ИАПО и Дерипаска получат новый самолет и заказчика в лице EADS
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.12.2002
ИАПО и Дерипаска получат новый самолет и заказчика в лице EADS
До конца недели альянсу "Базового элемента" и Иркутского авиапроизводственного объединения (ИАПО) , по всей видимости, разрешат приобрести большую часть германской компании Fairchild Dornier (FD). В результате российский бизнес получит доступ на достаточно закрытый европейский рынок авиакомплектующих и уже летающий прототип регионального пассажирского самолета, аналог которого в России еще только планируют создать.
Вчера комитет кредиторов FD заявил, что если до конца недели один из претендентов на наследство банкрота - американская компания Alliance Aircraft - не представит финансовых гарантий, то бизнес компании будет разделен на три части. Российским участникам - холдингу "ИРКУТ" и "Базовому элементу" - перейдет подразделение, которое выпускает комплектующие для пассажирских лайнеров Airbus 320 и Аirbus 330 (производитель EADS) и разрабатывает новую модель регионального реактивного самолета FD 728/928. Производство самолетов марки Dornier 328 достанется немецкой компании AvCraft, а обслуживание всех остальных самолетов - швейцарской RUAG.

Alliance Aircraft, от способностей которой предоставить гарантии на несколько сотен миллионов долларов теперь зависит, кому достанется FD, уже пыталась создать региональный самолет совместно с российским ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Однако американская фирма не смогла дать гарантии сохранности $2 млн, которые "Сухой" готов был перечислить как свой взнос в проект. Кроме того, американцы не смогли предоставить никаких доказательств наличия заказов на проектируемый самолет. Поэтому в ноябре 2001 г. "Сухой" порвал отношения с Alliance Aircraft.

Авиастроительная компания FD возникла в середине 90-х гг. после объединения германской Dornier и американской Fairchild. В прошлом году выручка компании составила $710 млн. Компания специализируется на выпуске и разработке региональных самолетов, производстве комплектующих для Airbus и обслуживании выпускавшихся до начала 80-х гг. фирмой Fairchild штурмовиков А-10 ВВС США. На FD приходилось около 20% продаж региональных самолетов в мире. Владельцами компании являются американская инвестиционная компания Clayton Dubilier & Rice Inc. и немецкая страховая компания Allianz AG. К апрелю FD накопила $670 млн долгов и объявила себя банкротом. О том, что "ИРКУТ" (холдинг, создаваемый на базе Иркутского авиапроизводственного объединения, ИАПО) и "Базэл" подали заявку на участие в спасении FD, стало известно в октябре этого года.

В компании "Базовый элемент" "Ведомостям" вчера отказали в комментариях. Однако находящийся в Берлине на юбилейной конференции, посвященной 50-летию Восточного комитета немецкой экономики, заместитель гендиректора "ИРКУТа" Валерий Безверхий сообщил, что контракт о приобретении части бизнеса FD будет подписан до конца декабря. "Для нас это шанс революционным путем интегрироваться в европейскую авиаиндустрию", - говорит Безверхий. Эта сделка, по предположению замгендиректора, будет состоять из двух компонент. С одной стороны, это будет покупка производства комплектующих для EADS - FD продает их в год на $50 млн. Само производство останется в Германии, так как условием правительственных гарантий, которые планируется привлечь к спасению FD, является сохранение рабочих мест. Однако производство субкомплектующих будет перенесено из третьих стран в Россию.

Вторая компонента бизнеса FD, в котором заинтересованы россияне, - это программа создания реактивных пассажирских самолетов FD 728/928 на 70 - 90 мест. "Росавиакосмос" объявил тендер по созданию российского регионального самолета, пообещав победителю 3,8 млрд руб. бюджетных средств - это 20% стоимости разработки проекта. В ноябре "Росавиакосмос" закончил принимать заявки, и среди участников конкурса оказались ОКБ Сухого, АНТК им. Туполева и ОКБ Мясищева. Теперь, получив часть FD, консорциум "ИРКУТа" и "Базэла" легко обойдет претендентов на бюджетное финансирование проекта регионального самолета - как замечает источник в авиапроме, все российские проекты существуют лишь на бумаге, в то время как FD 728 - уже летающий прототип.

По оценке источника, близкого к комитету кредиторов, для покупки и доведения до ума обеих составляющих бизнеса FD, которые составляют примерно 2/3 ее бизнеса, потребуется порядка 1 млрд евро. Не менее половины этой суммы - это банковские кредиты, гарантированные правительствами ФРГ и земли Бавария, где расположен завод FD.



Александр Беккер, Александр Никольский "Ведомости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: