Итоги года для черной металлургии
Рекордный подъем мирового производства стали в прошедшем году был стимулирован бурным ростом спроса во многих странах. Впервые за последние 30 лет загрузка мировых производственных мощностей черной металлургии превысила 80%. В 2004 году мировое производство стали увеличилось на 8,9% и перевалило рекордный рубеж в 1 млрд. тонн. А главной тенденцией этого рынка был резкий рост цен (в 1,5—2 раза) практически на все виды стального проката. Среди главных факторов, повлиявших на рост цен, отметим удорожание сырья (кокса и железной руды), высокие темпы роста китайской экономики и ослабление американского доллара.
Опрос сайта MetalTorg.Ru среди своих читателей показал, что большая половина металлургов и трейдеров считают 2004 год удавшимся и даже отличным, но остальные скорее ждали, чтобы он закончился.
Такое полярное разделение аудитории – реакция на нестабильную ситуацию на рынке, вызванную резким скачком цен. Прошедший год многие аналитики окрестили «годом прекрасных возможностей» для черной металлургии. Однако реализовали ее прежде всего наиболее крупные игроки этого рынка, т.е. крупнейшие металлургические и горнорудные холдинги. Малые заводы и многие трейдеры сполна этих возможностей использовать не смогли, поскольку отрасли – потребители металла по всему миру боролись и продолжают бороться с повышением цен. Впрочем, без особых успехов. Консолидация мировой металлургии быстро растет и лозунг крупнейших производителей стали (ЖРС, кокса и т.д.) «не хочешь - не бери» становится все более ходовым.
В российской металлургии и на нашем внутреннем рынке – ситуация аналогична.
Причем крупнейшие российские меткомбинаты, имея низкую себестоимость производства, «прекрасные возможности» роста цен использовали сполна. Рост их прибылей в 2004 году стал рекордным. В январе финансовые аналитики ряда СМИ лихорадочно начали считать деньги в кармане у металлургов. По разным подсчетам они обнаружили у российской черной металлургии $5-7 млрд. свободных средств!
За счет какого производства и каких продаж такие активы образовались?
Производство и продажи
По данным МЭРТ и Росстата – успехи отрасли достигнуты за счет роста производства за год на 5,8%. Однако годовой рост производства стали в России составил только 4,6% (почти вдвое ниже среднемировой динамики). Россия по-прежнему на 4-й позиции среди стран-лидеров в мировом производстве стали.
Но эта стабильность уже наводит на размышления. В 2004 году российская доля на мировом рынке стали уменьшилась на 0,3%, а по темпам роста производства мы уступили таким странам, как Украина (4,9%), США (5,2%), Бразилия (5,7%), Иран (10,3%), ну и конечно, Китай (23,2%).
Анализ помесячной статистики 2004 года также тревожит. После бурного роста начала 2004 года (+6%) во второй его половине 2004 года наблюдается явный застой в производстве стали и проката, а особо – в производстве стальных труб. Спад сентября и ноября в производстве наиболее заметен. Фактически с лета рост общего производства в черной металлургии РФ прекратился.
По итогам 2004 года месячные тенденции металлургии сглажены и в целом ситуация выглядит неплохо (см. Табл.3).
Однако в типовой сводке по черной металлургии ФСГА РФ вынужден признать спад годового производства по 6 позициям из нормируемых 30. Спад зафиксирован по производству всех видов стальных труб, ферросилиция, проволоки, сетки, электродов. Доля листовой стали в общем производстве проката снизилась на 2,1% (до 42,7%). В общей сложности доля продукции высокого передела в России перераспределилась, но за год упала.
Ситуация по отдельным металлургическим предприятиям страны конечно отличается. Как не лихорадило осенью всех наших лидеров (ММК, НЛМК и «Северсталь») большинство по производству за год оказались в плюсе. Северсталь (+5.5% стали, +5.6% проката), НЛМК (+3% стали, +4% проката). ММК снизил годовое производство стали на 1.9%, однако на 0,8% увеличил производство проката.
В «Евразхолдинге» за год снизил производство ЗапСиб, остановился в динамике НТМК, однако заметно «подрос» в показателях НКМК. Итог по группе – рост, близкий к нулю. «Уральская сталь» (+14% стали, +8% проката) стала в 2004 году подавать признаки выхода из кризиса.
Среди малых и средних предприятий металлургии чередуются как заметные плюсы, так и большие минусы, на общую картину отрасли не повлиявшие.
Ну а «Стальная группа Мечел» вообще стала лидером по динамике всех своих производственных показателей и «заслужила» отдельную статью на сайте и в журнале.
И практически все российские металлургические предприятия заметно нарастили прибыль и вышли на рентабельную работу.
Хуже оказалась ситуация в трубной промышленности. Сказались ее российские особенности. Во первых – независимость от сталеваров (т.е. дорогое сырье) и отсутствие заметных экспортных возможностей. Внутренний рынок ее неожиданно «подвел» в нефтегазовом комплексе страны и , естественно, в ЖКХ и машиностроении.
Ситуация с экспортом и импортом, а также с «ростом» внутреннего стального рынка России вообще подлежит отдельному рассмотрению.
Рыночный баланс для России
Многочисленным прогнозы властей об опережающем росте внутреннего потребления металла в стране не сбылись. Экспортная ориентация черной металлургии РФ в 2004 году усилилась. Доля экспортного металлопроката и заготовок в общем объеме их производства в стране выросла за год с 51,9 до 53,3%. Причем роста экспорта готового проката по данным таможни практически нет (+1% до 10.15 млн.т ). Зато рост вывоза заготовок за 2004 год превысил 19,5% (до 13.19 млн.т), а чугуна – на 18,5% ( до 5.4 млн.т). Тенденция вытеснения России на мировом рынке в сторону низкого передела успешно реализуется.
Утешением для наших металлургов является то, что в общая стоимость экспортной продукции выросла более, чем на 90% (!). По данным ФТС РФ за 2004 год экспорт черных металлов в общей сложности достиг $15.98 млрд, а без чугуна, лома и сплавов – $11.66 млрд. Одних только заготовок и полуфабрикатов вывезено на $4.64 млрд. при средней цене 352 $/т. Цифры для нашей металлургии – рекордные. Рост российского экспорта весной обусловил «китайский фактор» спроса, а с лета помогли открывшиеся границы американского рынка (экспорт в США за год вырос в 10 раз).
Импорт черных металлов в Россию (преимущественно из Украины) как и у всех подрос в цене, но практически остановился в объемах (+2,7% до 3.05 млн.т проката). Это вполне подтверждает мониторинг трейдеров. Доля импортного проката в продажах на нашем рынке в 2004 году чуть превысила 10% и остановилась. По трубам вообще произошло падение импорта на 15,8% до 1,04 млн.т
Ну а теперь – самое интересное!
После публикации экспортно/импортных данных ФТС РФ (8 февраля) вполне можно оценить ситуацию прошедшего года с потреблением металла в России.
Эйфория начала 2004 года (рост объемов сбыта) охватила буквально всех. Прогнозировалась продажа на внутреннем рынке более половины произведенного проката, т.е. объемы на уровне 28,5-29 млн.тонн. Это рост потребления более чем на 7%, что вполне «годится» для удвоения ВВП.
Однако фактически с лета рост потребления металлов в стране остановился, а в ряде отраслей - стал сокращаться. Сыграл свою роль быстрый рост цен, проблемы кредитования в строительстве и многие другие факторы. Итоговый баланс по российскому рынку складывается следующий. Рост производства проката и заготовок в 3,34 млн.т преимущественно ушел на экспорт (2,7 млн.т). На внутренний рынок, с учетом импорта, поступило только на 0,79 млн.т проката больше, чем в предыдущем году. Это означает, что потребление черного проката в стране за 2004 год выросло только на 2,6% (ориентировочно до 28,1 млн. тонн). Причем этот мизерный прирост обеспечили считанные отрасли промышленности РФ. Почти на 0,5 млн.тонн выросло потребление металла на РЖД. Прирост производства вагонов (+23%), активизация ремонта состава и ж/дорог стали насущной необходимостью. Растущий российский экспорт сырья надо как- то вывозить!
Аналогичный прирост потребления стали обеспечило строительство, особенно – жилищное, причем в первой половине года. Меньший прирост (до 0,2 млн.т) – наше автомобилестроение.
Однако в других отраслях – заметных потребителях металла, особенно в российском машиностроении, продолжился хронический спад. Как государственная статистика смогла насчитать +11,7% рост производства в 2004 году в машиностроении и металлообработке нам непонятно вообще!
Особо удивил спад российского потребления труб (на –4,3%). То, что не идет реформа ЖКХ нам уже привычно. Однако спад инвестиционной активности ТЭК поражает. При росте прибыли (за 9 мес.2004 года) на 83,3% рост инвестиций составил только 6,2%. Более того, в нефтяной отрасли страны (прирост прибыли на 90,3%) произошел спад инвестиций в производство на 9%.
Так что главный результат 2004 года – возникновение застоя на стальном рынке, при мощном росте прибыли его главных игроков.
Консолидация и инвестиции
Отдадим должное менеджерам российской металлургии, оставившим заметную часть доходов внутри России. Привычную часть их расходов составила покупка новых активов. Прежде всего в 2004 году они спешили обзавестись собственной рудной базой, обеспечивая себе безопасность поставок сырья.
Так, например, Новолипецкий МК приобрел Стойленский ГОК и два порта, «Евразхолдинг» не упустил Качканарский ГОК на Урале, «Стальная группа Мечел» увеличила свои угольные активы на 120 млн. тонн и также приобрела порт. ММК (кроме выкупа госпакета акций) приобрел перспективные угольные шахты в Кузбассе, а «Уральская сталь» в конце 2004 года приобрела часть акций Михайловского ГОКа.
«Северсталь» вновь замахнулась на зарубежные активы. По сырью это американское предприятие по выпуску кокса – имеется в виду сделка по участию «Северстали» совместно с американской Wheeling-Pittsburgh Steel в реконструкции и производству на коксовом комбинате Follansbee. По металлургии – кроме американской Rouge Industries (ныне Severstal Noth America) есть желание купить канадскую Stelco, чешскую Vitkcovice и турецкий Erdemir, а также итальянскую Lucchini (удалось к 8 февраля 2005 года).
«Евразхолдинг», потерпев неудачу в борьбе за корейскую Hunbo, прощупывает обстановку в Китае, а НЛМК, как и «Северсталь», заявил о своем участии в приватизации Erdemir.
Эти приобретения тоже вполне объяснимы: металлурги стремятся купить проблемные предприятия за рубежом, «убивая сразу двух зайцев»: близость к дорогим рынкам сбыта и возможность при помощи иностранных активов обходить многочисленные антидемпинговые пошлины.
Результат – заметно большая консолидация российской черной металлургии в 2004 году, причем как в международном направлении, так и в направлении присоединения горнорудных и транспортных активов. Обозначилась шестерка крупнейших игроков этого рынка от России.
Места в этом рейтинге пока условны. К примеру, с учетом американского производства и горнорудных активов на первом месте уже «Северсталь» и т.д. Однако процесс консолидации металлргии налицо. В трубной отрасли, помимо холдингов ТМК и ОМК, в 2004 году образовался новый союз ЧТПЗ и ПНТЗ.
Заметны инвестиции российской металлургии в обновление и модернизацию производств. Перечислять их не будем. Прирост за 9 мес. 2004 года инвестиций в металлургию составил рекордные в российской промышленности +48,2%. Однако в абсолютных цифрах эти капиталовложения недостаточны. Общий объем иностранных инвестиций в в черную металлургию России (за 9 месяцев 2004 года) составил только $1,48 млрд., причем чаще всего в форме займов. Металлургия Китая, Бразилии, Индии, не говоря уже о развитых странах, инвестирует в отрасль (в пересчете на тонну выпускаемого металла) в 5-10 раз больше! Впрочем, никак не хочется упрекать в падении инвестиционного климата России именно металлургов.
В качестве заключения
«Не в деньгах счастье» - могут искренне заявить менеджеры российских металлургических холдингов. Правительство РФ в прошлом году лишило их как спокойной жизни, так и ясных перспектив. В отличие от «Запада» и даже «Востока» (Китай) наши власти постоянно перекраивают правила игры в экономике. Делу «Юкоса», как и произволу налогово-судебной системы в стране не видно конца.
В игру без правил не хотят включаться ни зарубежные, ни российские инвестиции. Сейчас они очень малы во всех промышленных отраслях России! Даже в высокодоходных ТЭКе и металлургии. Достигнутое благополучие отдельных предприятий, фирм и регионов обманчиво. Все в стране держится на сырье или его небольшой переработке, далее - на экспортных доходах. Ни о каком удвоении ВВП России (не на бумаге) речи уже нет, а запасы сырья не бесконечны.
Так что хватит нашим властям «строить всех и вся», пытаясь при этом красиво выглядеть. Это уже не получается.
Недавно, 9 февраля в Госдуме РФ, Премьер М.Фрадков, заявил, что все (!) Правительство с подключением губернаторов занимается вопросом «монетаризации льгот». Фактически – делит деньги бюджета и стабилизационного фонда.
А может быть пора подумать и о тех, кто их зарабатывает? То есть о российской экономике…
|