Металл для железных дорог
Пересечений интересов российских металлургов и железнодорожников не счесть. Последняя заметная новость на эту тему пришла с совещания у вице-премьера Игоря Шувалова, состоявшегося 21 марта. Перегруженный долгами «Мечел» предложил ОАО «РЖД» выкупить железную дорогу от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению. Железнодорожники согласны, если правительство РФ эту сделку оплатит, поскольку цена вопроса более чем солидная – около 70 млрд руб. Фактически речь идет о национализации железной дороги к Якутии – единственной крупной (до 320 км) дороги в РФ, строившейся на частные инвестиции.
Отметим, что о хроническом дефиците собственных средств на развитие ОАО «РЖД» сообщают уже давно, хотя многие годы компания выглядела устойчиво рентабельной (табл. 1).
При этом прямой вклад металлургии РФ в выручку железнодорожников на первый взгляд сравнительно невелик, поскольку металлы занимают около 6% в общем объеме перевозимых грузов. Однако с учетом повышенных тарифов (также перевозок руды и углей металлургии) фактическая значимость и стоимость металлургических перевозок много выше – до 20%. А это несколько сотен миллиардов рублей ежегодно.
Однако в последние два года ОАО «РЖД» показало значительный спад рентабельности работы и заговорило о дефиците финансов не только на перспективу, но и на текущую деятельность. Причем запрет повышения тарифов на ж/д перевозки в 2014 г. и текущий спад объемов перевозок становится для компании угрожающим. Сообщается, что инвестиционная программа РЖД урезана до предела, а экономия затрат идет везде, где только можно.
Впрочем, как обычно, российские власти пошли нашим железнодорожникам навстречу. На заседании правительства 14 ноября 2013 г. утверждена трехлетняя инвестиционная программа и финансовый план РЖД объемом в 1,2 трлн руб., включая 350 млрд руб. бюджетных средств. РЖД в 2014 г. разрешено увеличить на 58 млрд руб. общий кредитный портфель компании, до 685 млрд руб. Причем и этих средств уже не хватает. В феврале 2014 г. РЖД попросили у правительства дополнительное финансирование в размере 16 млрд руб. на программу развития БАМа и Транссиба – на вывоз растущей добычи кузбасского угля.
А сейчас срочно рассчитываются дополнительные затраты РЖД по строительству железной дороги в обход Украины протяженностью около 700 км (Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск), а также ж/д путей к мосту из Кубани в присоединенный Крым. По предварительным оценкам, это еще более чем заметные и внеочередные затраты (до 100 млрд руб.).
Все это означает, что инвестиции у наших железнодорожников будут, причем они в той или иной мере стимулируют спрос РЖД на стальную продукцию. А он российским металлургам более чем интересен. И в первую очередь – спрос на ж/д рельсы, который достигает 80% в закупках металла этой госмонополией (рис. 1).
История показывает, что закупки железнодорожников являются весьма нестабильными.
Само ОАО «РЖД» сообщало, что в период с 2004 по 2008 г. увеличило ежегодную закупку стальной продукции у российских производителей на 20%, до 1,64 млн т (в том числе сортового проката, преимущественно рельсов, – до 1,34 млн т).
Соответственно, с з ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |