Стальное перемирие
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
08.12.2003
Стальное перемирие
Мир сумел избежать торговой войны. В Вашингтоне предпочли худой мир доброй ссоре. Потенциальные участники конфликта также отказались от возможности нанесения ответных ударов. Россия в этом конфликте не участвует. Для нее ничего не меняется даже с приобретением активов в самих США.

Мировая торговая война должна была начаться 15 декабря. Именно в этот день Европейское сообщество намеревалось ввести пошлины на импортные товары из США - на общую сумму $2,3 млрд. Эта мера была санкционирована ВТО, после того как коммерческий суд организации принял решение о справедливости жалобы европейцев, на США. Незаконным было признано решение президента страны, принятое им в марте 2002 года. Тогда Джордж Буш ввел заградительные тарифы на сталь, поставляемую из всех стран мира за очень малыми исключениями. В стоимостном выражении эти меры "весили" $3 млрд.

Но, как выяснилось, мир может спать спокойно. Президент США не стал дожидаться крайнего срока и отменил тарифы. Решение не стало сюрпризом для участников рынка - "утечки" информации из Белого дома о грядущем решении появились в американской прессе за неделю до его принятия . Но, тем не менее, все вздохнули с облегчением.

Мотивы

Свое решение отменить тарифы на 15 месяцев ранее, чем предполагалось изначально, президент Буш мотивировал ненадобностью - тарифы сделали свое дело, а значит, могут уходить. Темпы экономического роста Соединенных Штатов ускорились. Соответственно можно ожидать и роста спроса на сталь. А значит, рост импортных поставок будет поглощен дополнительным спросом американских потребителей. Более того, сохранение нынешних тарифов могло этот рост затормозить. Конечно, исторически ситуация в США сложилась таким образом, что голос сталелитейщиков гораздо лучше слышен в Вашингтоне, но зато сигналы потребителей стали гораздо больше ощущаться на макроэкономическом уровне. На этот раз Бушу удалось существенно заглушить недовольство американских сталеваров ценой взятия федеральными властями на себя пенсионных обязательств разорившихся сталелитейных компаний. До сих пор "пенсионные требования" были одним из наиболее сильных аргументов стального лобби.

Еще одно объяснение - валютное. В нынешнем году курс доллара относительно корзины иностранных валют упал на 16%. Таким образом американские сталевары получили валютную премию.

Но, несмотря на все околоэкономические объяснения, самым простым обоснованием решения Буша стал страх перед началом всемирной торговой войны. В нынешних условиях это лишь усилило бы внешнеполитическую изоляцию Штатов. Но собственный интерес Буша, считают в Институте мировой экономики США, представляет собой пример разумного эгоизма, который улучшает систему экономических отношений США и ЕС.

Ценовая история американского стального рынка за последние два года - это история драматическая. В конце 2001 года цены на сталь упали до уровня 210 долларов за тонну. После введения тарифов они взлетели к середине 2002-го в два раза. Потом стабилизировались - на уровне примерно в 300 долларов. Цифра 300 оказалась магической - на этом же уровне цены находятся и на европейском рынке - но не долларов, а евро за тонну. Считается, что на этом уровне рынок находится в устойчивом равновесии. Теперь политические власти могут рассчитывать на самодисциплину производителей. Основания для этого имеются. В последние годы американский рынок производителей был основательно "утрамбован" - количество производителей существенно уменьшилось. "Консолидация и улучшение структуры издержек трех крупнейших сталепроизводителей США - International Steel Group (ISG), Nucor and US Steel - привели к улучшению производственной дисциплины" - говорится в недавнем докладе, подготовленном рейтинговым агентством Standard&Poor's. "Производственная дисциплина" предотвратила эскалацию внутреннего производства - нормальную реакцию рынка на повышение цен на внутреннем рынке. По признанию аналитиков агентства ценовая власть, некогда безраздельно принадлежавшая потребителям, теперь полностью перешла к производителям, что "поможет спасти стальной рынок от колебания цен". Таковы реалии "стальной экономики". Здесь приветствуется избавление от ценовых колебаний. Несколько хуже, по мнению аналитиков агентства, обстоит дело в Старом Свете. Но здесь ситуацию спасает "самодисциплина" крупнейших производителей Европы - группы Arcelor и концерна ThyssenKrupp, каждый из которых сократил производство на 10% в минувшем сентябре. В результате общий объем производимой стали в Европе сократился почти на 5%. Реалии "стальной экономики" таковы, что рыночные аналитики всячески приветствуют подобные самоограничения, хотя они очень напоминают элементарный рыночный сговор, который осуждается, если к нему прибегают участники нефтяного картеля. Главной угрозой новому стальному миру является группа LNM, которая активно скупает предприятия в Восточной Европе и таким образом уже вскоре сможет бросить вызов устоявшемуся равновесию. В S&P опасаются, что главным дестабилизирующим фактором окажется сокращение импорта со стороны КНР, оттянувшей на себя часть российских и азиатских поставок и тем самым спасшей мир от полного обвала цен. Как только китайский спрос сократится, весь избыток окажется на европейском и североамериканском рынках.

Но в южнокорейской инвестиционной компании Daewoo Securities на китайскую ситуацию смотрят несколько иначе. Здесь считают: высокий спрос в Китае сохранится, а значит, не стоит ожидать, что производственные мощности азиатских гигантов будут сразу же переориентированы на обслуживание американского рынка. Единственное преимущество Нового Света - более высокая маржа на местном рынке по сравнению с китайским. Но вряд ли это обстоятельство может стать решающим фактором для радикальной переориентации экспортеров.

Россия - в роли наблюдателя

Отмена запретительных пошлин на импорт металлопродукции в США никак не отразится на положении российских экспортеров, поэтому представители крупнейших отечественных предприятий весьма скептически отнеслись к этому событию. Решение Буша они считают целиком популистским и расценивают как политический реверанс в сторону Европы. Не более. К тому же оценить последствия смены пошлин лицензиями не представляется пока возможным, поскольку американские власти не сочли нужным разъяснить принципы нового порядка защиты американского рынка. Вполне вероятно, что лицензии нисколько не облегчат доступ иностранного металла на рынок США.

Российским производителям на послабления на американском рынке пока рассчитывать не приходится. Экспорт металлопродукции из России в США регулируется Всеобъемлющимсоглашением, которое действует с 1999 года. В соответствии с этим документом доступ российских производителей на американский рынок ограничивается не только квотами. В соглашении прописан принцип "минимальной цены" для поставок из России. А учитывая, что производственные издержки в нашей стране значительно ниже, чем в США, даже для той продукции, которая не подпадает под квоты, рынок все равно оказывается закрытым из-за ценовой дискриминации. Принципиально изменить положение российских производителей на рынке США может только отмена Всеобъемлющего соглашения, убеждены и на НЛМК, и в "Северстали".

Никаких преимуществ и способов обойти существующие ограничения не даст даже покупка "Северсталью" американской Rouge Industries. "Получение каких-либо преференций полностью исключено", - говорит представитель "Северстали" Ольга Ежова.

Надежды фритредеров

Мировое сообщество фритредеров ожило после решения Буша. Стали раздаваться голоса о необходимости более общего "разговора" о судьбах мировой стальной промышленности. Разговор должен вестись в рамках ОЭСР или ВТО. Чтобы превратить перемирие в устойчивый мир. Но пока наиболее реальным окончанием подобного разговора может оказаться создание некоего подобия ОПЕК. Вряд ли подобная ситуация устроит сторонников свободного рынка во всем мире.

"Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: