ФАС признал рост цен на металл обоснованным
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
19.04.2010
ФАС признал рост цен на металл обоснованным
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и "Уралвагонзавод" (УВЗ) не сумели с помощью государства добиться от металлургов снижения цен на стальную продукцию. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) встала на сторону металлургических компаний, поскольку при двукратном росте стоимости сырья — угля и железной руды — они увеличили цены в среднем на 20-30%.

ФАС не усмотрела признаков злоупотребления доминирующим положением со стороны металлургов, рассказали "Ъ" два источника в отрасли, а также чиновники ведомства. Анализ ценообразования проводился по инициативе ОАО РЖД и УВЗ. Компании жаловались на резкий рост цен на стальную продукцию в 2010 году. В начале апреля вице-премьер Игорь Сечин поручил ФАС, Минпромторгу и Минэкономики изучить вопрос ценообразования в российской металлургии. Результаты расследования должны быть переданы в правительство 25 апреля. До этого момента чиновники официальных комментариев не дают.

ОАО РЖД пожаловалось на металлургов 12 февраля. В письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову (имеется в распоряжение "Ъ") президент монополии Владимир Якунин просит выработать меры "государственного реагирования в отношении металлургических компаний, выдвинувших требования о значительном увеличении в 2010 году цен на монопольно производимую ими продукцию". В частности, указывается в письме ОАО РЖД, "особо жесткую позицию заняли "Евразхолдинг" и ММК". Компании требуют увеличить цены на рельсы и крепления к ним на 20,7%, цены на путевые костыли и противоугоны — на 15%.

Источник в ОАО РЖД уточнил, что финансовый 2010 год предполагал рост цен на 7,2% для черной металлургии и на 3,7% для готовых металлических изделий. В декабре Минэкономики снизило эти параметры до 3,6 и 2,0% соответственно. Чтобы не допустить срыв производственной программы, ОАО РЖД "неоднократно предлагало" Evraz Group и ММК сохранить цены 2009 года в первом квартале. Рост цен в монополии называют необоснованным. На немонопольную стальную продукцию роста цен не было, что "свидетельствует о злоупотреблении металлургическими холдингами монопольным положением", говорится в письме ОАО РЖД. "Принятие требований указанных металлургических компаний приведет к дефициту средств на содержание и развитие путевой инфраструктуры в 2010 году",— считают в монополии.

Похожее письмо, по данным "Интерфакса", направил УВЗ вице-премьеру Игорю Сечину. В письме глава завода Олег Сиенко указывает, что в январе-марте цены на железорудное сырье, уголь, кокс, ферросплавы выросли на 20-30%, на стальной лом — на 38%, на металлопрокат — на 10-17%, а на железнодорожное литье — до 60%. В злоупотреблении ситуацией обвиняются Evraz Group, "Мечел", ММК и "Северсталь". На апрель компании снова предложили повысить цены на 10-30% и отказались фиксировать их даже на квартал, говорится в письме. Олег Сиенко предложил зафиксировать цены до 1 апреля 2011 года либо ввести 15-процентные временные экспортные пошлины и повысить на экспортных направлениях железнодорожные тарифы. На импортных направлениях, напротив, отменить пошлины и снизить тариф для внутренних перевозок.

В "Мечеле" комментировать ситуацию отказались, дозвониться до представителя ММК "Ъ" не удалось. Представитель Evraz заявил лишь, что переговоры с ОАО РЖД не завершены. Представитель "Северстали" отметил, что в 2009 году компания снизила цены на металлопрокат для УВЗ на 30%.

Но не все потребители недовольны металлургами. Источник на АвтоВАЗе сказал, что завод работает со своими поставщиками по длинным контрактам и претензий к ним не имеет. Аналитиков не удивляет то, что ФАС встала на сторону металлургов. Ведь цены на их основное сырье с октября 2009 года выросли более чем вдвое, а лом только с января подорожал на 50%, отмечает Дмитрий Смолин из "Уралсиба". При этом горячекатаный прокат с октября 2009 года в России подорожал на 20%, тогда как на экспорте цены выросли на 40%, добавляет Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". Металлурги не виноваты, что на растущем рынке РЖД сверстала бюджет на основе прошлогодних цен, говорят в одной из меткомпаний. Переломить ситуацию, полагает Борис Красноженов, можно, например, путем перехода на более короткие контракты либо заключая долгосрочные контракты на основе прогнозов будущего ценообразования.


Роман Асанкин,
Алексей Екимовский
"Коммерсантъ"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: