РУСАЛ: российский рынок алюминия восстановится, рано или поздно
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
11.03.2010
РУСАЛ: российский рынок алюминия восстановится, рано или поздно
Стремление ОК "РусАл" к максимизации прибыли на фоне высокой долговой нагрузки и еще не полностью восстановившегося спроса на алюминий заставляет компанию продолжать работу по снижению себестоимости производства несмотря на то, что сегодня она уже является самой низкой в секторе. О том, как "РусАл" решает эту задачу, о планах увеличения производства в 2010 году, о своем видении темпов восстановления спроса на алюминий в интервью "Интерфаксу" рассказал директор алюминиевого дивизиона ОК "РусАл" Алексей Арнаутов.

- По итогам первого полугодия 2009 года компания снизила себестоимость производства на 27%. Расскажите подробнее, за счет чего это произошло. Конечная ли это цифра или возможно дальнейшее снижение себестоимости?

- Снижая затраты, мы во-первых, уменьшили объемы производства на самых неэффективных мощностях в компании, что дало нам возможность отказаться от покупок самого дорого сырья, которое было в нашей корзине. Во-вторых, мы оптимизировали логистику. В-третьих, мы заключили прямые контракты на поставку электроэнергии на некоторых заводах. И, в-четвертых, существенно сократили общехозяйственные и управленческие расходы - на 60%.

Безусловно, эти цифры не конечные, мы и дальше собираемся работать над себестоимостью, несмотря на то, что есть затраты, на которые влияние компании ограничено. В частности, это стоимость электроэнергии. Ее доля в общей себестоимости составляет порядка 30%, и данные затраты, к сожалению, из-за повышения тарифов постоянно растут. Мы снижаем расход электроэнергии, как применяя энергосберегающие технологии, так и. заключая долгосрочные договоры на поставки, в частности такие договора есть у наших заводов с "Иркутскэнерго" и Красноярской ГЭС.

Основным способом снижения затрат остается использование нашей производственной системы, которая позволяет оптимизировать производственные операции, находить и использовать те области, которые приносят существенную экономию в трудозатратах, в расходе материальных ресурсов, то есть во всевозможных расходных коэффициентах.

- Кто-то еще из энергетиков может появиться в числе ваших партнеров по долгосрочным контрактам в этом году?

- Мы заинтересованы, чтобы долгосрочных договоров было больше, и ведем соответствующие переговоры. Это широко распространенная международная практика. В них заинтересованы и мы, и энергетики, потому что такие контракты дают гарантии стабильного потребления на десятки лет вперед, что означает устойчивое развитие для энергетических компаний.

- В развитие темы энергообеспечения заводов расскажите, где сейчас закупают энергию Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, ранее получавшие ее с Саяно-Шушенской ГЭС? Ведь, насколько я знаю, ОАО "РусГидро" заявило, что оно собирается отказаться от работы с предприятиями "РусАла" по двусторонним договорам.

- Наши предприятия в Хакасии покупают сейчас электроэнергию на оптовом рынке. К "РусГидро" после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС мы не обращались, потому что свободных объемов, которые могла бы продавать нам "РусГидро", на Саяно-Шушенской ГЭС сейчас нет. Совсем небольшой объем электроэнергии для ХАЗа и САЗа мы берем с Майнской ГЭС.

- Вы говорили о снижении себестоимости за счет сокращения использования импортного сырья. Какова доля ввезенного сырья и что подразумевается под "сырьем" в данном случае?

- У нас стопроцентное обеспечение собственным глиноземом . Более того, мы имеем возможность продавать глинозем на рынке. То есть, даже при расширении производства мы будем обеспечены собственным глиноземом.

Под сырьем я подразумеваю, в первую очередь, сырье углеродное, - это кокс, пек, катодные и анодные блоки, фтористый алюминий, В связи с кризисом, мы сфокусировались на покупке этого вида сырья на рынках России и СНГ. Наша цель - покупать 100% используемого сырья на внутренних рынках. Сейчас доля российского сырья в закупках около 50%.

- Эта цель реально достижима?

- Да. Единственная сложность, с которой мы сейчас сталкиваемся и пытаемся найти решение, - это закупка некоторых видов легирующих материалов, используемых в сплавах, и анодные блоки. К сожалению, пока еще объемы, производимые в России, не покрывают наших потребностей. Хочу отметить, что катодные блоки, которые используются при футеровке электролизеров, несмотря на то, что мы их импортируем из Китая, - это собственное производство "РусАла", поэтому в целом в отношении поставок сырья мы имеем существенное конкурентное преимущество.

- Ранее заявлялось, что в 2010 году "РусАл" намерен увеличить производство алюминия на 3%. Расскажите более конкретно, на сколько и где планируется увеличение?

- Планируемое увеличение производства алюминия по году на 3% - это 117 тыс. тонн алюминия. Половину этого объема мы собираемся произвести на нашем предприятии в Швеции - Kubal, где мы намерены ввести в эксплуатацию серию "Б". Еще 30 тыс. тонн - это металл, который мы планируем произвести на нашем предприятии в Нигерии - Alscon, и оставшуюся часть произведем на "Иркутском алюминиевом заводе" (ИркАЗ), для чего в полном объеме введем производство на 5-ой серии.

На сегодня на ИркАЗе мы запустили 165 электролизеров из 200. Суммарный объем производства на 5-й серии у нас тогда составит 165 тыс. тонн. Вот откуда мы возьмем эти 3% роста. Мы нацелены на обеспечение максимальной производительности на действующих мощностях. И, безусловно, будем ориентироваться на рыночную ситуацию. Мы уже говорили ранее о том, что готовы запускать дополнительные мощности при наличии спроса и при стабильном состоянии рынка.

- Ходили разговоры о том, что вы собираетесь полностью восстановить производство на ваших уральских заводах. Насколько это соответствует действительности?

- Что касается "Уральского алюминиевого завода", то из эксплуатации были выведены мощности, которым более 60 лет. Это надо было сделать, и соответствующий вопрос обсуждался с администрацией региона еще в 2007 году. Поэтому, с точки зрения стратегии, правильнее обсуждать ввод новых мощностей: более экономичных, более экологически чистых., Эти требования смогут обеспечить наши новые проекты в Тайшете и Богучанах.

На "Богословском алюминиевом заводе" мы можем запустить 6-ую серию, если на продукцию будет спрос. Этот вопрос мы постоянно держим на контроле и готовы запустить мощности, как только настанет подходящее время.

- На какой стадии готовности сейчас находятся Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы? Когда они начнут работу?

- Строительство этих заводов было приостановлено после снижения спроса и цены в 2008 году. В строительство БоАЗа было вложено $251 млн, а в строительство ТаАЗа - $495 млн, при этом готовность первого пускового комплекса ТаАЗа - 60%, БоАЗа- 30%.

Наша цель на сегодня - привлечь проектное финансирование на достройку обоих заводов, чтобы закончить постройку и запустить их. Тем более, что на декабрь 2010 года запланирован пуск Богучанской ГЭС, и встанет вопрос об использовании вырабатываемой ею электроэнергии.

- На каких именно потребителей вы сейчас делаете ставку? Автопроизводители, строители, может быть, кто-то еще?

- 40% нашего спроса - это транспорт и упаковка. Строительный сектор, к сожалению, восстанавливается не так быстро, как бы нам хотелось. В целом, в мире восстановление происходит неравномерно. Темпы роста в Китае, безусловно, существенно выше, чем в остальном мире. К примеру, рынок автопрома в Китае вырос в прошлом году на 46% - это огромный рост. Это очень знаковый сигнал для рынка и поддерживает спрос на алюминий не только в Китае, но и формирует его во всем мире.

По нашему прогнозу, рост спроса на алюминий в Китае в этом году к предыдущему вырастет на 15-23% или до 3 млн тонн.

- Если речь зашла о Китае, как основном и мировом, и вашем потребителе, то, кроме контракта с Norinco, вы заключили уже еще какие-либо договоры с китайскими покупателями?

- Мы ведем переговоры о поставках с рядом крупнейших китайских потребителей в ключевых областях, которые являются источником роста спроса на алюминий. По объему они будут сопоставимы с уже заключенными контрактами.

Кроме этого, руководство компании провело переговоры с Шанхайской биржей металлов о регистрации бренда "РусАл" на бирже, что, безусловно, будет способствовать продвижению и росту наших продаж на китайском рынке. Постепенно, до 2015 года, мы сможем увеличить доход от продаж нашего металла в Китае до 10% нашей общей выручки с нынешних 5%.

В целом, восточный рынок очень важен для нас, потому как Индия и Китай в долгосрочной перспективе будут определять развитие алюминиевой отрасли во всем мире. Если сравнить потребление алюминия в Европе или в развитых странах, где оно составляет 25 килограмм на человека, то в Китае потребление- 10 килограмм на человека. А 5-7 лет назад оно составляло всего 5 кг. Эксперты говорят, что такие темпы роста сохранятся и дальше. Если вести речь об Индии, то там потребление пока составляет 1,8 килограммов на человека.

- Когда следует ждать вашего появления на Шанхайской бирже металлов?

- Вопрос, как всегда, в экономической целесообразности. Если это будет выгодно, мы там появимся очень быстро. А если основной объем продукции, как и прописано в нашей стратегии, будет предназначен для конечных потребителей, то мы, безусловно, предпочтем заключать контракты с ними.

- Как вы оцениваете потенциал роста российского рынка?

- Возможности для роста существуют. В советское время потребление составляло 3,5 млн тонн в год, сейчас это меньше 1 млн тонн. У нас нет точных прогнозов по процентам роста, но потенциальные покупатели, которые сейчас не размещают заказы, рано или поздно начнут это делать. Под вопросом не сам факт восстановления, а его темпы…

В этом году мы ждем роста в секторе строительства, кабельной промышленности, автопроме. В автомобильной отрасли свою роль сыграют компании, работающие в России в режиме промсборки. Доля производимых в России запчастей, используемых в сборке автомобиля, должна вырасти в ближайшие годы с 15% до 75%, что означает создание мощностей и рост потребления алюминия внутри страны.

- Как компания отреагировала на пожар на заводе порошковой металлургии СУАЛ - ПМ в начале февраля? Планируются ли изменения в системе безопасности? В какие сроки будет восстановлено производство на площадке?

- У нас грамотно и четко выстроена система пожарной безопасности. Пожар произошел не из-за ее несовершенства, а из-за случайного стечения обстоятельств, ведь работа с алюминиевыми порошками - очень сложный и опасный вид производства, где вероятность неудачного стечения обстоятельств достаточно велика. Пожар был максимально быстро и профессионально ликвидирован.

Те заказы, которые выполняло предприятие в Шелехове, сейчас выполняет производство в Волгограде, так что интересы наших покупателей в результате аварии не пострадали.

В то же время, мы разработали план по восстановлению СУАЛ - ПМ в два этапа. Первый этап подразумевает, что мы в достаточно короткий срок запустим первые и вторые ячейки отделения N2, где произошел взрыв, и возобновим выпуск продукции. Составляется график строительно-монтажных работ, идет процесс согласований.

- Около двух месяцев назад в Минпромторг было отправлено письмо за подписью некоторых игроков вторичного алюминиевого рынка, подписанное, в том числе, и руководством "РусАла", с просьбой обратить внимание на действия части игроков рынка алюминиевого лома. Минпромторг как-то отреагировал на это письмо?

- Насколько мне известно, министерство подготовило в качестве реакции проект письма в налоговую службу, но пока это письмо не было отправлено. Решено было дождаться вначале итоговых данных по объему производства вторичного алюминия за 2009 год от Росстата.

А пока компании, занимающиеся незаконным возмещением НДС и искусственным демпингом при закупказ ломов , продолжают работать и наносить существенный вред бюджету и всему рынку вторичного алюминия. Пять лет назад сам Минфин подсчитал, что на незаконных схемах возмещения НДС государство потеряло до 300 млрд рублей.

- Но данные статистики уже объявлены. Значит ли это, что в ближайшее время письмо Минпромторга будет направлено в налоговые органы?

- Я надеюсь, что оно будет направлено, и мы, в свою очередь, будем продолжать предпринимать усилия по организации цивилизованного рынка вторичного алюминия..
Финмаркет

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: