Тенденции для металлов, заданные 2013 годом
Российская металлургия и рынок металлов в прошедшем году оказались неожиданно «чуткими» к общемировым процессам. Причем негатива из-за границы нами было получено намного больше, чем позитива. Утешение тем, что в схожем положении оказались многие развивающиеся страны, для России не вполне подходит.
У нас накопились и собственные проблемы – например, выросли масштабы коррупции и вывоза капитала из страны. Это помогло отправить в застой российский рынок потребления металла, поскольку многие отрасли-потребители перешли в состояние стагнации или спада. У них специфические трудности, но многие также кивают на проблемы с зарубежными партнерами, причем как политические, так финансово-экономические.
В итоге разбор ситуации и перспектив как цветного, так и черного металла стоит начать с общемировых тенденций. И естественно, с тех, которые к этому рынку имеют наибольшее отношение.
В мире
СШA
Нас уверяют, что сравнительно недорогие энергоносители и электроэнергия, а также доступность финансовых ресурсов оживили промышленность и строительство в США. Стоимость американского жилья достигла уровня, наблюдавшегося до начала ипотечного кризиса, и оно вновь стало хорошим залогом по кредитам. Этот фактор работает как в пользу финансистов, так и в пользу стройиндустрии США. За 2013 г. строительство новых американских домов выросло сразу на 18,3%, до 923,4 тыс. штук. Однако предкризисный уровень американского строительства был почти на треть выше. В США наблюдается активность (со спросом на стальные трубы) в нефтегазовом секторе, загружена заказами аэрокосмическая промышленность (спрос на алюминий, титан, спецсплавы). Добился в прошедшем году 8%-го роста продаж автомобилей и американский автопром. Однако все эти промышленные достижения почему-то не приводят к росту регионального спроса на металл.
За 2013 г. выпуск стали в США снизился на 1,86%, до 87 млн т, а к докризисному уровню (2007 г.) он потерял уже 11,44%. При этом импорт стали в США за 2013 г. также снизился – на 4%, до 32,1 млн т (включая 24,8 млн т готового проката). Экспорт из США готовой продукции вдвое ниже, поэтому мало влияет на стальной рынок. Зато в последнее время более чем четверть американского потребления закрывается импортом стали. Однако через сложную систему таможенных ограничений успешно прорывается не так много стран: Южная Корея с поставками 3,17 млн т (+2%), Китай с 1,898 млн т (+15%), Япония – 1,894 млн т (-2%), Турция – 1,204 млн т (-11%) и Германия – 1,112 млн т (-13%).
Причина такой популярности импорта – в крайне высоких ценах стальной продукции американского производства, на 10–20% выше аналогичной импортной. Отметим также, что при заметном присутствии импорта на стальном рынке США загрузка собственных мощностей в последнее время колеблется на уровне 70–80%. Поэтому закрытие в США устаревших и нерентабельных металлургических заводов далеко не редкость.
В части цветных металлов, включая редкие и стратегические, в США ситуация сравнительно стабильная. В резерве есть многие горнорудные ресурсы и металлургические мощности, вплоть до самого высокого передела (по алюминию, титану и т.д.), но они ожидают лучшей конъюнктуры рынка цветных металлов, не желая работать на склад. А запасы эффективная экономика и власти США стараются минимизировать.
К примеру, Управление тыла Министерства обороны США (Defense Logistics Agency) многие годы уверенно распродает стратегические запасы кобальта, хрома, вольфрама и других металлов ввиду снижения спроса со стороны военно-промышленного комплекса США. А прочая индустрия США легко купит нужное сырье за рубежом: долларов США для этого сейчас более чем достаточно.
Тяжелее других сейчас, пожалуй, алюминиевым заводам – из-за крайне низких цен на свою продукцию они снова вынуждены искать пути снижения издержек. Впрочем, наименее рентабельные производства в США закрылись или заморожены еще в 2008–2009 гг. В целом основным показателем оздоровления американской экономики называют рост ВВП США. За 2013 г. прибавка ВВП оценивается в 4,1%, но ее еще предстоит проанализировать в части видов бизнеса – источников этого позитива. Напомним, что в последние годы в структуре ВВП США (по видам деятельности) строительство имело долю в 3–4%, а обрабатывающая промышленность – только 11–12%.
Евросоюз
Последние оценки роста совокупного ВВП 27 стран ЕС за 2013 г. составляют 0,4%. Этот крохотный позитив почти полностью обеспечивает Великобритания с ростом ВВП на 1,4% (доля строительства – около 6%, а обрабатывающей промышленности – 22%) и стабилизирует Германия с ростом ВВП на те же 0,4% (доля строительства – 5%, промышленности – 27%).
При этом Великобритания за год увеличила выплавку стали на 20,7%, а рост по отношению к докризисным временам составил 18,1%. Любопытно, что эту прибавку в основном обеспечили инвестиции из Индии и Таиланда (Tata Steel – в завод Port Talbot и SSI – в завод Teesside Steel). При этом импорт и экспорт стальной продукции в страну сравнительно невелик и сбалансирован. Особых надежд заработать на этом стальном рынке не наблюдается.
Германия практически не изменила выпуск стали в 2013 г., но за 5–6 лет снизила металлургическое производство на 12%. Страна многие годы является нетто-экспортером стальной продукции и имеет явный избыток мощностей.
У прочих стран ЕС ситуация с финансами, экономикой и стальным рынком весьма пестрая, но чаще проблематичная. Италия за год снизила производство на 11,6% (с 2007 г. – на 23,7%) и стала заметным покупателем российского металла. А многие малые страны и новички ЕС фактически полностью проиграли конкуренцию в металлургическом производстве, закрывают предприятия и становятся импортерами стальной продукции (Болгария, Венгрия, Сербия, Греция, Словения и т.д.).
Президент ассоциации Eurofer (и глава австрийской Voestalpine) Вольфганг Эдер в последние годы неоднократно отмечал наличие избыточных мощностей (до 30%) в металлургии Европы. Ситуация в ЕС меняется слабо, невзирая на то, что 11 июня 2013 г. Еврокомиссия приняла План действий для улучшения конкурентоспособности и устойчивости черной металлургии в Европе. В конце 2013 г. гендиректор Eurofer Гордон Моффат отметил дополнительные проблемы. «В Европе сложилась чрезвычайная ситуация с точки зрения энергетической и климатической политики. Нам крайне необходимы реальные политические решения, направленные на сокращение разрыва цен на энергоносители в ЕС и его основных конкурентах», – заявил г-н Моффат.
Невзирая на выход этого региона из острой фазы кризиса, экономическая ситуация в ЕС, включая металлургию и рынок металлов, в 2014 г. прогнозируется слабой. Eurofer, например, считает, что в 2014 г. потребление стали в ЕС вырастет на 2,5%. Никак не лучшую динамику спроса Европы можно прогнозировать и по цветным металлам.
Азия и Китай
В целом Азия в последние годы проде ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |