Металлургия: хрупкая надежда
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
25.05.2009
Металлургия: хрупкая надежда
Первый квартал 2009 года оставался довольно сложным для мировой металлургической отрасли и пока не внес ясности в перспективы дальнейшего развития. Некоторые проблески для ряда стран — основных игроков на мировом металлургическом рынке, включая Россию, все же появились. Вопрос, надолго ли.

По данным World Steel Association (WSA), в первом квартале 2009 года мировое производство стали снизилось на 22,8% — до 264 млн тонн. Производство относительно четвертого квартала 2008 года упало на 10%. Лишь пять стран по итогам первого квартала показали положительную динамику, но их доля (за исключением Китая) в общем объеме мирового производства составляет всего 1,8% (см. график 3). Среднемировая загрузка производственных мощностей находится на рекордно низком уровне — порядка 60%. При этом наиболее слабую динамику показывают предприятия Северной Америки (загрузка 45–50%), а в лидерах остается Китай с загрузкой свыше 60–70%.

В России производство стали за первые три месяца года снизилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но вопреки мировой тенденции в стране наблюдается ежемесячный прирост производства, что в конечном итоге обеспечило шестипроцентный рост относительно четвертого квартала 2008 года (см. графики 4 и 5). Безусловно, такое видимое восстановление можно связать c эффектом низкой базы, поскольку последний квартал 2008 года оказался крайне неудачным для наших металлургов (загрузка большинства из них опускалась до 50% и ниже).

Впрочем, нельзя не отметить и ряд фундаментальных факторов, благодаря которым сталелитейщики оставались на плаву. Основную поддержку сектору оказывали два фактора. Во-первых, сыграло свою роль обесценение национальной валюты, что сделало экспорт товаров более привлекательным. Но и это не оказало бы существенной поддержки, не будь у компаний соответствующего рынка сбыта. Экспортный рынок Китая и Юго-Восточной Азии стал спасательным кругом для металлургов (см. график 6). Интерес к Китаю был обеспечен в первую очередь усилением конкурентного преимущества российских сталепроизводителей в сегменте полуфабрикатов и проката. Резкое снижение цен на сырье на внутреннем рынке (прежде всего на кокс и железорудное сырье) обеспечило российским компаниям преимущество, в то время как продолжающийся переговорный процесс о ценообразовании на текущий год и более высокие мировые спот-цены делают себестоимость производства в Китае выше.

Во-вторых, помогли объявленные правительством КНР меры по стимулированию национальной экономики, в частности увеличение госзакупок и реализация инфраструктурных проектов. Это стало драйвером роста внутреннего спроса в Китае, что дало дополнительные возможности импортерам. В среднем доля экспорта у российских металлургов составляла в первом квартале более 55%. Например, «Евраз», можно сказать, открыл для себя азиатское направление в этот период, а НЛМК поставлял в Азию более 70% своей продукции.

В то же время более традиционный европейский рынок сбыта сейчас переживает гораздо худшие времена. Февральские запасы стали при текущем уровне экономической активности составляли порядка 104 дней, практически не изменившись по отношению к январю; в феврале 2008 года этот показатель был на уровне 64 дней. Согласно ожиданиям Eurofer, в 2010 году спрос будет оставаться слабым.

До тех пор пока китайские производители не установят новый уровень контрактных цен на год, продолжая закупать сырье преимущественно по спот-ценам, экспортные поставки в эту страну останутся выгодными для российских сталепроизводителей. Но если мировые сырьевые гиганты примут условия китайских компаний и снизят цены до уровня двух-трехлетней давности, преимущество наших игроков будет утеряно. Компании могут лишиться экспортного рынка сбыта, а поскольку на собственно российском рынке существенных улучшений не ожидается, это может спровоцировать вторую волну снижения производства (крупные российские предприятия уже увеличили загрузку мощностей к концу первого квартала до 70–80%).

Внутренняя слабость
Спекулятивный всплеск спроса на металл наблюдался на российском рынке в середине первого квартала. Этот феномен, не совсем типичный для данного периода, был связан с активизацией металлотрейдеров, пополняющих свои складские запасы после распродажи под конец года. В связи с существенным снижением производства в последнем квартале 2008 года, а также тем, что определенная номенклатура товаров производится под заказ, ажиотаж среди трейдеров и вызвал подобный скачок цен. Рост показали такие товары, как арматура (17%), катанка (15%), чугун (9%), штрипс (4%). Темпы увеличения закупок в зависимости от товара составляли от 20 до 460%. Хотя все же стоит отметить, что за январь — февраль текущего года объемы закупок по сравнению с соответствующим периодом прошлого года упали в 2,4 раза.

Скорее всего, в этом году сезонное летнее оживление будет менее выражено, чем в предыдущие годы. Раньше в этот период закупки осуществлялись за счет заемных средств, а в нынешних условиях доступ к кредитным ресурсам для большинства компаний существенно ограничен. Не исключено, что начало ремонтного сезона, а также старт посевной смогут несколько оживить сектор, но вряд ли стоит ждать продолжительного эффекта.

Уже апрель показал, что весьма вероятна стагнация. Еще в марте практически у всех крупнейших российских меткомбинатов наблюдался рост отгрузок, но в апреле произошел спад, который, согласно статистике железнодорожных перевозок, составил 20% к марту.

Нет признаков улучшения ситуации и в строительной отрасли, формирующей более 50% потребления металла. Строительная активность практически отсутствует, сейчас в стадии завершения лишь ранее начатые проекты, а возобновление масштабной деятельности в 2009 году вряд ли предвидится.

Предварительные прогнозы показывают, что мировое потребление стали по итогам 2009 года снизится на 15%, при этом в России спад может составить более 20%.

Поскольку спад в металлургической отрасли больше связан с проблемами не самих меткомпаний, а их потребителей, то есть с отсутствием платежеспособного спроса, то улучшения стоит ждать в первую очередь от тех компаний, которые способны получить необходимый объем финансирования или могут быть обеспечены стабильным спросом (прежде всего это госзаказы). Среди таких предприятий можно отметить компании оборонного комплекса, автопрома, но для наших металлургов этого явно недостаточно.

Ожидаемое двукратное снижение производства автомобилей в РФ не может не оказывать негативного влияния на меткомпании. И даже при условии полного восстановления автомобильного рынка это не станет особо мощным импульсом для оживления спроса. Машиностроение, которое, к примеру, в США или в Европе является весьма значительным потребителем металла, в России не дает большого вклада в прибыли металлургов. До тех пор пока не возобновится строительство, формирующее большую часть потребления металла в стране, на восстановление спроса надеяться не приходится.
"Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: