Бесконечный тарифный беспредел
С 1 июля в России произошел очередной рост тарифов так называемых естественных монополий. Он состоялся (исключая РЖД) с опозданием на полгода, поскольку властям было некстати будоражить население зимой, перед очередными президентскими выборами.
Однако рост цен на газ, энергию и перевозки очередной раз прочувствовал не только наш народ, но и предприятия российской промышленности, включая горно-металлургическую отрасль.
Эта энергоемкая индустрия, предприятия которой разбросаны по всей стране (от дальних рудников до потребителей металла), остро чувствительна к росту своих затрат. Тем более сейчас, в 2012 г., когда конъюнктура рынка металлов и металлургического сырья ощутимо двинулась вниз.
Промышленность, включая металлургию, явно не восстановилась после первой волны кризиса в 2008–2009 гг., четко отразившейся на ценах ее продукции (рис. 1).
Однако наши естественные и «неестественные» монополии никаких волн кризиса вновь не заметили.
Они продолжают привычное лоббирование своих интересов у властей РФ, всегда находя аргументы для очередного роста цен.
Газ
Лидер по части инфляции в последнее десятилетие – безусловно, «Газпром». Цены на природный газ для промышленных предприятий РФ с 2000 г. уже выросли почти в 7 раз.
К примеру, в ноябре 2011 г. они впервые и сразу на 14% обогнали падающие цены на газ в США ($97 против $83 за тыс. куб. м) для населения. В текущем году, оказавшись на уровне $115 за тыс. куб. м, уже обогнали американские средние цены для металлургических предприятий. Причем нестабильные американские цены все же имеют в последние годы тенденцию к падению, чего от «Газпрома» ждать совсем не приходится. Он уже добился разрешения на повышение тарифов в 2012 г. и продолжает лелеять мечту о выравнивании внутрироссийских и экспортных цен – естественно, вверх.
Эта «мечта» недавно названа экспертами Минпромторга и Минэкономразвития главной угрозой для российской экономики. Это следует из отчета, представленного в сентябре текущего года президентской комиссии по ТЭК. Любопытно, что появился этот отчет по прямому поручению Владимира Путина, пожелавшего понять, какие угрозы несет топливно-энергетическому комплексу страны вступление в ВТО. Но оказалось, что угрозы стране и ее промышленности прежде всего несет сам ТЭК, и прежде всего – «Газпром».
Электричество
Электроэнергетика РФ, частично потребляющая этот самый дорожающий газ, за десятилетие оказалась на третьем месте по темпам роста тарифов. Ее «демонополизация» и реформирование по Чубайсу тенденцию для потребителей не изменили. Промышленность в 2011 г. платила за электроэнергию в среднем в 4,5 раза больше, чем 10 лет назад.
За 2012 г. рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий в России, по оценке Минэкономразвития, составит до 7,5%, притом что эти конечные тарифы не регулируются второй год подряд.
Ведомство считает, что рост цен обеспечат растущие с июля тарифы на услуги по передаче электроэнергии и сбытовые надбавки (до 11%).
Однако реальность оказалась много хуже ожиданий. После вступления в силу постановлений правительства РФ, которые изменили порядок расчетов за электрическую энергию, этот рост для ряда предприятий стал запредельным. К примеру, многие сотни заводов и комбинатов, которые присоединены напрямую к единой национальной электрической сети, получили рост тарифов на 20–80%, особенно в период пикового потребления в дневное время.
Еще год назад группа «Евраз» сообщала, что ее российские предприятия платили за кВт 6 центов, в то время как в США и ЮАР – 5,3 и 5,7 цента соответственно.
Но в 2012 г. эта разница явно приблизится к 50%, а через несколько лет (при существующих темпах подорожания) нам придется сравнивать энерготарифы РФ с европейскими – одними из самых высоких в мире.
Причем отдельные (и слабые) предприятия и целые регионы энергетики уже выводят на этот самый «европейский уровень». Крупнейшие предприятия металлургии пока этому процессу пытаются противиться. «Северсталь», например, недавно с гордостью сообщила о запуске турбогенератора № 4 на Череповецком меткомбинате, что позволит увеличить долю собственной электроэнергии на производстве с 52,6 до 55%. Группа «Евраз» в 2007 г. выкупила ТЭЦ в Новокузнецке, обеспечивающую электроэнергией не только ЗСМК, но и половину города.
Крупнейший потребитель энергии – ОК «Русал» – помимо инвестиций в строящуюся Богучанскую ГЭС (в лучшие времена) продолжает добиваться от властей и энергетиков льготных энерготарифов. Но в 2011 г. это стало сложнее – ставки для заводов компании пошли вверх. Поэтому по итогам года подорожание электроэнергии стало основной причиной роста себестоимости алюминия – на ее долю пришлось 44% прироста. За 2012 г. подробных данных пока нет, но известно, что по результатам первого полугодия затраты на выпуск продукции у «Русала» выросли на 12%. В этот раз компания жалуется на повышение закупочных цен на отдельные виды сырья, а также на рост транспортных тарифов. Видимо, с энергетиками снова удалось договориться.
Об одном таком случае уже известно: при угрозе закрытия «Русалом» Богословского алюминиевого завода на попятную пошли как региональные, так и федеральные власти.
«На завод будет поставляться дешевая электроэнергия по тарифам ниже, чем рыночный тариф, в 2 раза. Я об этом буквально вчера договорился с руководителем «Росатома» Кириенко. В течение двух лет цена будет 3 цента за кВт», – заявил в середине сентября министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.
Впрочем, возможно, это еще не все. Директор «Русала» по связям с госорганами Олег Вайтман сообщил: «Как только мы получим здесь электроэнергию по стоимости порядка 80 коп. за кВт•ч, завтра же начнем строить завод».
Причем современный и мощностью в 4 раза больше, чем существующий. Но отметим, что обещано это при энерготарифах в 3–4 раза ниже, чем у многих соседних производств.
Другим потребителям электроэнергии в металлургии и горнорудном комплексе РФ такие ставки и не снились. Более того, они ждут от подключенных к ним энергосетей дальнейшего роста цен.
Перевозки
Руководство Российских железных дорог долгое время отстаивало принцип неуклонного роста ж/д тарифов, обосновывая это тем, что металл, оборудование и многое другое (нужное для инвестиций и модернизации) дорожает еще быстрее. Однако за последнее десятилетие ситуация принципиально изменилась (рис. 1).
К примеру, с 2000 по 2011 г. прирост ж/д тарифов в стране составил 382,8%, в то время как стальные рельсы подорожали на 279%, а грузовые вагоны – на 228%.
При этом текущее реформирование ж/д отрасли в России избавило ОАО «РЖД» от затрат на большую часть вагонного парка, поскольку первым итогом этих реформ стала приватизация подвижного состава железных дорог коммерческими предприятиями. Преимущественно Первой грузовой компанией (ПГК) и прочими «дочками» РЖД, получившими до 400 тыс. ж/д вагонов и полувагонов, т.е. почти половину изношенного российского парка.
На первом этапе этой приватизации крупнейшие компании ГМК РФ не слишком преуспели, хотя и обзавелись собственными транспортными «дочками». Однако по мере нарастания проблем с перевозками их ж/д активы начали стремительно увеличиваться.
В 2012 г. отметим покупку Владимиром Лисиным (владельцем группы НЛМК) 75% ПГК за 125,5 млрд руб. (более $4 млрд), являющейся крупнейшим частным ж/д оператором РФ с парком более 210 тыс. вагонов.
Второй по значимости тратой назовем строительство группой «Мечел» ж/д путей к угольным месторождениям в Якутии. К настоящему времени эта стройка уже обошлась «Мечелу» более чем в $1 млрд и окончательно подкосила финансовое состояние холдинга. На этом «дорогостоящем фоне» сообщения «Северстали» о создании собственного парка в 1000 специализированных платформ-рулоновозов и модернизации речного порта в Череповце как-то теряются.
Другой крупнейший холдинг российского ГМК – «Металлоинвест» – весной вообще продал свою транспортную компанию «Металлоинвесттранс» за $540 млн группе Globaltrans (около 60 тыс. вагонов в России и на Украине). Причем Globaltrans давно уже не скрывает желания приобрести у металлургов и «Евраз-Транс», и «ММК-Транс». Причины этих аппетитов – в прибыльности частного ж/д бизнеса. Невзирая на спад объемов перевозок в первом полугодии 2012 г. на 6% (в годовом исчислении), цены на услуги в рублях выросли на 20% (втрое больше, чем по РЖД). В итоге Globaltrans сохранила чистую прибыль по международным стандартам финотчетности за полугодие на уровне $159,5 млн.
Однако главные проблемы перевозок в 2011–2012 гг. коснулись не «монстров», а средних и малых металлургических и металлотрейдинговых компаний. Они по-прежнему имеют дефицит вагонов, причем на фоне растущего количества частного порожняка.
Как сообщил недавно директор по стратегическому развитию компании «Лорри» (Екатеринбург) Александр Трахтенберг, в связи с острой нехваткой вагонов на железной дороге на автотранспорт переключились многие «новички». Поскольку такой способ транспортировки грузов в конечном итоге выгоднее.
«Дешевле возить авто, по крайней мере в западном направлении от Екатеринбурга. Надо забыть как страшный сон советские выкладки, которые говорили об эффективности автоперевозок лишь на расстояние 500–700 км. Этого уже нет и не будет – мы возим и на 3 тыс., и на 5 тыс. км, включая металлургию. Два года назад такого не было – клиенты из черной металлургии отсутствовали в принципе», – заявил г-н Трахтенберг.
Последние веяния и перспективы
В текущем году первыми (с января) добились очередного роста тарифов (на 5,91%) наши железнодорожники. Однако кризисную ситуацию на дорогах это ничуть не изменило. Напомним, что средняя скорость перевозки грузов по сети РЖД (с учетом операций погрузки) уже снизилась к докризисному уровню на треть, а попытки бороться с частным порожняком особого результата не дают.
В конце сентября 2012 г. на специальном заседании правления ОАО «РЖД» признало, что эффективность работы железных дорог продолжает снижаться. В первом полугодии 2012 г. средняя скорость доставки грузов снизилась до 228 км в сутки (9,5 км/ч), т.е. упала еще на 14% в годовом исчислении. Это уже в 6 раз медленнее, чем в Китае.
По мнению главы РЖД, «основная причина снижения скорости доставки грузов – избыточность подвижного состава». Среди других причин на совещании сообщалось, что «выстроенная еще при СССР система не рассчитана на работу почти 2000 ж/д операторов» – вагоны стали мешать друг другу.
Тем более что помимо роста российского парка вырос транзит грузов в рамках Таможенного союза. И ожидается дальнейший рост ж/д транзита в рамках ВТО. Первый этап реформы РЖД явно проваливается практически по всем показателям.
Российские энергетики реализовали рост тарифов на 7,22% с 1 июля. Напомним, что в прошлом году – на 8,9%. И за все это время «рыночные механизмы» реализации электроэнергии вызывали колебания цен на неуловимые на графике доли и единицы процентов (рис. 2).
А в развитом мире тем временем произошел спад цен на электроэнергию, вызванный кризисным снижением спроса и цен на топливо (газ и уголь).
Рекордсмен в части подорожания среди наших монополий в 2012 г. – традиционный: «Газпром» увеличил с июля цены природного газа для предприятий в среднем на 7,1%.
Стальная продукция за этими темпами вновь не успевает. В 2012 г. металлоторговля показала незначительный (к январю) рост цен, а металлургия вообще снизила средние отпускные цены (за 8 месяцев на 1,1%). Причем в ближайшее время улучшения конъюнктуры стального рынка как в России, так и во всем мире не ожидается.
Это означает, что наши «недореформированные» монополии в части оценки своих услуг вновь не заметят рыночных перемен – новой волны кризиса. Они традиционно переложат свои затраты (включая ФК «Зенит» и «Локомотив») на плечи многочисленных потребителей, которым буквально некуда деваться от этих самых услуг.
Металлургия РФ вновь нарастит свои затраты и увеличит себестоимость продукции. Этот процесс в последние годы становится настолько заметным, что о нем заговорил глава нашего самого рентабельного меткомбината – НЛМК. На совещании с участием Владимира Путина 16 июля в Магнитогорске Владимир Лисин сообщил, что «мы начинаем терять наши определенные конкурентные преимущества, которые были раньше». И главными причинами проблем себестоимости металла назвал энергоресурсы и транспорт.
Однако никаких серьезных программ или даже концепций, как реформировать или «ремонтировать» наши монополии далее, российские власти не сообщают.
Уж очень слабо отозвались первые попытки хоть что-либо изменить – прямо по крылатой фразе Виктора Черномырдина «Хотели как лучше…».
Но наша стабильная власть, видимо, предпочитает более старую присказку «От добра добра не ищут». Поэтому сразу после Дня железнодорожника 5 августа года в совещании «на колесах» премьер Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам начать работу над переходом от трехлетнего к пятилетнему планированию тарифов естественных монополий.
А начать предложено именно с железнодорожников, которые возили премьера по Сибири. Не более того…
|