Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


16.08.2004    Новое лицо китайского рынка



Введение

Вопреки «западным» прогнозам темпы развития Китая не снижаются. В среднем за 20 лет они составили +9% в год, что выводит страну на 6 место в мире по уровню производства. В случае, если такая динамика развития страны сохранится, КНР обгонит США к 2041 году.

Металлургия – в ряду наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности Китая. В 2003 он произвел более 25% мирового производства стали, 15% - алюминия и 40% угля, включая его коксующиеся сорта. В какой степени Китай делает «погоду» на мировом стальном рынке - писалось уже не раз. Причина – удивительно быстрая динамика потребления стали и скорость развития черной металлургии Китая. Динамика его доли на мировом рынке приведена на Рис.1.

Однако рост внешнего влияние Китая – не самоцель. Страна делает все в интересах развития, как конкурентоспособного национального производства, так и собственного потребительского рынка.

Многие годы инвестиций и льгот для металлургии, а также для ряда отраслей, потребляющих металл, дали неожиданные результаты. Возник эффект «снежного кома», т.е. постоянное ускорение темпов развития. Рост инвестиций в черную металлургию Китая в 1 квартале 2004 года на 107,2% (более $6 млрд.) вызвал сильную обеспокоенность властей. В 2004 году впервые возник и начал нарастать дефицит торгового сальдо Китая, который в апреле достиг $2.3 млрд.

Кроме того, за темпами развития национальной металлургии явно не успевала вся инфраструктура страны, например энергетика. Быстро нарастали и многие побочные отраслевые проблемы, в частности, экологические.

Власти страны обоснованно встревожились, что ситуация может выйти из-под контроля, если не будут прилагаться усилия к ограничению развития данной отрасли.

Весенние перемены

Ситуация начала стремительно меняться со среды, 28 апреля 2004 года. Тогда Государственный совет Китая принял решение повысить долю частных инвестиций в осуществляемых инвестиционных проектах, что должно повысить их эффективность. Сообщено, что эта мера коснется в первую очередь металлургии и цементной промышленности (треть мирового рынка). Одновременно правительство страны приняло решение о прекращении строительства нового металлургического комбината стоимостью $1,3 млрд. на востоке страны.

Мировой резонанс на эти события был заметным. Ситуацию сразу пояснил премьер-министр Китая Вэнь Цзябао (Wen Jiabao). В интервью Reuters он, в частности, сказал: «Пришло время обратить внимание на диспропорции, которые сопровождают наш экономический рост. Нам как можно скорее необходимы эффективные и энергичные меры для решения этих проблем. И мы рассчитываем, что в нашем экономическом развитии не будет больших скачков вверх или вниз».

Глава Банка Китая тогда же сообщил, что задачей является снижение темпов роста экономики страны с 9,1% (в 2003 году) до уровня 8% в год. Власти Китая немедленно дали указание банкам прекратить выдачу новых кредитов до конца текущей недели, за которой далее следовала первомайская, т.е. праздничная и нерабочая неделя.

Все новые проекты, касающиеся производства стальной продукции, теперь должны получить одобрение Государственного Совета Китая.

Результат этих мер китайских властей сказался сразу. На рынках всего мира наступило резкое снижение цен на металлы и металлургическое сырье: участники сырьевых и финансовых рынков вообще ожидали дестабилизации экономики КНР после долгих лет бума и, соответственно, заметного падения спроса на эти товары.

Майский обвал средних мировых цен по черным металлам составил около 10%, по цветным металлам – более 20%, по черному металлолому – более 30%. Китайский рынок, естественно, отреагировал еще сильнее. Импорт стального проката упал в несколько раз, а закупки металлолома Китай прекратил вообще. Более того – поменялось само направление стальных потоков. По ряду его позиций Китай впервые превратился из импортера в экспортера металла!

Возникло ощущение, что китайские меры государственного регулирования стали «холодным душем», а мировой стальной рынок изменился до неузнаваемости. Сейчас, когда прошло 3 месяца после бурных майских событий, вполне можно проанализировать их итоги.

Итоги «охлаждающих» мер

Инвестиции

По сообщениям китайских официальных источников «новая макроэкономическая политика правительства в отношении сталелитейного сектора начала приносить плоды: удалось обуздать чрезмерные инвестиции в данную сферу производства».

Во втором квартале 2004 года они (по сравнению с первым кварталом) упали почти в 10 раз! Однако остались весьма мощными. По сообщению Китайской Ассоциации Железа и. Стали (China Iron and Steel Accotiation - CISA) в июне 2004 года в строительство объектов черной металлургии было вложено 20,27 млрд. юаней ($2,45 млрд.), что на 16,36% больше, чем год назад, в июне 2003 года. В целом за полугодие инвестиции в стальной сектор выросли на 54.7%, достигнув 84.8 млрд. юаней (US$10.2 млрд.), т. е темпы первого квартала (+107%) заметно «охлаждены».

Сообщается, что идет перераспределение инвестиций в пользу производств высококачественной продукции, а также на модернизацию металлургических предприятий. Напомним, что устаревших мощностей в Китае – более чем на 60 млн. т стали в год!

В части отраслей – потребителей металла, ограничение инвестиций было менее заметным. В последние годы в Китае возник мощнейший потребительский рынок, все слабее подверженный мерам госрегулирования. Прежде всего, это строительство. В апреле темп роста строительных инвестиций составил около 35%, а в мае, после начала «торможения», снизился до 18%. Даже этот сильно урезанный поток в мае превысил 5 млрд. долларов. Это произошло притом, что власти Китая в жестком приказном порядке велели местным администрациям меньше строить и заморозить ряд уже строящихся объектов.

Отметим также, что не было «заморожено» множество строящихся объектов общегосударственного значения – в энергетике, в дорожном строительстве, в сооружении объектов Олимпиады-2008.

По всем признакам ниже майских темпов динамика развития китайского строительства опускаться никак не желала.

Спрос и ответ на него

В первой половине 2004 года китайский спрос на сталь по данным CISA достиг 150.7 млн. тонн. Его рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 19.23%.

Наибольший вклад в него внес спрос на прокат строительного назначения и, естественно, в январе – апреле, до принятия «охлаждающих» мер. В этот период Китай использовал 40.93 млн. тонн сортового проката с ростом на 28.2% к аналогичному периоду прошлого года. Особо выделился апрель, когда потребление сорта выросло на 0,8 млн. тонн, а ряд позиций фасонного проката (балка и др.) попал в разряд дефицита.

Общие объемы китайского производства стали в первом полугодии возросли на 21.09% (по сравнению с первым полугодием 2003 года) и достигли 124.75 млн. Выпуск стали, вырос быстрее, чем китайских спрос, но незначительно (на 2 млн. тонн).

Далее сделаем одно обязательное примечание. Мы часто ругаем за неточности противоречивую российскую статистику. Однако китайская – еще хуже. Данные по производству из разных китайских источников (властей, CISA и местных СМИ), как и оценки международных авторитетов (IISI, MEPS и других), часто различаются на 10-15%. Много четче ситуация по тенденциям, экспорту/импорту и ценам. Цифры дальнейших наших оценок – проверены по всем источникам, но (кроме цен) – ориентировочны. Тем не менее, все последние тенденции этого рынка четко прослеживаются.

Китайские источники дружно сообщают, что эффект от апрельских-майских мер госрегулирования превзошел ожидания. Мы эти дружные похвалы властям проверили. По инвестициям (см. выше) – да, эффект был заметным. По экспорту/импорту и ценам – тоже. По производству мы особых изменений не заметили. Динамика месячного производства стали в 2004 году по данным IISI (Рис.2) подтверждается и из других источников.

Вопреки распространенному мнению (сравнений мая 2004 года с маем 2003, сравнений итогов 5 месяцев, сравнений темпов прироста и т.п.) никакого снижения производства стали с мая 2004 года (после мер по «охлаждению») в Китае не произошло. К примеру, спад производства с марта по апрель 2004 года был много заметнее. С апреля по настоящее время КНР производит ежемесячно около 21 млн. тонн стали, что на 14% выше среднемесячного уровня производства прошлого года.

По разным источникам, непосредственно в пик «охлаждения», т.е. майское производство стали в КНР составило:

- 19,2 млн. т (ряд газет);

- 20,8 млн.т. (CISA):

- 21,05 млн.т. (IISI).

В части майского производства чугуна в Китае спада темпов не было вообще. Его было выпущено 19,95 млн. тонн, что на 21,6 % выше уровня мая 2003 г.

Однако сообщалось о снижении поставок железной руды в Китай на 4,5% (MEPS) и на 25% (CISA) в мае по сравнению с апрелем. К примеру остановили все поставки ЖРС в Китай российские ГОКи. Все аналитики и СМИ отмечают практически полное прекращение майских закупок черного лома в Китай. Металлургические комбинаты страны до выяснения ситуации перешли на заметное использование складских запасов сырья.

Еще более явно отреагировала на государственные меры металлоторговля и, в первую очередь, импортеры.

Ранее, в январе-апреле 2004 года, невзирая на высокие цены и квоты, наблюдался мощный рост китайского стального импорта. Особенно сильным он был по прокату строительного назначения. За 4 месяца импорт фасонного проката (sections) достиг 0,45 млн. тонн, с ростом за год на 295.4 %, в том числе импорт двутавровой балки достиг 0,35 млн. тонн с ростом 461.6 % к уровню 2003 года! В начале 2004 года почти не отставал по динамике ввоза и другой сортовой прокат строительного назначения. Импорт арматуры за 4 месяца составил 102 тысячи тонн (рост на 152 %), а импорт катанки - 370 тысяч тонн (рост на 61.5 %).

Неплохо шел импорт в начале года в Китай и листового проката (преимущественно в рамках выделенных на ввоз квот). В общей сложности в первом квартале этого года был, достигнут китайский рекорд - импортировано более 10 млн. т стали и проката, что на 17,5% больше, чем в первом квартале 2003 г.

Для сравнения - за первые три месяца 2004 года общий экспорт стали Китаем составил только 1,62 млн. т (рост на 6,72%).

В апреле ситуация развивалась аналогично, а в мае-июне Китай резко сократил покупку стали и ввез на свою территорию только 4.57 млн. тонн. Падение за 2 месяца составило –30% от уровня прошлого года. В общей сложности во втором квартале стальной импорт в Китай упал (по сравнению с предыдущим кварталом) на 20%.

В итоге, по данным CISA, в первом полугодии 2004 года Китай ввез всего 18.04 млн. тонн стали (- 2,74% в годовом сравнении). Спад этого импорта произошел впервые с 1998 года.

Одновременно в первом полугодии текущего года, экспорт стали увеличился на 29.3%, т. е до 4.56 млн. тонн. Темпы роста экспорта за полугодие ускорились на 22.6%.К примеру, с конца мая 2004 года китайский прокат впервые начал предлагаться в торговле на российском Дальнем Востоке, с июня – в Сибири.

Причина такого заметного (более чем на 5 млн. тонн стали) разворота экспортно-импортных потоков – новый уровень цен в Китае.

Новые китайские цены

Меры Правительства КНР казалось были нацелены на «охлаждение» темпов развития металлургии. А остудили они прежде всего китайский стальной рынок, что в первую очередь коснулось цен (см.Рис.3).

После пика внутренних цен в марте 2004 года он, в апреле, уже проявил небольшую тенденцию к снижению (в среднем на 5-7%).

В мае госрегулирование окончательно «сдуло» с рынка спекулятивную составляющую цен (в среднем –15%). Цены на импорт в Китай упали еще сильнее. Весь оптимизм в части растущего китайского потребления (т.е. роста цен) разом сменился на пессимизм. Оценки варьировались от «теперь все плохо» до «будет еще хуже».

Реальность такого прогноза не подтвердила. Спрос Китая на сталь практически не снизился, а цены всегда были самым чутким индикатором рынка. Средние цены внутреннего рынка на черный прокат за июнь вновь поднялись на 7-8%. Причем тенденция малого и плавного роста китайских цен сохранилась и далее.

Среди регионов Китая первым на изменение коньюктуры стального рынка всегда реагировала провинция Шаньси (регион Шанхая), которая традиционно держит цены на 0,5-2% ниже среднекитайских. В этом регионе сильнее конкуренция как китайских производителей (преимущественно – заводов Ma'anshan Steel, Hubao, Shanghai No.1 Steel, Anshan Steel, Pudong Steel и Wuhan Steel), но и импортной продукции. Традиционно на 2-5% выше цены в отдаленных Западных провинциях Китая (Урумчи и др. города), где заметно присутствие импортной продукции (Ispat Karmet и др.). Ниже средних на 2-5% цены на Севере Китая (г. Харбин и др.). Частично – за счет российского экспорта.

По отдельным видам металлопродукции в 2004 году региональная разница цен выше и составляет +/-5% от средних цен. По дефицитным видам проката разница бывала и вдвое-втрое выше.

В период майского «охлаждения» внутренний рынок Китая явно дестабилизировался. К началу июня разница максимальных и минимальных цен металлопроката по провинциям достигла 20%. По арматуре она составляла 25-35%, по строительному сорту (уголок, швеллер, балка) 35-45%. Через месяц ситуация стабилизировалась и цены подровнялись. Однако их уровень был уже совсем другим. В таблице 1 для справки приведен средний уровень цен по 23 городам КНР в последние месяцы.

Справедливости ради отметим, что ряд китайских источников дает информацию о меньшем росте цен в июне-июле. Однако все аналитики дружно отмечают окончание ажиотажа вокруг импорта металла в Китай. Ситуация февраля-марта, когда экспортные цены были выше внутренних, поменялась на противоположную. Сейчас цены ввоза растут крайне неохотно, чуть отставая от китайских цен.

Весьма любопытно сравнение динамики средних китайских цен со средними мировыми ценами (см.Рис.4).

Если в марте они превосходили мировой уровень на 10-20%, то в мае на 15-20% уступали ему. Далее последовал плавный рост до уровня 92-95% от средних мировых цен. Причем к августу появились признаки стабилизации китайского рынка именно на этом уровне.

Текущий рост цен Китая (+1-2%) в неделю близок к инфляции и явно уступает динамике цен металлургии США, ЕС и Японии. Только за счет нового витка цен на металлолом (+50% и выше) металлурги Старого и Нового Света вынуждены объявить о новом росте цен на сталь.

Китай явно хочет иметь стабильные и конкурентоспособные в мире цены на черный металл.

Удастся ли это Китаю сейчас и в дальней перспективе – вопрос принципиальный. В общем балансе черной китайской металлургии в плюсе – дешевая рабочая сила и уголь, в минусе – отсутствие качественного железорудного сырья и лома, а также дешевых нефтегазовых и энергетических ресурсов.

Сырье и госрегулирование

Как четко Китай инвестирует в железную руду и использует кокс мы уже писали в прошлом номере журнала (статья «Надежные инвестиции в сырье»). Подчеркнем, что тенденция к заключению долгосрочных (до 10 лет) договоров на ЖРС, а также инвестиции в горнорудную отрасль Австралии и других стран стали явной тенденцией китайской металлургии.

На рынке металлургического кокса ситуация еще любопытнее.

В части поведения Китая на мировом рынке она типовая. Сначала это многолетние льготы и инвестиции в отрасль. Результат – демпинговые поставки, ликвидирующие конкурентов. После завоевания позиций монополиста идут ограничения поставок товара на мировой рынок и виток роста цен. Так завоевывался мировой рынок магния, кремния, ферросплавов (игрушек, велосипедов, текстиля и т.д.). Сейчас – завоеван рынок коксующихся углей и кокса.

Весеннее ограничение (-30%) поставок кокса на мировой рынок через систему государственных квот продолжается и сейчас, в августе 2004 года. Многие месяцы Китай удерживает крайне низкие внутренние цены на кокс и высокие экспортные цены. Типовая разница цен – около 100$/тонну. Для китайской металлургии (по сравнению с меткомбинатами, покупающими кокс на свободном рынке) это выигрыш в себестоимости стали на 30-40$/т.

Свои запасы коксующихся углей Китай оценивает в 200 лет разработки, так что эту козырную карту он намерен использовать до конца.

Напрасно меткомбинаты Китая позволяют себе сейчас аккуратную критику Правительства. Их прибыль в июне (по 107 компаниям) в среднем упала на 25,% и поплыл вниз курс акций (включая их первичные размещения). По нашим оценкам только скрытая дотация государства (по коксу) для всей китайской черной металлургии в общей сложности достигнет за 2004 год $12-15 млрд. Весьма неплохая добавка к инвестициям и прибылям.

Итоги и перспективы

Вновь Китай сработал отлично. Причем как за счет использования всех рыночных возможностей, так и мощного государственного ресурса. С китайского рынка и китайской металлургии «сдуло» весь избыточный ажиотаж вокруг инвестиций, импорта и цен.

Инвестиции сейчас стабильны и выше, чем в любой стране мира. Баланс импорта/экспорта быстро изменяется в пользу Китая. Цены производителей – конкурентоспособны!

Далее нужно только работать, а трудолюбие просто «в крови у китайцев».

Желание властей КНР заметно одно – застабилизировать эту ситуацию. Она не только быстро закроет внутренний китайский спрос, но за несколько лет она сделает Китай монополистом на мировом рынке стали.

Особо сложно придется Евросоюзу (увлекся расширением и реорганизацией) и США (заняты нефтью, Ираком, выборами). Еще чуток упустят Китай – никакой ВТО не поможет.

Россия (в части черной металлургии) пока остается вполне конкурентоспособной. Особо – если научится по китайски (не по Грефу) использовать все свои выгоды. Чего ей и пожелаем…



Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 15)

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: