Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


08.10.2012    Бесконечный тарифный беспредел



С 1 июля в России произошел очередной рост тарифов так называемых естественных монополий. Он состоялся (исключая РЖД) с опозданием на полгода, поскольку властям было некстати будоражить население зимой, перед очередными президентскими выборами.

Однако рост цен на газ, энергию и перевозки очередной раз прочувствовал не только наш народ, но и предприятия российской промышленности, включая горно-металлургическую отрасль.

Эта энергоемкая индустрия, предприятия которой разбросаны по всей стране (от дальних рудников до потребителей металла), остро чувствительна к росту своих затрат. Тем более сейчас, в 2012 г., когда конъюнктура рынка металлов и металлургического сырья ощутимо двинулась вниз.

Промышленность, включая металлургию, явно не восстановилась после первой волны кризиса в 2008–2009 гг., четко отразившейся на ценах ее продукции (рис. 1).



Однако наши естественные и «неестественные» монополии никаких волн кризиса вновь не заметили.

Они продолжают привычное лоббирование своих интересов у властей РФ, всегда находя аргументы для очередного роста цен.

Газ

Лидер по части инфляции в последнее десятилетие – безусловно, «Газпром». Цены на природный газ для промышленных предприятий РФ с 2000 г. уже выросли почти в 7 раз.

К примеру, в ноябре 2011 г. они впервые и сразу на 14% обогнали падающие цены на газ в США ($97 против $83 за тыс. куб. м) для населения. В текущем году, оказавшись на уровне $115 за тыс. куб. м, уже обогнали американские средние цены для металлургических предприятий. Причем нестабильные американские цены все же имеют в последние годы тенденцию к падению, чего от «Газпрома» ждать совсем не приходится. Он уже добился разрешения на повышение тарифов в 2012 г. и продолжает лелеять мечту о выравнивании внутрироссийских и экспортных цен – естественно, вверх.

Эта «мечта» недавно названа экспертами Минпромторга и Минэкономразвития главной угрозой для российской экономики. Это следует из отчета, представленного в сентябре текущего года президентской комиссии по ТЭК. Любопытно, что появился этот отчет по прямому поручению Владимира Путина, пожелавшего понять, какие угрозы несет топливно-энергетическому комплексу страны вступление в ВТО. Но оказалось, что угрозы стране и ее промышленности прежде всего несет сам ТЭК, и прежде всего – «Газпром».

Электричество

Электроэнергетика РФ, частично потребляющая этот самый дорожающий газ, за десятилетие оказалась на третьем месте по темпам роста тарифов. Ее «демонополизация» и реформирование по Чубайсу тенденцию для потребителей не изменили. Промышленность в 2011 г. платила за электроэнергию в среднем в 4,5 раза больше, чем 10 лет назад.

За 2012 г. рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий в России, по оценке Минэкономразвития, составит до 7,5%, притом что эти конечные тарифы не регулируются второй год подряд.

Ведомство считает, что рост цен обеспечат растущие с июля тарифы на услуги по передаче электроэнергии и сбытовые надбавки (до 11%).

Однако реальность оказалась много хуже ожиданий. После вступления в силу постановлений правительства РФ, которые изменили порядок расчетов за электрическую энергию, этот рост для ряда предприятий стал запредельным. К примеру, многие сотни заводов и комбинатов, которые присоединены напрямую к единой национальной электрической сети, получили рост тарифов на 20–80%, особенно в период пикового потребления в дневное время.

Еще год назад группа «Евраз» сообщала, что ее российские предприятия платили за кВт 6 центов, в то время как в США и ЮАР – 5,3 и 5,7 цента соответственно.

Но в 2012 г. эта разница явно приблизится к 50%, а через несколько лет (при существующих темпах подорожания) нам придется сравнивать энерготарифы РФ с европейскими – одними из самых высоких в мире.

Причем отдельные (и слабые) предприятия и целые регионы энергетики уже выводят на этот самый «европейский уровень». Крупнейшие предприятия металлургии пока этому процессу пытаются противиться. «Северсталь», например, недавно с гордостью сообщила о запуске турбогенератора № 4 на Череповецком меткомбинате, что позволит увеличить долю собственной электроэнергии на производстве с 52,6 до 55%. Группа «Евраз» в 2007 г. выкупила ТЭЦ в Новокузнецке, обеспечивающую электроэнергией не только ЗСМК, но и половину города.

Крупнейший потребитель энергии – ОК «Русал» – помимо инвестиций в строящуюся Богучанскую ГЭС (в лучшие времена) продолжает добиваться от властей и энергетиков льготных энерготарифов. Но в 2011 г. это стало сложнее – ставки для заводов компании пошли вверх. Поэтому по итогам года подорожание электроэнергии стало основной причиной роста себестоимости алюминия – на ее долю пришлось 44% прироста. За 2012 г. подробных данных пока нет, но известно, что по результатам первого полугодия затраты на выпуск продукции у «Русала» выросли на 12%. В этот раз компания жалуется на повышение закупочных цен на отдельные виды сырья, а также на рост транспортных тарифов. Видимо, с энергетиками снова удалось договориться.

Об одном таком случае уже известно: при угрозе закрытия «Русалом» Богословского алюминиевого завода на попятную пошли как региональные, так и федеральные власти.

«На завод будет поставляться дешевая электроэнергия по тарифам ниже, чем рыночный тариф, в 2 раза. Я об этом буквально вчера договорился с руководителем «Росатома» Кириенко. В течение двух лет цена будет 3 цента за кВт», – заявил в середине сентября министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.

Впрочем, возможно, это еще не все. Директор «Русала» по связям с госорганами Олег Вайтман сообщил: «Как только мы получим здесь электроэнергию по стоимости порядка 80 коп. за кВт•ч, завтра же начнем строить завод».

Причем современный и мощностью в 4 раза больше, чем существующий. Но отметим, что обещано это при энерготарифах в 3–4 раза ниже, чем у многих соседних производств.

Другим потребителям электроэнергии в металлургии и горнорудном комплексе РФ такие ставки и не снились. Более того, они ждут от подключенных к ним энергосетей дальнейшего роста цен.

Перевозки

Руководство Российских железных дорог долгое время отстаивало принцип неуклонного роста ж/д тарифов, обосновывая это тем, что металл, оборудование и многое другое (нужное для инвестиций и модернизации) дорожает еще быстрее. Однако за последнее десятилетие ситуация принципиально изменилась (рис. 1).

К примеру, с 2000 по 2011 г. прирост ж/д тарифов в стране составил 382,8%, в то время как стальные рельсы подорожали на 279%, а грузовые вагоны – на 228%.

При этом текущее реформирование ж/д отрасли в России избавило ОАО «РЖД» от затрат на большую часть вагонного парка, поскольку первым итогом этих реформ стала приватизация подвижного состава железных дорог коммерческими предприятиями. Преимущественно Первой грузовой компанией (ПГК) и прочими «дочками» РЖД, получившими до 400 тыс. ж/д вагонов и полувагонов, т.е. почти половину изношенного российского парка.

На первом этапе этой приватизации крупнейшие компании ГМК РФ не слишком преуспели, хотя и обзавелись собственными транспортными «дочками». Однако по мере нарастания проблем с перевозками их ж/д активы начали стремительно увеличиваться.

В 2012 г. отметим покупку Владимиром Лисиным (владельцем группы НЛМК) 75% ПГК за 125,5 млрд руб. (более $4 млрд), являющейся крупнейшим частным ж/д оператором РФ с парком более 210 тыс. вагонов.

Второй по значимости тратой назовем строительство группой «Мечел» ж/д путей к угольным месторождениям в Якутии. К настоящему времени эта стройка уже обошлась «Мечелу» более чем в $1 млрд и окончательно подкосила финансовое состояние холдинга. На этом «дорогостоящем фоне» сообщения «Северстали» о создании собственного парка в 1000 специализированных платформ-рулоновозов и модернизации речного порта в Череповце как-то теряются.

Другой крупнейший холдинг российского ГМК – «Металлоинвест» – весной вообще продал свою транспортную компанию «Металлоинвесттранс» за $540 млн группе Globaltrans (около 60 тыс. вагонов в России и на Украине). Причем Globaltrans давно уже не скрывает желания приобрести у металлургов и «Евраз-Транс», и «ММК-Транс». Причины этих аппетитов – в прибыльности частного ж/д бизнеса. Невзирая на спад объемов перевозок в первом полугодии 2012 г. на 6% (в годовом исчислении), цены на услуги в рублях выросли на 20% (втрое больше, чем по РЖД). В итоге Globaltrans сохранила чистую прибыль по международным стандартам финотчетности за полугодие на уровне $159,5 млн.

Однако главные проблемы перевозок в 2011–2012 гг. коснулись не «монстров», а средних и малых металлургических и металлотрейдинговых компаний. Они по-прежнему имеют дефицит вагонов, причем на фоне растущего количества частного порожняка.

Как сообщил недавно директор по стратегическому развитию компании «Лорри» (Екатеринбург) Александр Трахтенберг, в связи с острой нехваткой вагонов на железной дороге на автотранспорт переключились многие «новички». Поскольку такой способ транспортировки грузов в конечном итоге выгоднее.

«Дешевле возить авто, по крайней мере в западном направлении от Екатеринбурга. Надо забыть как страшный сон советские выкладки, которые говорили об эффективности автоперевозок лишь на расстояние 500–700 км. Этого уже нет и не будет – мы возим и на 3 тыс., и на 5 тыс. км, включая металлургию. Два года назад такого не было – клиенты из черной металлургии отсутствовали в принципе», – заявил г-н Трахтенберг.

Последние веяния и перспективы

В текущем году первыми (с января) добились очередного роста тарифов (на 5,91%) наши железнодорожники. Однако кризисную ситуацию на дорогах это ничуть не изменило. Напомним, что средняя скорость перевозки грузов по сети РЖД (с учетом операций погрузки) уже снизилась к докризисному уровню на треть, а попытки бороться с частным порожняком особого результата не дают.

В конце сентября 2012 г. на специальном заседании правления ОАО «РЖД» признало, что эффективность работы железных дорог продолжает снижаться. В первом полугодии 2012 г. средняя скорость доставки грузов снизилась до 228 км в сутки (9,5 км/ч), т.е. упала еще на 14% в годовом исчислении. Это уже в 6 раз медленнее, чем в Китае.

По мнению главы РЖД, «основная причина снижения скорости доставки грузов – избыточность подвижного состава». Среди других причин на совещании сообщалось, что «выстроенная еще при СССР система не рассчитана на работу почти 2000 ж/д операторов» – вагоны стали мешать друг другу.

Тем более что помимо роста российского парка вырос транзит грузов в рамках Таможенного союза. И ожидается дальнейший рост ж/д транзита в рамках ВТО. Первый этап реформы РЖД явно проваливается практически по всем показателям.

Российские энергетики реализовали рост тарифов на 7,22% с 1 июля. Напомним, что в прошлом году – на 8,9%. И за все это время «рыночные механизмы» реализации электроэнергии вызывали колебания цен на неуловимые на графике доли и единицы процентов (рис. 2).

А в развитом мире тем временем произошел спад цен на электроэнергию, вызванный кризисным снижением спроса и цен на топливо (газ и уголь).



Рекордсмен в части подорожания среди наших монополий в 2012 г. – традиционный: «Газпром» увеличил с июля цены природного газа для предприятий в среднем на 7,1%.

Стальная продукция за этими темпами вновь не успевает. В 2012 г. металлоторговля показала незначительный (к январю) рост цен, а металлургия вообще снизила средние отпускные цены (за 8 месяцев на 1,1%). Причем в ближайшее время улучшения конъюнктуры стального рынка как в России, так и во всем мире не ожидается.

Это означает, что наши «недореформированные» монополии в части оценки своих услуг вновь не заметят рыночных перемен – новой волны кризиса. Они традиционно переложат свои затраты (включая ФК «Зенит» и «Локомотив») на плечи многочисленных потребителей, которым буквально некуда деваться от этих самых услуг.

Металлургия РФ вновь нарастит свои затраты и увеличит себестоимость продукции. Этот процесс в последние годы становится настолько заметным, что о нем заговорил глава нашего самого рентабельного меткомбината – НЛМК. На совещании с участием Владимира Путина 16 июля в Магнитогорске Владимир Лисин сообщил, что «мы начинаем терять наши определенные конкурентные преимущества, которые были раньше». И главными причинами проблем себестоимости металла назвал энергоресурсы и транспорт.

Однако никаких серьезных программ или даже концепций, как реформировать или «ремонтировать» наши монополии далее, российские власти не сообщают.

Уж очень слабо отозвались первые попытки хоть что-либо изменить – прямо по крылатой фразе Виктора Черномырдина «Хотели как лучше…».

Но наша стабильная власть, видимо, предпочитает более старую присказку «От добра добра не ищут». Поэтому сразу после Дня железнодорожника 5 августа года в совещании «на колесах» премьер Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам начать работу над переходом от трехлетнего к пятилетнему планированию тарифов естественных монополий.

А начать предложено именно с железнодорожников, которые возили премьера по Сибири. Не более того…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: