Минпромторг: металлургия на подъеме
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.07.2012
Минпромторг: металлургия на подъеме
Металлургия - один из лидеров российской промышленности. В числе первых она освоила зарубежные рынки, став одним из ведущих игроков мирового рынка металлов. О нынешнем состоянии отрасли и о том, что ждет ее в связи со вступлением в ВТО, наш корреспондент беседует с директором департамента базовых отраслей промышленности Министерства промышленности и торговли Виктором Семеновым.

– Виктор Владимирович, что представляет собой российская металлургия сегодня? Какое место занимает металлургический комплекс в экономике страны?

– Металлургия была и остается базовой отраслью российской промышленности. Она включает более тридцати подотраслей, охватывающих практически весь производственно-технологический цикл работ от добычи и обогащения руд до получения металлов и металлопродукции. Кроме того, металлургический комплекс включает предприятия вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.

Сегодня отечественная металлургия обеспечивает 11,6% российского экспорта. В организациях и на предприятиях комплекса работает свыше 1 млн человек. Более 80% наших предприятий – градообразующие.

Россия занимает 5-е место в мире по производству стали. А по экспорту металлопродукции мы уступаем только Китаю и Японии. Есть позиции, по которым российские металлурги – признанные лидеры. Например, мы экспортируем больше всех алюминия и никеля. Можно привести еще немало аргументов, которые подтверждают, что наша страна по-прежнему остается одним из ведущих мировых металлургических государств.

– За счет чего достигнуты такие показатели?

– На мой взгляд, большую роль здесь сыграли структурные изменения, которые произошли в отрасли. За последние 8 лет в металлургии завершился процесс формирования крупных вертикально интегрированных групп. Это позволяет в большой степени снижать риски как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность. Группы активно развивают собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой продукцией.

В черной металлургии тон задают десять крупных холдингов, объединяющих предприятия по всей технологической цепочке производства. К ним относятся металлургические компании ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «УК «Металлоинвест», ОАО «Мечел» и ООО «Промышленный металлургический холдинг», а также трубные компании – ОАО «Трубная металлургическая компания», ЗАО «Объединенная металлургическая компания» и ОАО «ЧТПЗ».

В цветной металлургии таких холдингов в два раза меньше. Это Объединенная компания «Российский алюминий» – ОК «РУСАЛ», ООО «УГМК – Холдинг», ЗАО «Русская медная компания», ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Корпорация «ВСМПО – АВИСМА».

– Как сказалась на отрасли первая волна мирового кризиса? Учитывая сегодняшнюю непростую обстановку, этот опыт может оказаться востребованным.

– Мировой кризис 2008–2009 годов ударил, прежде всего, по потребителям, когда спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке упал практически на 70%. Именно это падение наряду с отсутствием спроса на внешних рынках привело к вынужденному сокращению объемов производства металлопродукции. И только благодаря грамотной работе менеджмента предприятий и достаточно высокому качеству металлопродукции металлурги в острый период кризиса сумели переориентировать направления поставок на внешние рынки, где еще сохранялся спрос, – это, в первую очередь, азиатские рынки, Китай, что позволило сохранить рабочие места и не останавливать производства. Ради справедливости надо сказать, что не везде все было гладко, были и остановки, и сокращения работников, но в гораздо меньшей степени, чем во многих других отраслях.

В немалой степени быстрому выходу отрасли из кризиса способствовали оперативно принятые антикризисные меры правительства, которые осуществлялись в металлургии комплексно.

Во-первых, государство предоставило предприятиям отрасли финансовые гарантии на общую сумму более 50,2 млрд рублей. Под эти госгарантии компании привлекли средства, которые были направлены на рефинансирование полученных ранее кредитов, осуществление основной производственной деятельности, модернизацию производства и реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, использовались и возможности кредитных организаций. Так, по поручению прежнего главы правительства Владимира Путина, данного с учетом необходимости сохранения единственного на Дальнем Востоке металлургического предприятия, ГК «Внешэкономбанк» принял решение об участии в финансировании ОАО «Амурметалл» с общим лимитом выдачи 5 млрд рублей сроком до 7 лет.

А для решения проблем, связанных с восстановлением работы Пикалевского комплекса, у нас в министерстве даже пришлось создавать оперативный штаб. Чтобы добиться безубыточности работы ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» был установлен специальный тариф на перевозку нефелинового концентрата от станции Апатит. Субсидии ОАО «РЖД» за три года составили около 825 млн рублей. Зато по итогам 2011 года загрузка производственных мощностей на предприятии практически полная, а уровень безработицы в Пикалево всего 1%.

Однако при всей важности этой, если можно так сказать, точечной помощи мы хорошо понимали, что ее для решения общих проблем отрасли недостаточно. Поэтому в Минпромторге России основные усилия направили на проработку и заключение долгосрочных соглашений с потребителями металлургической продукции, крупнейшие из которых – это, в основном, компании с госучастием (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» – трубы, ОАО «РЖД» – рельсы, колеса, предприятия ОПК – различные виды проката, стройиндустрия и ЖКХ – сортовой прокат строительного назначения). Это системное решение позволило во многом стабилизировать рынок и помогло обеспечить наши предприятия гарантированными долгосрочными заказами с прозрачной формулой цены.

– А как сейчас обстоят дела в отрасли?

– Если сравнивать с докризисными показателями, в металлургии ситуация в целом наладилась, что обусловлено существенным ростом внутреннего спроса на металлопродукцию. Если, например, рост объема производства готового проката по итогам 2011 года составил 4,9%, то внутреннее потребление возросло на 22,7%. Еще более показательна картина с производством и потреблением труб. По итогам 2011 года на внутреннем рынке их требовалось почти на 46% больше, чем в докризисном 2008 году. И отрасль с этими задачами справляется.

Похожая обстановка сложилась и в цветной металлургии. Здесь потребности внутреннего рынка не столь значительны, но также обеспечиваются в основном за счет российского производства. Таким образом, показатели отрасли во многом могут служить индикатором состояния всей российской экономики и доказывают эффективность правительственных антикризисных мер.

– Cейчас много говорят и пишут о модернизации производства. Насколько этот процесс важен для металлургов?

– Начну с того, что модернизация в металлургии началась еще до того, как этот термин получил такое широкое распространение. Более того, успешно справиться с кризисными явлениями нам помогло именно то, что за последние несколько лет металлургическая отрасль существенно модернизировала основные фонды. Это, в свою очередь, позволило повысить качество продукции, увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. За последние 4 года объем инвестиций, направленных на модернизацию и техническое перевооружение всей отрасли, создание новых производств, составил около 980 млрд рублей.

В результате сейчас износ оборудования на крупнейших металлургических предприятиях России не превышает 40%, что является очень хорошим показателем даже на фоне развитых стран. Причем, особо подчеркну, что процесс технического перевооружения отрасли не остановил даже кризис.

В среднесрочной перспективе в условиях роста емкости внутреннего рынка металлургические предприятия будут наращивать объемы высокотехнологичной продукции. Например, объемы производства листа и жести увеличатся в 2,6 раза, труб стальных – в 1,5 раза к 2020 году (по сравнению с 2007 годом).

– Растущие потребности внутреннего рынка объективно будут подталкивать отрасль к дальнейшему развитию. Есть ли у металлургов планы таких преобразований и в чем их основная цель?

– Сейчас в отрасли действует единый документ, определяющий направления и темпы происходящих у нас изменений. В 2009 году Приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150 утверждена Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года. Там определена основная цель металлургов – обеспечить растущий спрос на металлопродукцию на внутреннем и мировом рынках. Добиться выполнения этой задачи мы должны на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения. Намечены в стратегии развития отрасли и конкретные целевые ориентиры. Например, к завершению срока ее действия в металлургическом переделе энергоемкость должна быть снижена на 22%, а в горнорудном секторе – на 20%. То есть мы знаем, в каком направлении нужно двигаться и куда мы в итоге должны прийти.

Станислав Козак
ТПП-Информ

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: