ALCOAльная зависимость Олега Дерипаски
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.02.2004
ALCOAльная зависимость Олега Дерипаски
Олег Дерипаска продает гиганту мировой индустрии Alcoa часть своих активов. Возможно, надеясь застраховать себя от силовиков, с которыми он развязывает настоящую войну.

Самая крупная в мире алюминиевая компания -- Aluminium Company of America (Alcoa, занимает 25% мирового рынка алюминия) -- намерена купить у "РусАла" два прокатных предприятия: Самарский металлургический завод и Белокалитвинское металлургическое объединение (БКМПО). На прошлой неделе председатель правления Alcoa Алан Белда приезжал в Россию посмотреть на свою будущую собственность и пообщаться с главами регионов, где расположены предприятия: самарским губернатором Константином Титовым и ростовским -- Владимиром Чубом.
После встречи Алан Белда заявил, что в течение четырех месяцев намерен завершить сделку с "РусАлом" и получить ее одобрение от антитрастовых ведомств России и США. Контрольные пакеты акций предприятий обойдутся гиганту примерно в $120--180 млн. Представители "РусАла" и контролирующего российский холдинг предпринимателя Олега Дерипаски договоренность с Alcoa не комментируют.
По одной из версий, сделку с Alcoa Олег Дерипаска решил провести по принципу "возьми, убоже, что нам не гоже" -- БКМПО и Самарский металлургический завод работают всего на треть от своих возможностей. Аналитики объясняют это тем, что Дерипаске не удалось найти общий язык с крупными мировыми потребителями алюминиевых полуфабрикатов. Пришлось сбывать продукцию СМЗ и БКМПО только на внутреннем рынке. У Alcoa же есть долгосрочные прямые контракты в Европе (например, на поставку деталей для производства аэробусов Airbus А380), поэтому американская компания вполне может полностью загрузить СМЗ и БКМПО -- тем более что прокат в России вполне вписывается в стратегию компании: производить больше товаров с высокой добавленной стоимостью и при этом снижать издержки, в частности на электроэнергию и рабочую силу. По мнению аналитика ИК "Проспект" Николая Иванова, "РусАл" в отличие от Alcoa постепенно становится компанией, которая специализируется только на алюминиевом upstream (производстве глинозема и алюминия-сырца).
Впрочем, есть и другая версия продажных планов Дерипаски: не исключено, что он решил отдать свои прокатные заводы Alcoa с дальним прицелом -- в будущем российский бизнесмен может продать американскому концерну часть пакета акций всего "РусАла".
С точки зрения бизнеса, возможно, продавать "РусАл" сейчас не самое подходящее время: за счет очень низких цен на электроэнергию и транспортных расходов компания фантастически доходна. Если верить отчетности "РусАла", в 2002 году компания получила $840 млн. чистой прибыли, а себестоимость производства алюминия у компании составила всего $900 на тонну при мировой цене примерно $1700.
При этом Дерипаске удалось обеспечить практически все свои алюминиевые заводы дешевой электроэнергией (бизнесмен фактически контролирует "Иркутскэнерго" и Красноярскую ГЭС, собирается выкупить у РАО "ЕЭС России" и достроить Богучанскую ГЭС в Красноярском крае) и договориться с РЖД о фиксировании железнодорожных тарифов на 12 лет. Однако существует политическая версия возможного альянса Дерипаски и Alcoa -- подобно Михаилу Фридману и Виктору Вексельбергу, российский алюминиевый магнат надеется спрятаться за спиной солидного западного партнера Алана Белды от возможных судебных преследований со стороны Генпрокуратуры.

Белда не приходит один

Основания предполагать неладное между Дерипаской и властью есть (см. также рубрику "Политинформация", с. 12). На прошлой неделе сразу несколько газет опубликовали на правах рекламы статью за подписью Олега Дерипаски. В этой публикации бизнесмен явно старается доказать неким неназываемым оппонентам, что лучший путь борьбы государства с бедностью -- это улучшение системы образования, а не атака на успешных людей. Статья написана фактически в духе челобитной, показывающей, как опасно отдавать силовикам на откуп все ресурсы, поскольку они интересуются только их "дальнейшим переделом". В качестве собственного сценария борьбы с бедностью Дерипаска предложил совсем уж неожиданный вариант -- предложить олигархам заплатить государству 75--80% от несправедливо нажитого либо реинвестировать доходы в авиастроение, строительство дорог или производство дорожной техники (впрочем, это самое производство дорожной техники у Дерипаски уже есть и входит в состав холдинга "Руспромавто"). Заместитель гендиректора Института политической конъюнктуры Константин Симонов сказал "Профилю": "На мой взгляд, появление этой статьи вызвано тем, что в Кремле составлен расстрельный список крупных бизнесменов. Первая жертва уже сидит (Михаил Ходорковский), вторая (российские акционеры ВР-ТНК) готовится отдать "Газпрому" Ковыктинское газовое месторождение, а третья -- в ожидании того, что за нее возьмутся, -- занимается публикацией статей".
А еще один собеседник "Профиля" заметил: "Компании Дерипаски просто рекордным образом оптимизируют налогообложение. Тот же "РусАл" экономил и экономит 20% от выручки на толлинге, кроме того, почти все трейдеры, от лица которых ведется толлинг, находятся в иностранных оффшорах и не платят налога на прибыль. Я ожидаю, что в ближайшее время силовики займутся проверкой финансовой деятельности компаний, подконтрольных Дерипаске".
В такой ситуации партнерство с крупнейшим мировым холдингом в этих бурных водах видному российскому олигарху явно не повредит.


"Профиль"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: