"Национальный кровельный союз" волнует качество металлочерепицы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
29.03.2013
"Национальный кровельный союз" волнует качество металлочерепицы
14 марта 2013 г. в Москве в отеле "Бородино" состоялась Международная конференция "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления-2013", организованная журналом "Металлоснабжение и сбыт". На конференции встретились отечественные производители, переработчики и поставщики оцинкованной стали и стали с покрытиями – всего около 200 руководителей и специалистов.

К участию в мероприятии был приглашен Национальный кровельный союз. И не случайно – вопросы, затрагивающие кровельный рынок, поднимались в течение дня неоднократно.

Строительный рынок металлопроката вышел на докризисный уровень?

На прошлой мартовской конференции "Оцинкованный и окрашенный прокат-2012" в конце своего выступления С.Г. Масленников, генеральный директор компании "Стальинвест", предположил, что в целом за 2012 г. потребление оцинкованного и окрашенного проката составит 5,5 млн т. В действительности этот объем достиг 5,32 млн т (более 3,1 млн т оцинкованного проката и порядка 2,2 млн т стали с полимерным покрытием), что на 14% больше, чем в 2011 г.
Происходит наращивание доли потребления полимерного проката. Если в 2011 г. соотношение оцинкованного и окрашенного проката составляло 60% и 40%, то в 2012 г. - 58% и 42%. Это связано с ростом потребления в сегменте малоэтажного коттеджного строительства.
По мнению С.Г. Масленникова, в ближайшем будущем потребление проката с полимерным покрытием уже обгонит оцинкованный прокат, так как растут требования покупателей к эстетическому виду материалов.
По итогам 2013 г. года, по прогнозам господина Масленникова, ожидается рост потребления до 6 млн т.
На фоне столь радужных перспектив диссонансом прозвучало описание ряда ключевых проблем рынка и намечающихся на нем тенденций:
· Значительная доля импорта стали с полимерным покрытием, в основном за счет специальных марок (в том числе – кровельных), которые отечественные металлурги делают неохотно.
· Рост потребления оцинковки с полимерным покрытием сдерживается из-за отсутствия важнейших элементов развитого рынка (отсутствие актуальной нормативной базы, дефицит квалифицированных кадров) и в результате неразвитости системы потребления на строительном рынке (потребитель ориентируется, в первую очередь, на стоимость материала, а не на долговечность конечного продукта).
· Намечается замедление темпов роста в связи с завершением ряда глобальных государственных проектов (подготовка к Олимпиаде, программа "Жилище"). По итогам января 2013 потребление проката с покрытием сократилось относительно января 2012 г. Впрочем, аналитики связывают это с холодной и снежной зимой, когда из-за погоды сократились объемы монтажных работ.
На рынке переработчиков стали с покрытием (производителей металлочерпицы и профлиста), прежде всего в регионах, отмечаются:
· высокий уровень конкуренции,
· снижение спроса (на складах постоянный избыток предложения),
· сокращение объемов заказов (снижение "средней стоимости чека"),
· падение рентабельности производства.
Что касается ценовой динамики, то предполагается, что в апреле-мае 2013 г. произойдет повышение цен на оцинкованный прокат на 1,5-3%, на прокат с полимерным покрытием - 3-5%.
Итак, в 2012 г. строительный рынок металлопроката вышел на докризисный уровень, что позволило аналитикам прогнозировать его дальнейший рост. Однако ряд негативных тенденций в секторе основного потребителя оцинкованного проката – в строительстве – заставляет задуматься, удержится ли рынок на достигнутых высотах.

Особенности российского рынка проката с полимерным покрытием

• Стандартная сталь с покрытием "полиэстер" не дифференцирована по качеству: продукция отечественных комбинатов, европейских и китайских производителей разного уровня качества продается конечному потребителю на одном уровне соотношения цена/качество.
• Отсутствует доступный и простой критерий качества проката с покрытием "полиэстер", по которому конечный потребитель самостоятельно смог бы сделать выбор. Основным критерием качества является репутация продавца и/или производителя проката с покрытием.
• Отсутствует понимание, что "хорошего Китая дешево не бывает".
Стоит также отметить: российские производители выпускают рулонную сталь, не ориентируясь на то, какое изделие будет из нее изготовлено и на условия применения изделий. Между тем, как отметил генеральный директор компании "Прайм Топ Индастри" С.Г. Перевозчиков, для каждого вида кровельных работ требуется своя сталь, своей толщины и со своим покрытием.
Производители не знают кровельный рынок
Участники конференции единодушно отмечали: ключевой драйвер развития отрасли – строительство. По мнению аналитиков ведущих производителей оцинкованной стали и стали с покрытием, потреблению есть куда расти.
К сожалению, крупнейшие производители стали воспринимают кровельный рынок исключительно как сферу реализации металлочерепицы и кровельного профнастила. По докладам участников конференции, создается впечатление, что кроме как в виде металлочерепицы оцинкованная сталь больше ни в каком виде в кровельном сегменте не применяется. Фальцевые кровли до сих пор воспринимаются ими как картины из дешевой оцинковки, соединенные в одинарный фальц.
Доборные элементы, производство которых освоили многие металлосервисные центры, как элемент кровельной системы не воспринимаются, равно как и несущий профнастил, используемый в качестве основы для кровельного "пирога".
Стоит признать, что объективные причины для такого подхода существуют: производители металлочерепицы (а их в нашей стране насчитывается более 200) находятся в ряду основных потребителей продукции металлургических комбинатов. Не случайно, компания "Северсталь", запуская в этом году серию брендов для кровельного рынка, в позиционировании своей продукции сделала ставку на металлочерепицу.

Столкновение интересов производителей и кровельщиков

Для работы с металлом на кровле недостаточно аккуратности и усидчивости. Нужны навыки и знания: все это называется профессией. Активная реклама металлочерепицы, в которой частному заказчику активно внушалось: "процесс монтажа металлочерепицы несложен и требует только что хорошей физической подготовки строителей". Такая политика привела к тому, что на крыше оказались те, кто раньше и не помышлял приниматься за металлическую кровлю и не имеет соответствующих навыков.
Со своей стороны отдельные специалисты стали продвигать оцинкованный прокат с полимерным покрытием по фальцевой технологии, разъясняя потенциальным заказчикам преимущества ее применения по сравнению с металлочерепицей.
Пока борьба идет не на равных – за подрядчиками нет той мощи, которой обладают профилировщики, а производителям стали неинтересно "возиться" с мелкими заказами и поддерживать небольшие кровельные компании.

Металлочерепица и профнастил: разнонаправленные тенденции

Многие выступления на конференции, так или иначе, затрагивали вопрос тенденции к ухудшению качества металла, применяемого для производства металлочерепицы и профнастила.
Впервые московские производители металлочерепицы начали использовать сталь толщиной 0,4–0,45 мм в 2000 г. Тогда доля металлочерепицы из тонкой стали составляла 2%. В апреле 2004 г. она возросла до 3%, к апрелю 2006 г. достигла 5%, а к октябрю того же года - 21%.
Цепная реакция была запущена. Снижение качества применяемого металла стало наблюдаться по всем регионам.
И вот, в 2013 г. профилировщики обсуждают присутствие на рынке продукции из стали толщиной 0,35-0,37 мм. Старший менеджер группы региональных продаж металлопроката с покрытием и жести отдела отраслевых продаж компании "ММК" С.Л. Пикалов упомянул о дальнейшем сокращении толщины стали, применяемой производителями для производства металлочерепицы – 0,34 мм!
После кризиса 2008 г. многие компании просто перестали указывать толщину. По данным таможни в страну ввозится большой объем металла толщиной 0,35-037 мм, но формально компании такой прокат не предлагают.
При этом сама компания ММК (и не только она) производит продукцию с так называемым "пониженным цинком" (сталь, защитный цинковый слой которой составляет около 100 гр./кв.м). Ответ на замечание, что подобную продукцию нельзя применять для строительства крыш, у производителей прост: что покупают, то мы и производим.
Интересно, что производители при этом нормативы не нарушают: действующий ГОСТ Р 54301-2011 допускает понижение толщины стали и слоя цинка.
На конференции отмечалось: в отдельных регионах (прежде всего – в центральных) уже формируется запрос на более качественную продукцию, наметилась тенденция к повышению спроса на толщину 0,5 мм. Но к кому адресован этот запрос? Прежде всего - к иностранным производителям. Частные застройщики активно делятся информацией на форумах и в блогах, делая вывод по результатам обсуждения "насколько я понимаю (из интернета), толщина импортной металлочерепицы всегда 0,5 мм, нашей - 0,4 мм". Немногочисленные крупные переработчики, которые сделали ставку на бренды и сумели удержать качество, страдают из-за нечистоплотности конкурентов.

Производители не могут договориться

О проблемах рынка кровельных материалов из стали с полимерным покрытием производители и переработчики говорят уже давно. Этот вопрос затрагивался в 2011 г., когда на конференции "Оцинкованный прокат" формально была принята программа стимулирования потребления сталей с покрытием, поднимался он и в 2012-м, и в этом году. Звучали предложения по формированию рабочих групп из представителей ведущих компаний-производителей, переработчиков и научно-исследовательских институтов. Но результатов у этих многолетних попыток спасти тонущий рынок не видно.
Можно выделить следующие негативные факторы, влияющие на развитие рынка стальных кровель:
· Отсутствие стандартов и нормативных документов для кровельных материалов из металла с полимерным покрытием.
· Отсутствие четкого позиционирования продукции на рынке, особенно в эконом и среднем сегментах.
· Отсутствие грамотной долгосрочной маркетинговой стратегии развития у большинства основных участников рынка. Как результат – отсутствие системной работы с целевыми группами (архитекторы, проектировщики, подрядчики, представители системы ЖКХ).
· Вся работа с частными заказчиками сводится к стандартной рекламе. Результат - слабая информированность конечного потребителя о качестве различных продуктов.
· Дискредитация продукта по качеству – результат тенденции к сокращению издержек за счет попыток выпуска продукции "эконом"-сегмента
· Доля российских производителей на растущем рынке размывается за счет роста импорта.
· Дефицит квалифицированных кадров.
С.Г. Перевозчиков предложил перейти от защиты рынка от некачественного проката к защите от поставки некачественных изделий, установить нижние границы качества для каждого вида продукции. Впрочем, ни это, ни аналогичные предложения по разработке системы нормирования, критериев качества, не нашли отклика у большей части производителей.

Заключение

Национальный кровельный союз неоднократно выступал с предложениями к сталепрокатчикам наладить диалог и совместно выработать пути решения ключевых проблем сегмента рынка стальных кровель (конференции "Оцинкованный и окрашенный прокат", 2012, 2013 гг.).
Эти попытки найти разумное решение проблем рассматриваемого сегмента кровельного рынка Союз будет продолжать и в дальнейшем. Поэтому мы надеемся, что здравый смысл возобладает, голос кровельщиков будет услышан и будут приняты меры по защите российских крыш от некачественного кровельного материала.
"Российский национальный кровельный союз"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: