Уроки металлургии Латинской Америки
Латиноамериканская черная металлургия уже давно вовлечена в мировой рынок. Удельный вес региона в мировой выплавке стали составляет в настоящее время около 6%. Регион располагает большим потенциалом расширения мощностей в черной металлургии, учитывая наличие значительных ресурсов железной руды, другого сырья и энергоносителей. Являясь экономическим барометром региона, сталелитейная отрасль Латинской Америки влияет на темпы роста регионального ВВП, который, как ожидается, в 2006 г. вырастет на 4,1% (в 2005 г. – около 5%, в 2004 г. – 4,5%).
Однако, по данным Латиноамериканского института чугуна и стали (ILAFA), черная металлургия региона в текущем году снова, как и в прошлом (причем довольно успешном для мировой металлургии), снизит производство стали. Так, по прогнозу ILAFA, производство нерафинированной стали в регионе составит 61,313 млн т по сравнению с 62,888 млн т в 2005 г. (снижение на 2,5%).
Этот спад происходит на фоне того, что мировое производство стали в последние годы стабильно растет. По прогнозу MEPS International Ltd, в 2006 г. выпуск стали в мире увеличится на 9,8%, до 1,24 млрд т, по оценке IISI рост составит 9,4%.
Возникает вопрос – что происходит в стальной индустрии стран Латинской Америки?
Неужели металлургия данного региона, имея заметные ресурсные преимущества, постепенно теряет свои позиции на мировом рынке?
Предлагаем в этом разобраться.
Производство
Во-первых, отметим, что прогнозы начала осени по металлургии этого региона уже устарели. По данным Международного института чугуна и стали (IISI), производство стали в странах Латинской Америки за 11 месяцев 2006 г. уже выросло до 57,83 млн т. Однако рост этот весьма незначителен, всего на 0,67% (по сравнению с аналогичным показателем 2005 г.).
Такую ситуацию создали несколько стран региона, причем стран – традиционных лидеров, обеспечивающих более 75% производства в черной металлургии Латинской Америки (рис. 1).
Рис.1
Бразилия за 11 месяцев сократила производство стали на 2,4% (до 28,26 млн т), Мексика – на 0,1% (до 14,86 млн т), Уругвай – на 17% (до 43 тыс. т). Другие страны Латинской Америки большей частью нарастили выпуск стали, однако не смогли компенсировать потери лидеров региона.
Исходя из месячной динамики производства (рис. 2) ясно, что основные потери Бразилии и Мексики относятся к первой половине 2006 г.
Рис.2
Спад этот оказался сравнительно неожиданным для аналитиков металлургии. Традиционно считается, что черная металлургия региона (особенно Бразилии) имеет ряд безусловных конкурентных преимуществ на мировом рынке разделения труда. Среди них:
– богатые природные ресурсы (особенно ЖРС) для стальной промышленности;
– самое современное оборудование и технологии;
– относительно недорогие трудовые ресурсы;
– достаточно развитая транспортная инфраструктура;
– выгодное географическое положение, позволяющее вести транспортировку основного сырья и продукции экономичным водным путем.
Как итог, металлургия региона оценивалась как одно из самых низкозатратных производств мира.
Упомянем и другие особенности. В части сырья отметим, что, помимо особо качественной руды в странах Латинской Америки выпускается почти 25% мирового объема железа, получаемого перспективными методами прямого восстановления.
Более 54% стали в Латинской Америке производится в кислородных конвертерах, 46% – в электродуговых печах (по данным 2005 г.). Устаревшего мартеновского производства в регионе нет вообще. Из всех стран региона только Мексика использует заметное количество металлолома при производстве стали. В металлургии латиноамериканских стран очень высокая степень использования непрерывной разливки стали – около 98%.
Кроме того, сталелитейная отрасль Латинской Америки характеризуется высокой степенью консолидации, а также повсеместными планами расширения и развития производства.
В целом эта отрасль выглядит так, как сумма рекомендаций по развитию российской металлургии, причем реализованных на 5–10 лет вперед.
Страны и компании – лидеры
Бразилия является безусловным стальным лидером региона. На внутреннем рынке потребляется около 16–17 млн т стали. Это 53% общего производства, т. е. аналогично России 2006 г. На электросталь приходится 77%, на кислородно-конвертерную сталь – 33%. Доля МНЛЗ в общей разливке стали в стране составляет 93%.
Бразилия многие годы входит в десятку стран – крупнейших производителей и экспортеров стали в мире. Как нетто-экспортер Бразилия занимает 4-е место в мире после Японии, России и Украины. Основное направление экспорта (более 10 млн т в год) – США.
Сейчас в Бразилии реализуются масштабные проекты расширения металлургических производств. Это ряд новых и современных заводов по производству слябов (CST, CSN), а также производства продукции с высокой добавленной стоимостью, например оцинкованного листа (Unigal и GalvaSud, Vega do Sul и CSN Parana).
Еще больших масштабов достигают инвестиции в горнорудную промышленность.
Страна, в частности, располагает огромными запасами железной руды (с 66% железа) и выпускает около 20% мирового объема ЖРС. Около 70% его идет на экспорт. За 11 месяцев 2006 г., по данным ассоциации Sinferbase, Бразилия увеличила этот экспорт на 10,2%, поставив на мировой рынок более 225 млн т железной руды.
Мексика входит в североамериканскую зону свободной торговли NAFTA, обладает стабильно развивающейся экономикой, хорошей инфраструктурой и запасами сырья. В стране производится около 5,5 млн т губчатого железа в год.
Страна входит в первую двадцатку крупнейших производителей и экспортеров стали в мире. В 2005 г. Мексика произвела 16,2 млн т стали, экспортировала – 5,45 млн т стали.
При этом, в отличие от Бразилии, Аргентины и Венесуэлы, Мексика не является нетто-экспортером стали (в 2005 г. ее импорт составил 6,17 млн т). В системе NAFTA развитые страны (США и Канада) все в большей степени передают в Мексику производство конечной стальной продукции, вплоть до комплектующих автомобильной промышленности и т. п.
Аргентина после глубочайшего экономического кризиса продолжает восстанавливать свои позиции. ВВП страны в 2005 г. увеличился на 9,1%, в 2006 г. вырастет на 6,5%. Рост объемов строительства повлек за собой увеличение потребления стали, которое в 2006 г. прогнозируется на уровне 5 млн т, что ниже объема производства стали в стране. Импорт металла в Аргентину в текущем году оценивается на уровне 800 тыс. т при росте собственного производства на 4,5%. Считается, что производство стали в стране в 2007 г. вырастет на 600 тыс. т (более 10%) за счет ввода новых мощностей на предприятиях Siderar и Acindar.
Венесуэла, где также находятся богатейшие запасы железной руды и попутного газа, развивает у себя производство современных видов сырья (железорудных брикетов и металлизированных окатышей) по новейшим технологиям. Сейчас Венесуэла производит в год около 7 млн т железа методами прямого восстановления. В стране 100% стали выплавляется в электродуговых печах при разливке через МНЛЗ.
Все страны латиноамериканского региона имеют и создают новые совместные предприятия при участии известных металлургических компаний из стран ЕС, США, Японии, Южной Кореи и, в последние годы, Китая. Помимо железорудных проектов, это в основном проекты по выпуску стальных полуфабрикатов. Причина – в крайней выгодности таких производств в регионе. К примеру, производство слябов в странах Южной Америки является одним из наиболее низкозатратных в мире, уступая по этому показателю лишь России.
Крупнейшими стальными группами в регионе являются бразильские компании Gerdau America do Sul Participacoes (входит в Gerdau Group) и Arcelor Brasil (Arcelor Mittal), а также аргентинская Ternium (Techint).
Группа Gerdau, по данным IISI, является 14-м по величине производителем стали в мире. Помимо Бразилии (до 50% производства), Gerdau имеет сталеплавильные мощности в Аргентине, Канаде, Чили, Колумбии, США, Перу, Испании и Уругвае. В феврале 2006 г. Gerdau приобрела 40% акций испанской фирмы Sidenor, владеющей активами в Мексике и Бразилии по выпуску высоколегированных, коррозионно-стойких и быстрорежущих сталей и сплавов. В 2005 г. выплавка стали группой составила 13,7 млн т (на 2,2% больше, чем в 2004 г.). К 2008 г. мощности Gerdau на территории Бразилии (в том числе на заводах Gerdau Acominas и Acos Finos Piratini) предполагается увеличить до 11,4 млн т в год, а с учетом предприятий группы в других странах – в Колумбии (на заводах Sidelpa и Diaco), Чили (Siderurgica Aza) и Аргентине (Sipar Aceros и Sipsa) – до 22,1 млн т в год.
Группа Arcelor Brasil (входит в Arcelor Mittal) – одна из крупнейших в Латинской Америке групп с мощностями по производству сортового и листового проката в 11,4 млн т в год. Группа создана с целью продвижения продукции на рынки стран Северной Америки. В ее состав вошли Cia Siderurgica Belgo-Mineira, Cia Siderurgica de Tubarao (CST), Vega do Sul, а также аргентинская Acindar. Через 5 лет Arcelor планирует увеличить сталелитейные мощности в Бразилии на 6 млн т в год за счет ввода новых мощностей на CST и Belgo-Mineira. В планах Acindar – увеличение производства стали до 1,7 млн т в год, а также концентрация на выпуске проката специального назначения (SBQ) для местной автомобилестроительной промышленности и экспортного рынка.
Группа Ternium (с активами преимущественно в Аргентине) – ведущий в Латинской Америке производитель листового проката – намерена увеличить выплавку стали до более 12 млн т в год. В Аргентине меткомбинат группы Ternium – Siderar – планирует нарастить производство до 5 млн т в год. В Венесуэле фирма Sidor вкладывает средства в расширение мощностей до более 5 млн т в год. В Мексике Hylsamex планирует расширить годовые мощности, равные сейчас 3,7 млн т.
Отдельно отметим бразильскую металлургическую группу Usiminas, которая недавно приобрела часть акций Ternium и, таким образом, стала ее совладельцем. Общая мощность компании оценивается на уровне 10 млн т. В ее структуру также входят Cosipa, Ipatinga и Minas Gerais.
Экспорт и импорт
Экспорт стальной продукции из Латинской Америки в 2005 г. по сравнению с его уровнем в 2004 г. вырос на 6% и составил 22,7 млн т (рис. 3). Около 98% экспорта в регионе осуществляют Бразилия (55%), Мексика (24%), Венесуэла (10%) и Аргентина (8%).
Рис.3
Главным направлением экспорта латиноамериканской металлопродукции является Северная Америка (США). В меньшей степени это Япония, Нидерланды, Сингапур, Аргентина, Австралия, Венесуэла, Саудовская Аравия и Китай.
В структуре экспорта металла из Латинской Америки (аналогично России) превалируют полуфабрикаты. При этом на Бразилию приходится 67% регионального экспорта полуфабрикатов, а на Мексику – 30%. На основном рынке потребления – в США – указанные страны по поставкам полуфабрикатов явно конкурируют с поставщиками из России. При этом более низкая себестоимость российских полуфабрикатов борется с географической близостью Мексики и Бразилии к США, а также свободой мексиканской торговли на рынке NAFTA. Общий объем поставок стальной продукции из России, Мексики и Бразилии в США в 2005 г. снизился до уровня 2003 г. – 24% (рис. 4).
Рис.4
Полных данных по 2006 г. пока нет, однако Россия явно усиливает свою долю на американском рынке. По итогам января–октября Россия увеличила экспорт стальной продукции в США до 3 млн т, т. е. в 2,4 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2005 г. В целом за 2006 г. импорт в США российских стальных полуфабрикатов (преимущественно слябов НЛМК) как минимум удвоился и оценивается цифрой более 1,6 млн т. Это двукратный рост за год, сокращающий рынок сбыта для продукции из Бразилии и Мексики.
Импорт металла в латиноамериканский регион в 2005 г. увеличился на 8%, до 13,77 млн т, и эта тенденция продолжается в 2006 г. Крупнейшим импортером стального проката остается Мексика, доля которой в общем импорте составляет более 40%. Как мы уже упоминали выше – за счет роста металлопереработки в интересах NAFTA.
Основной угрозой благополучию металлургии Латинской Америки в 2006 г. стал прямой китайский импорт в регион. В октябре прошлого года Latin American Iron and Steel Institute (ILAFA) забил тревогу ввиду резкого роста поставок на этот рынок стальной продукции из Китая. По прогнозам ILAFA и ISSB, к концу 2006 г. ввоз китайской стали в Латинскую Америку приблизится к 1 млн т (рис. 5).
Рис.5
Это более чем в 4 раза превысит уровень 2005 г. Более того, цены, по которым предлагается китайская продукция, ниже, чем внутренние цены региона. Фактически латиноамериканские цены на стальной прокат уже более года находятся под «давлением» импорта. Если ранее для региона был характерен почти среднемировой уровень цен на стальной прокат, то сейчас он ближе к нижнему пределу (рис. 6).
Рис.6
Вследствие наплыва китайского экспорта эксперты латиноамериканского института опасаются потерять часть внутреннего, а в некоторых случаях и экспортного рынков. Однако более всего ILAFA беспокоит угроза снижения конкурентоспособности внутренних производителей и ослабления металлургической отрасли стран Латинской Америки в целом.
Наиболее уязвимым для китайского экспорта в латиноамериканском регионе является мексиканский рынок. Причем мексиканскую сторону больше волнует не объем импорта, а его цена. За январь–октябрь 2006 г. экспортные поставки проката из Китая в Мексику составили 556,682 тыс. т по средней цене $486,44 за т. Поэтому интегрированные сталепроизводители Hylsamex и Ahmsa совместно с правительственными чиновниками намерены подать в ближайшее время жалобу против импорта горячекатаного рулона из Китая. Кроме того, в конце 2006 г. еще одна мексиканская компания – Altos Hornos de Mexico SA – может зарегистрировать рассмотрение дела против импорта китайских стальных листов. А в середине октября мексиканское правительство начало расследование против китайского импорта стальных труб.
Скорее всего, на основе «китайской угрозы» эксперты ILAFA и изменили свои прогнозы по стали на 2007 г. (о которых говорилось в начале статьи) в сторону снижения.
Более того, ряд аналитиков полагает, что потребность в импорте в 2007 г. может усилиться за счет роста на 30% спроса Бразилии на толстолистовой прокат (для трубного производства) в связи с реализацией проектов в нефтегазовой промышленности Бразилии, Аргентины, Венесуэлы.
Заключение
Спад производства в черной металлургии Латинской Америки в 2006 г. не состоялся. Рост выпуска стальной продукции в конце года полностью компенсировал накопившиеся потери. Однако практически не состоялся и рост выпуска стали в регионе. Оказалось, что конкурентные преимущества местной металлургии не гарантируют ей спокойную жизнь.
Причины этого, сконцентрировавшиеся в Бразилии, весьма показательны.
Повышенная ориентация металлургических производств на выпуск стальных полуфабрикатов, причем преимущественно на экспорт (в США), оказалась весьма уязвима для рыночной конъюнктуры. Отрасль понесла наибольшие потери зимой 2005–2006 гг., когда цены на эту продукцию упали до минимума. Внесли свой вклад в эти потери и конкуренты из России и Китая, заметно увеличившие свою долю на американском рынке. Для этого оказался весьма полезен резкий спад ставок на фрахт, случившийся в прошлом году.
Более того, во второй половине года импортная продукция, причем более высокого передела, заметно вторглась и на внутренние рынки стран Латинской Америки. Прежде всего – в Мексику, получившую заметный приток дешевого китайского сорта, листа и труб.
Металлургии региона, при всех ее достоинствах, предстояли и предстоят немалые организационные усилия, чтобы выстоять в острой конкурентной борьбе. Причем не только на внешних, но и на внутренних рынках. Для российской черной металлургии, весьма схожей по показателям, эти бесплатные уроки более чем полезны.
|