Психология кризиса и последствия для металлургии
Ипотечно-финансовый кризис, порожденный США, разросся до таких масштабов, что охватил практически все регионы мира. Более того, он добрался до реальных отраслей мировой экономики. Как это ни печально, но металлургия является кандидатом на роль одной из наиболее пострадавших в индустрии. На очереди – горнорудная промышленность, обеспечивающая металлургию сырьем, и многие связанные с ГМК производства.
Вопросы, встающие перед мировой и российской металлургией, схожи. Насколько глубок кризис отрасли и достигла ли она «дна»? Кто из стран менее других пострадает в период спада и застоя? Сколько месяцев или лет продлится этот кризис? C какими последствиями металлургия и отрасли – потребители металла выйдут из этого непростого периода?
Финансовая подоплека кризиса
Напомним, что обвал американского рынка ипотеки разгорелся более года назад, еще летом 2007 г. Считается, что перепроизводство в стройиндустрии США в это время привело к небольшому падению цен на жилье, причем после многих лет удорожания недвижимости. Одновременно обнаружилось, что доля ипотечных кредитов типа subprime (без строгого отбора заемщиков) приблизилась к 10% от всего объема американской ипотеки в $12 трлн. Слабые и другие ипотечные кредиты перестали погашаться, поскольку стало выгоднее возвращать банку не деньги, а находящуюся в залоге недвижимость. Это дало дополнительный толчок вниз ценам США на недвижимость, а их средний спад за год достиг 15%.
Увеличение числа дефолтов по ипотеке запустило толчок переоценке всех финансовых активов США. Вложения в недвижимость, различные пакетные и страховые инвестиции, далее – в любые ценные бумаги вообще, начали заметно обесцениваться. При подведении балансов многие финансовые институты Запада, особенно инвестиционные банки, начали показывать и списывать многомиллиардные убытки.
Весной 2008 г. эти потери стали особо заметными. Крушение инвестбанка Bear Steаrns обошлось ФРС США в $30 млрд. Банк UBS к этому времени списал $38 млрд, Citigroup – $24,5 млрд, Merrill Lynch – $20 млрд, Morgan Stanley – $10 млрд. Выступление главы Минфина США Генри Полсона, провозгласившего 7 мая, что «самое худшее уже позади», оказалось блефом. Как, впрочем, и мнение, что он «в целом не видит причин для распространения кризиса на другие сектора экономики».
Кризис доверия на рынке банковских заимствований продолжил нарастать, а вслед за этим начался международный кризис ликвидности. Исчез с рынка крупнейший банк Lehman Brothers, потерпел фиаско гигант страхового рынка AIG, и конца этому процессу не видно. Каждый квартал западные финансисты показывают все новые и новые убытки.
В попытки выхода из кризиса все активнее стали включаться государственные власти. К октябрю 2008 г. США в общей сложности уже предоставили банкам почти $900 млрд, а ЦБ ЕС – более $450 млрд. В других странах мира объемы финансовой помощи также исчисляются многими десятками миллиардов, причем везде власти обещают еще большие вливания в банковскую систему.
В сумме речь идет о «помощи» в несколько триллионов долларов. Это при том, что совсем «безнадежными», по разным оценкам, считаются 20–25% всех кредитов, т. е. в целом не более $300–400 млрд.
Почему же мощные финансовые «вливания» властей не могут переломить кризисные явления в мире?
По оценкам ряда экономистов, все дело в том, что под рискованную ипотеку и прочие сомнительные кредиты, банки и другие финансовые компании начали создавать разного рода страховки. На западном рынке быстро росла роль «производных» финансовых инструментов (деривативов), которые «инвестиционный гуру» и один из самых богатых людей в мире Уоррен Баффетт еще в 2002 г. назвал «финансовым оружием массового уничтожения».
По некоторым оценкам, объем этих взаимных «страховок» на международных финансовых рынках к 2008 г. превысил $62 трлн, т. е. стал выше, чем весь объем всей мировой экономики. Экономисты уже довольно длительное время предупреждали, что «страхование» риска, по сути, представляет собой его перераспределение между остальными участниками рынка. При достижении «критической массы» неплатежи одного крупного участника порождают «эффект домино», а точнее – цепную реакцию, причем, благодаря распространению производных финансовых инструментов по всему миру, сразу во многих государствах.
В результате, несмотря на внушительную денежную «накачку» со стороны властей, мировой кризис продолжает расширяться. Практически единственные получатели этой помощи – это почти те же самые банки, которые явно «заигрались» на финансовом рынке чужими деньгами. Естественно, что они сейчас не могут восстановить доверия как бизнес-партнеров, так и многих вкладчиков.
Доверие к властям, т. е. к современным профессиональным политикам, в мире также не слишком велико. Чего только стоит их быстрая переориентация от лозунгов «свободной рыночной экономики» к идеям социализма (национализации), как например в ЕС. Однако явным мировым лидером по степени недоверия стало дорабатывающее последние месяцы американское правительство Джорджа Буша. Сколько его командой «наломано дров» по всему миру – не сосчитать. Сейчас оно «добралось» до аварийного спасения ситуации в собственной стране. Хорошо хоть без помощи Пентагона, который на днях вновь получил рекордный бюджет ($600 млрд на 2009 г.). За считаные годы команда Буша не только помогла населению страны удвоить собственные долги, но и сама удвоила госдолг США. Недавно, 12 октября, он превысил $10 трлн.
Отметим, что накопленный за многие десятилетия авторитет США позволил им привлечь огромные финансовые ресурсы всего остального мира. Причем даже в рискованную, но сравнительно выгодную ипотеку. Инвестиции в «гарантированные властями» облигации ведущих ипотечных компаний США (Freddie Mac и Fannie Mae) со стороны КНР, например, в 2007 г. превысили $500 млрд, а России – $65 млрд.
В начале 2008 г. совокупный внешний долг США, включая обязательства частного сектора, превысил $13 трлн (при прогнозируемом годовом ВВП страны в $14, 4 трлн). Причем власти США регулярно поднимают предельный объем заимствований, чтобы избежать полного технического дефолта.
Однако все небывалые инвестиции последних лет не привели к росту реального сектора экономики США, а, наоборот, полностью дестабилизировали ситуацию.
После бурного обвала фондового рынка США в начале октября (потери до $1,5 трлн за считанные дни) Уоррен Баффетт весьма пессимистично оценил состояние своей страны. «Экономика США лежит на обеих лопатках... В моей взрослой жизни я никогда не видел столь экономически испуганных людей, как сейчас», – заявил 78-летний бизнесмен.
Доллар и госбумаги США спасает сейчас только то, что нет никако... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |