"Титановая долина" прокладывает коммуникации, а резиденты "голосуют ногами"?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.10.2013
"Титановая долина" прокладывает коммуникации, а резиденты "голосуют ногами"?
Акционеры ОЭЗ "Титановая долина" на ближайшем собрании рассмотрят вопрос об увеличении уставного капитала компании. Как ожидается, дополнительные ценные бумаги на сумму 1,5 миллиарда рублей выкупят федеральные и областные органы исполнительной власти. Полученные средства управляющая компания Особой экономической зоны намерена направить на разработку генплана и прокладку коммуникаций.

Готовая инфраструктура, полагают менеджеры "Титановой долины", позволит резидентам уже в 2014 году приступить к выпуску продукции на построенных с нуля предприятиях. Эксперты в этом сомневаются: иностранный капитал в Россию не пойдет, поскольку условия для производства за границей существенно лучше, а отечественные промышленники опасаются, что из-за слабой поддержки государства они не смогут выпускать конкурентную продукцию.

Проекту "Титановая долина" в декабре 2013 года исполняется три года. За прошедшее время управляющая компания, потратив несколько сот миллионов рублей, сумела подвести к площадке между Нижним Тагилом и Верхней Салдой временную дорогу, возвести на въезде тесный титановый цилиндр, который почему-то обозвала информационным кубом, создать сайт и привлечь пять потенциальных резидентов, которые пока даже и не думают отправлять на площадку строительную технику.

Директор по инвестиционным проектам ЗАО НПП "Машпром" Александр Провоторов сообщил "Уралинформбюро", что предприятие совместно с японской компанией Mishima Kosan планировало выпускать в особой зоне металлургическое оборудование (кристаллизаторы машин непрерывного литься заготовок), но проект "подвис" из-за отсутствия коммуникаций и генплана. Впрочем, НПП "Машпром" все же готово осуществить свои планы, если управляющая компания построит инфраструктуру. Чего нельзя сказать про остальных потенциальных резидентов "Титановой долины".

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров говорит, что бизнесмены отводят на возведение новых мощностей девять месяцев – максимум год. Если в этот период они не могут начать стройку по независящим от них причинам, то предпочитают искать другие площадки.

Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что "Титановая долина" разместилась не в самом обжитом районе Свердловской области: предприниматели не понимают, как выстроить логистику, где разместить оборудование и набрать высококвалифицированный персонал. На фоне этих трудностей налоговые преференции не являются для них определяющими в принятии решения о размещении производства в чистом поле за сотни километров от Екатеринбурга.

Впрочем, подчеркивает А.Макаров, Свердловская область здесь не уникальна: в других российских регионах создание особых экономических зон идет тоже непросто. Томская область, потратив восемь лет и 10 миллиардов рублей (половина из них – федеральные), построила два корпуса и подвела коммуникации, но еще не все резиденты находятся на площадке. "Титановая долина" за три года не получила ни рубля федеральных денег. "Через пять лет, – утверждает вице-президент УТПП, – у нас будет столько же резидентов, сколько и в Томской области".

Экспертам между тем понятно, что "Титановой долине" будет сложно тягаться с Томской особой экономической зоной технико-внедренческого типа. Она расположена рядом с территорией Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, в 15 минутах езды от центра города. Идея ОЭЗ - создание исследовательских и R&D центров крупных российских и зарубежных компаний. А они, что называется, под боком – например, ООО "Томскнефтехим", предъявляющее спрос на инновационные технологии. Соответственно, иностранным предпринимателям весьма интересно сотрудничать с российскими учеными и нефтяниками: в ОЭЗ уже реализуются проекты с участием Nokia Siemens Networks (Финляндия), Dotweb (Нидерланды), MOJE KERAMIK IMPLANTATE (Германия), Lite-On Group (Тайвань).

"Титановая долина" нацелена в первую очередь на производство изделий из титана, компонентов и оборудования для металлургии и машиностроения, строительных материалов. Учредители рассчитывают, что на площадку придет иностранный либо российский бизнес и создаст новые производства, поскольку перемещать сюда действующие предприятия никто не будет в силу экономических причин. Но при этом за скобками остается главный вопрос: а с чего вдруг иностранцы (да и россияне тоже) станут строить корпуса на площадке, которую с Нижним Тагилом связывает узкая разбитая дорога, регулярно собирающая автомобильные пробки?

Промышленники говорят, что "Титановая долина" предлагает хорошую цену на электроэнергию и прочие энергоресурсы, предоставляет налоговые льготы, позволяющие выпускать продукцию на 15% дешевле, чем на существующих мощностях в Екатеринбурге либо других городах. Все это так, но когда сравниваешь условия промышленного производства за границей и в России, то преференции особой экономической зоны кажутся просто несерьезными.

Председатель совета директоров ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин объяснил недавно президенту РФ Владимиру Путину, почему в Канаде комбайны производить выгоднее, чем в России. Электроэнергия в этой североамериканской стране обходится промышленным предприятиям в 1,7 рубля за киловатт (в "Титановой долине" – 3,5 рубля), топливо (бензин) – на 5,5% дешевле, оборудование амортизируется в два раза быстрее, пробок на дорогах нет, и чиновники любого уровня открыты для диалога.

Помимо этого канадское правительство налоговыми вычетами стимулирует машиностроителей инвестировать в производство и заниматься новыми разработками, учитывая расходы на исследования в затратах в двойном размере. Любопытно, что когда затраты на НИОКР достигают 50% от прибыли, налог на прибыль обнуляется (в "Титановой долине" с момента получения прибыли он составляет 2% в течение 10 лет, после чего увеличивается до 7 и даже 15,5%).

Кроме того в Канаде предоставляются индивидуальные гранты на разработку новых компонентов и субсидии на обучение персонала. В "Титановой долине" управляющая компания вроде бы обещает резидентам помочь с подготовкой специалистов, но как она это будет делать в условиях предстоящего сокращения затрат федерального бюджета на образование – остается загадкой.

Председатель комиссии по транспортной логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Александр Трахтенберг вообще не понимает, кто будет работать в "Титановой долине". Особые экономические зоны, если они хотят привлечь иностранных производителей, должны заимствовать опыт Европы, где площадки делают под ключ – бизнесу остается лишь прийти и развернуть производство. Россия же, как всегда, демонстрирует свой особый путь: если даже площадки обустраивают – хотя очень медленно и мало – то кадровой проблемой чиновники даже не забивают себе голову. "Тысячи классных специалистов, – уверен А.Трахтенберг, – из ниоткуда появиться не могут. Государство жадничает: хочет получить новые высокотехнологичные производства, ничего не вкладывая".

Особый российский путь чреват потерей доверия к проекту со стороны резидентов. Менеджеры НПП "Машпром" уже не рискуют говорить, что производство в особой экономической зоне будет однозначно выгодным. "В каждом конкретном случае надо считать, – подчеркивает А.Провоторов. - На момент начала строительства может быть и выгодно, а потом появится конкурент – и выгоды не станет. Вопрос времени – он ключевой при реализации промышленных проектов".

Соответственно, инвесторы голосуют за невнятную промышленную политику государства ногами. На сайте ОАО "ОЭЗ "Титановая долина" резидентами особой экономической зоны названы пять компаний. Однако попытки прояснить серьезность их намерений успехом не увенчались: телефон ООО "Уральский оптический завод" оказался нерабочим, номер, указанный ООО "Праксайр Титановая долина", никакого отношения к компании не имеет. Руководитель ООО "Машины Урала" Дмитрий Махонин заявил обозревателю "Уралинформбюро", что про "Титановую долину" он не скажет ни слова. Пока свое слово не скажет государство.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ, УралИнформБюро

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: