеждами на защиту их интересов. «Мы надеемся, что создание региональной ассоциации ломозаготовителей поможет решить многие проблемы: во-первых, наладить прямые контакты с предприятиями (минуя посредников), что позволит сделать ценообразование справедливым; во-вторых, организовать подготовку квалифицированных работников, потребность в которых сегодня очень велика», — комментирует Анатолий Варчук.

«Безусловно, такая структура должна положительно повлиять на рынок, сделать его прозрачным, — считает аналитик ИК «Тройка Диалог« Ирина Лапшина. — В данном случае большое количество мелких игроков даже усложняло функционирование этого рынка. Система в принципе сохранится, но будет функционировать официально и в рамках закона — это должно быть на руку любому бизнесу».

КСЕНИЯ ГОРДИЙЧУК
"Континент-Сибирь"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: