Соло на трубе
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
22.09.2003
Соло на трубе
Аналитики предвещают снижение мировых цен на нефть. Грандиозные трубопроводные проекты зависают. Металлурги-прокатчики заключают картельные соглашения о единовременном повышении цен на свою продукцию. Но Челябинский трубопрокатный завод, возглавляемый генеральным директором Александром Федоровым, твердо держится намеченного курса, заранее готовясь к открытию новых горизонтов. По мнению Федорова, удача должна быть спланирована.


Александр Федоров
- Александр Анатольевич, не так давно ЧТПЗ неожиданно вошел в Объединенную металлургическую компанию и столь же неожиданно вышел. Почему?

- Не сошлись во взглядах на стратегию развития. То был альянс для совместного выпуска трубы диаметром 1420 мм, дорогостоящий проект с привлечением Северстали, Выксунского завода. Чисто производственное горизонтальное объединение: единый сбыт, единые закупки, а все остальное шло как до холдинга, так и после: прибыль у каждого своя. Такой подход позволил оптимизировать одно - затраты. Но мы хотели идти дальше, поскольку видели будущее компании не только в развитии трубного производства, но и в выпуске продукции более высокого передела.

- Потому вы и создали вертикально-интегрированную группу "Объединенные трубные заводы" (ОТЗ), которая затем получила название Группа ЧТПЗ? Какие вы ставите задачи?

- Мы приобрели в 2002 году контрольные пакеты акций заводов, производящих гнутые отводы (фасонные изделия, применяющиеся при монтаже трубопроводов и перекачивающих станций различного назначения): более 75% уставного капитала московского завода специальных монтажных изделий и магнитогорского завода механомонтажных заготовок "Востокметаллургмонтаж". Вместе они контролируют более 20% рынка отводов большого диаметра. До тех пор трубы покупались у нас, а гнутые отводы к ним в других местах. Логично, что мы постарались создать единую технологическую цепочку, чтобы предоставить нашим клиентам весь спектр комплектующих одинаково высокого качества. Уже сейчас на вошедших в группу заводах проводится реорганизация бизнес-процессов. Их деятельность будет соответствовать мировым требованиям управления и качества.

К 2005 году мы планируем довести долю группы ЧТПЗ на этом рынке до 60%. Для этого на территории ЧТПЗ с апреля этого года мы строим завод по производству отводов большого диаметра для нефтегазопроводов - ЗАО "Соединительные отводы трубодеталей" (СОТ), который также войдет в состав группы. Завод строится с учетом самых современных технологий, стоимость проекта - 30 млн долларов. С октября следующего года, поставляя вместе с трубами фасонную продукцию, ЧТПЗ сможет начать реализацию стратегии комплексного обслуживания традиционных потребителей - предприятий ТЭК и коммунального хозяйства.

- Значительное увеличение объемов сбыта ЧТПЗ связано с созданием холдинга?


- Конечно. Мы начали с развития регионального сбыта - это 40% рынка. Раньше у нас были региональные представительства и склады от Калининграда до Камчатки, реализация труб шла через них. На их базе в 2002 году мы создали также вошедшее в холдинг ЗАО Система комплексного снабжения "МеТриС". Предприятие реализует не только трубы, но и металлопрокат, изделия из металла через сеть сервисных металлоцентров, гипермаркеты. Для этого заключили договоры с Магниткой, "Мечелом", другими ведущими российскими производителями. Металлоторговля стала отдельным видом бизнеса для группы. Надеемся, что товарооборот компании уже в этом году достигнет 25 тысяч тонн металлопроката в месяц. Мы вышли на более высокий уровень: другие предприятия "большой металлургической семерки" по-прежнему реализуют только продукцию своего завода, а мы предлагаем все, что нужно клиенту в комплексе, в том числе сервисные услуги. Первый показательный гипермаркет строим в Балашихе. Я бы при этом не сказал, что система комплексного снабжения - наше изобретение, это заимствованный давний опыт металлоторговцев Европы, мы с ними тоже работаем. Успешной реализацией схемы руководит мой заместитель по сбыту Павел Пелюгин .

- Строительство вертикали будет продолжаться? Покупка в конце июля структурами, близкими к акционерам ЧТПЗ, Челябинского цинкового завода у группы Vitol со стороны выглядит как приобретение непрофильных активов.

- Но только со стороны. Мы оцениваем цинковый завод как весьма перспективный актив, поскольку считаем, что диверсификация деятельности группы будет способствовать повышению устойчивости бизнеса. Вхождение цинкового завода в группу (в связи с чем управляющая компания ЗАО "Объединенные трубные заводы" и была переименована в ЗАО "Группа ЧТПЗ") дает нам дополнительные конкурентные преимущества. Как говорят банкиры, все яйца в одну корзину не кладут. Мы получили возможность нарастить и диверсифицировать металлургический бизнес. Стабильное производство снижает риски вложения капиталов.

Цинковый - одно из успешных предприятий в регионе, там недавно прошла реконструкция, и время для покупки выбрано очень удачно: сейчас низкие цены на цинк на мировых рынках, что сказалось и на цене предприятия. В вертикаль цинковый завод не встраивается, он расположен "сбоку" как поставщик. Группа предприятий ЧТПЗ строится по схеме: металл - труба - гнутые отводы - сервисный центр - гипермаркеты.

Все у нас не как в Японии
- Вы уже достаточно прозрачная компания по западным меркам?

- В этом году завод впервые подготовил бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, аудит провела компания Deloitte&Touche. По бизнес-планированию и выработке долгосрочной рыночной стратегии предприятие консультирует ведущая международная компания Roland Berger. Подтверждением высокой культуры управления и финансово-экономического состояния ЧТПЗ стал кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) до 2007 года в 50 млн долларов, предоставленный в конце прошлого года под залог акций и недвижимости завода без государственных гарантий.

- Многие годами пытаются добиться кредитов. Какие технологии привлечения инвестиций использует ЧТПЗ?

- Да самые обычные. Большую работу мы начали еще до дефолта: провели международный аудит, представили проекты для реализации с благоприятными сроками окупаемости. Для Челябинской области тогда был подготовлен транш в размере 150 млн марок, но мы успели получить только 4 млн марок от того же ЕБРР на решение экологических проблем. И мы - единственные в области - вернули этот кредит. Оцените: без ссылок на дефолт. Это был позитив в наших отношениях с Западом.

А в принципе - стандартный путь: бизнес-план, описание проекта, окупаемость. Недавно мы прошли его вновь и, как видите, удачно: получили 50 млн долларов на шесть лет в среднем под 6% годовых. Банк в кратчайшие сроки рассмотрел наши предложения на кредитном комитете. По-моему, наступило время, когда не предприятия, а банки встают в очередь к эффективно работающим предприятиям. Для них это инструмент, приносящий реальный доход, другого подобного (ценных бумаг, прочих подпиток) уже нет.

В конце июля этого года мы получили еще один кредит: Raiffeisen Bank предоставил ЧТПЗ краткосрочный заем в размере 40 млн долларов на финансирование закупок металла до конца 2003 года. Кредит предоставлен в качестве бридж-финансирования под размещение облигационного займа ЧТПЗ, организатором которого выступит Raiffeisen Bank. Планируется, что облигационный заем на сумму 3 млрд рублей с ожидаемой доходностью 10 - 12% сроком не менее четырех лет будет размещен до конца 2003 года. Компания рассматривает облигационный заем в качестве эффективного инструмента для привлечения долгосрочных ресурсов под масштабную инвестиционную программу, которая реализуется на ЧТПЗ. Программа общей стоимостью 150 млн долларов нацелена на то, чтобы до 2007 года вывести компанию на качественно новый уровень и технологии. Собственные источники за эти годы, мы надеемся, составят не менее 50 млн долларов.

- За счет чего они формируются?

- За счет амортизационных отчислений прежде всего. Плюс по решению совета директоров мы перестали выплачивать дивиденды, направляя всю прибыль на техническое перевооружение.

- По каким основным направлениям проводится реконструкция, на каком этапе она находится?

- В программе можно выделить три главных направления. Первое - развитие производства сварных труб большого диаметра, то есть того, чем традиционного силен завод. Вторая часть связана с модернизацией производства бесшовных труб. Третье направление - развитие всего комплеска сервисных услуг (нанесение покрытий, услуги металлотрейдеров и многое другое).

В первую очередь мы начали реконструировать цех № 6 по производству труб большого диаметра, где производится 50% объемов продукции: предполагаем увеличить выпуск труб с антикоррозионным покрытием до 300 тысяч тонн. В октябре планируем начать работать на модернизированном оборудовании, запускаем вторую очередь участка: уже закончился монтаж, идут пусконаладочные работы. Вторая очередь участка покрытия позволит увеличить объемы вдвое. Спрос на эту продукцию велик: все хотят, чтобы трубопроводы служили долго, независимо от климатических и других условий. Кроме того, идет реконструкция гидромеханического экспандера, подписан контракт с немецкой фирмой SMS "Meer" на его установку. Это позволит делать более качественную трубу (геометрия труб будет одинаковой по всей длине в любом сечении) и исключить все претензии газовиков и нефтяников. Потеря лица, а значит и потребителя, недопустима в условиях конкуренции. Приоритетной для ЧТПЗ остается программа освоения новых марок стали и совершенствования технологических процессов.

- А внутри России необходимого вам объема инвестиций нет?

- Нет, в том числе и таких дешевых и долгосрочных, которые мы привлекли. Совсем недавно в Японии, например, были почти нулевые ставки по кредитам, чуть не отрицательные - лишь бы брали. Там чем хуже дела в экономике, тем меньше ставки по кредитам. В России почему-то наоборот. Хотя денег в стране достаточно. Банки в принципе готовы кредитовать под оборотные средства настолько, насколько нам нужно. Кроме того, размещение облигационного займа, которое мы планируем - это такое же заимствование на внутреннем рынке.

- Какие сроки вас интересуют?

- сроки типа кредита ЕБРР, на 6 лет. У нас выделена кредитная линия под оборотные на полгода со Сбербанком, мы встречались с руководством - оно вроде бы решилось идти и на длинные деньги. Ведем переговоры о том же с Московским международным банком.

Правильно сели

- Одно из объяснений хорошего финансового состояния ЧТПЗ и устойчивого положения его на трубном рынке таково: единым собственником длительное время остается команда менеджеров. Как вам удалось не рассориться?

- Да, ЧТПЗ, наверное, единственный завод, который не претерпел потрясений, переделов собственности. У команды менеджеров контрольный пакет, остальными акциями владеют фонды, иностранный капитал, не участвующие в управлении компанией. Мы им периодически доказываем, что все делаем правильно.

- Команда менеджеров-акционеров какого типа - семья, друзья, коллеги?

- Группа единомышленников. Генеральное решение на совете директоров принимается почти всегда единогласно. В управляющей компании группы ЧТПЗ работают и приглашенные менеджеры. Кстати, хорошо технически подготовленные управленцы - большой дефицит. Мы постоянно обучаем персонал - привлекаем иностранных специалистов, проводим деловые игры. Прорабатываем миссию, стратегию и цель компании.

- Чем мотивируете приглашенных менеджеров?

- Успешной работой предприятий, входящих в группу ЧТПЗ. Мы работаем на доверии. В команде каждый несет свою ношу, управление построено по центрам ответственности: производства, сбыта, технического перевооружения, коммерции и закупок. Директора по этим направлениям отвечают каждый за свое. Это очень большие деньги: мы выпускаем продукции на полтора миллиарда рублей ежемесячно. Если менеджер план не исполнит, вознаграждения не получит. Менеджер должен предложить бизнес-план, доказать его состоятельность. Он и нанят для того, чтобы генерировать эти планы.

- Но наверняка есть главный генератор бурных новаций и неожиданных решений, отличающих почерк команды?

- Очень много привносит Андрей Комаров, председатель совета директоров ЗАО "Группа ЧТПЗ", управляющей компании холдинга. Начинал работать на заводе в 1996 году моим заместителем.

- И превзошел шефа? Или просто расстановка такая?

- Правильная расстановка. За производство, формирование стратегии развития предприятия отвечаю я. Он отвечает за стратегию развития группы и укрепление позиций на российском и международном рынках. Генерирует новые идеи. Иногда такие, что я говорю: не получится. А оно выстреливает, получается. Во многом я ему оппонирую, во многом - слушаю.

Где первые на последних похожи
- Из трех уральских игроков трубного рынка только ЧТПЗ удалось сохранить норму прибыли на уровне 2001 года - 8%. Благодаря чему?

- мы идем единственно возможным путем - снижения собственных издержек, экономии. Больше всего на себестоимость продукции влияет передельный металл - на него приходится порядка 70%. Металлурги в сговоре, держат определенные цены на внутреннем рынке: на уровне экспортных минус таможенные пошлины. Тем более для них сегодня благоприятен и внешний рынок, где цены растут из месяца в месяц. У металлургов тоже много оправданий: дорогой уголь, руда, электроэнергия. А мы в цене ограничены, потому что очень много игроков присутствует на трубном рынке: не только российские, но и украинские со своей квотой в 620 тысяч тонн ежегодно, кроме того, ЛУКойл для своих проектов везет трубу большого диаметра из Японии и так далее.

- По этой же причине у трубных компаний сегодня низкая рентабельность (3%), несмотря на благоприятную ситуацию на трубном рынке?

- Металлурги диктуют трубникам повышение цен, но внутренний рынок - нефтяники, газовики, еще в меньшей мере коммунальное хозяйство - к этому не готов. Поэтому наша рентабельность из года в год все ниже.

- Но основные поставщики металла, с которыми вы работаете, ММК, НОСТА, Северсталь, покупают 70% продукции Челябинского цинкового завода, который недавно вошел в состав группы ЧТПЗ. Это позволит вам легче договариваться с металлургами, в том числе и по ценам? Не на это ли вы рассчитывали?

- Это абсолютно разные рынки. Есть определенная формула, по которой ими покупается цинк уже не один год, оговоренные условия, рынок там стабилен и мы не хотим нарушать эти договоренности. Цинковый завод, входящий в группу, - самостоятельный центр прибыли, как и ЧТПЗ, потому не хотелось бы увязывать эти вопросы.

- Видите ли вы опасность в том, что более производительные западные компании благодаря "выравниванию" затрат попытаются выдавить российских трубников с наиболее привлекательных сегментов рынка?

- Если говорить о конкурентоспособности нашей продукции по сравнению с мировой, то по качеству мы ничем не уступаем. Это раньше импортная труба шла с покрытием, которого у нас не было. Сегодня практически все заводы поставили у себя участки покрытия, купив оборудование у тех же немцев, голландцев и англичан. Единственное: западные металлурги и трубники уходят в высококачественные стали более высокого класса прочности. Мы тоже работаем в этом направлении с Магниткой и Северсталью, НОСТА, создаем новые коррозионно- и хладостойкие трубы. Подписаны соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Газпромом и Транснефтью по импортозамещению. По качеству трубы мы не уступаем.

- А в чем уступаете?

- По одной позиции - труба-1420 в нужных объемах в России до сих пор не производится. Основная интрига в трубной отрасли в ближайшие годы в том и будет заключаться, что появится игрок, который будет производить эту трубу. Не знаю, кто это будет - Северсталь, Тагил, Выкса: борьба идет слишком острая.

- Решение зависит от Газпрома?

- Газпром здесь решение принимать не будет. На это надеялся НТМК, подписав контракт на гарантированную поставку труб. Но в рынке ни один производитель не может таким образом привязываться к покупателю, должна существовать конкуренция. И никакое государство не обяжет Газпром покупать трубы у одного производителя. Вопросы цены и качества решаются рынком.

- Чем вы страхуете компанию на случай неблагоприятной ситуации на рынках?

- Цикличность цен на мировых рынках неизбежна: вчера металлурги стояли в очередь к трубникам, чтобы те покупали металл. Сегодня в очередь стоим мы, ищем металл, чтобы обеспечить трубами внутренний рынок. Я думаю, будущее тех и других - за развитием внутреннего рынка, тогда мы будем менее зависеть от колебаний на внешних рынках.

- Ощущаете ли вы как руководитель предприятия-гиганта курс на развитие внутреннего рынка в стране?

- Трудно говорить о конкретном курсе на развитие. Обращение президента, предложившего удвоить ВВП к 2010 году, - лишь некая задача, которую нужно решить в рамках курса. Но для этого его нужно иметь. Мировые цены на энергоресурсы дают возможность такую задачу решить, если ими правильно распорядиться - поддержать те секторы экономики, за счет которых ВВП должен удвоиться: прежде всего машиностроительный комплекс, перерабатывающую, легкую промышленность. За счет одних продаж энергоресурсов мы этого не решим. Рынок определяет развитие. А российский рынок довольно емкий, есть над чем и с кем работать.

- Кто определяет желаемую ситуацию в экономике страны? Магнитка, стальная группа "Мечел" и группа ЧТПЗ - три основных игрока, владеющие металлургическими активами в Челябинской области. Они что определяют?

- Мы определяем ситуацию в масштабах Челябинской области. А Магнитка, предприятие мирового масштаба, играет определяющую роль в экономике России. ЧТПЗ значительно увеличивает в этом году объемы производства, но мы по-прежнему, как и все российские трубные заводы (кроме Синарского), работаем на 30 - 40% мощности. И этого сегодня достаточно - емкости рынка на большее не хватает. Сколько потребляем, столько и производим, плюс немного (10%) на экспорт. Года два-три, по моему мнению, будет сохраняться емкость российского трубного рынка в 5,6 млн тонн.

- А дальше?

- Если будут финансироваться и строиться крупные трубопроводы - в Находку, в Китай и прочие, - мы будем в них участвовать. Пока же рынок стабилизировался, и без новых значительных проектов ситуация не изменится.

Людмила Колбина, Игорь Степанов "Эксперт-Урал"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: