Закат московской металлургии
Власти Москвы 27 августа 2015 года сообщили, что одобрили окончательные проекты строительства жилых комплексов на территории бывшей промзоны Московского металлургического завода (ММЗ) «Серп и Молот» по адресу Золоторожский Вал, вл. 11. Отметим, что под этим адресом числится почти сотня зданий, включая основные производственные цеха. В перечне, попадающем под жилую застройку, в частности, указано строение 31 – самый новый и самый крупный цех завода. Он, размером в несколько футбольных полей, вытянулся вдоль шоссе Энтузиастов более чем на полкилометра. Снос его и прочих зданий ММЗ планируется строительной компанией «Донстрой» осенью текущего года, поэтому можно говорить о полной ликвидации старейшего (с 1883 года) предприятия черной металлургии в столице.
Его намного меньший по масштабу «собрат», но также старейший (с 1899 года) и крупнейший представитель цветной металлургии в Москве – Московской завод по обработке цветных металлов – снесен еще полтора года назад, в апреле 2013 года. Естественно, также под торговую и жилую застройку.
Прощаясь с московской металлургией, напомним об истории, последних планах и реалиях этих предприятий.
От Гужона до Лужкова
Наследство француза, давным-давно обосновавшегося в Москве, включало небольшую гвоздильную мастерскую за Бутырской заставой. Но для его амбициозного сына – Юлия (Жюля) Гужона – оно оказалось явно недостаточным. В 1883 году он подал московским властям прошение «разрешить железопрокатное производство, с постановкой машин и станков, на вновь устраиваемом мною заводе».
Одобрение было получено и на участке между Рогожским Валом и Новой Андроновкой. Товарищество московского металлического завода начало масштабное новое строительство. Все построенное через пару лет сгорело при сомнительных обстоятельствах, но солидная страховка позволила не отказаться от затеи. В 1890 году была запущена в эксплуатацию первая мартеновская печь на мазуте. К 1913 году на заводе работали уже 7 мартеновских печей и несколько прокатных станов, а число металлургов превысило 2000 человек. Завод Гужона выпускал листовое железо, проволоку, гвозди, болты и многое другое. Мощность его по выплавке стали приблизилась к 100 тыс. т в год.
Хозяин завода, сохранивший французское подданство, не замыкался на металлургии – он был крупнейшим пайщиком Товарищества шелковой мануфактуры в Москве, членом Постоянной совещательной конторы железозаводчиков Московского биржевого комитета, Совета съездов представителей торговли и промышленности, далее – Московского военно-промышленного комитета. Биографы особо отмечают, что Юлий Гужон был бессменным (с 1907 по 1917 год) председателем Московского общества заводчиков и фабрикантов, объединявшего бизнесменов большей части Центральной России.
Помимо этого Юлий Гужон активно увлекался скачками, автомобилями, книгоизданием и, как благоверный католик, – помощью соотечественникам-французам. Но был весьма строг со своим персоналом, считая его недалеким. Как он утверждал, «русские рабочие в свободное время все равно ничем, кроме пьянства, не занимаются». А работали на слабо механизированном «костоломном» заводе в большей части выходцы из крестьян соседних с Москвой губерний.
После революционных событий 1917 года Юлий Гужон оказался на своей шикарной даче в Крыму, где через год был убит офицерами Добровольческой белой армии при загадочных обстоятельствах. Большевики национализировали его металлургический завод, а в 1922 году в честь первого юбилея революции он и получил современное название «Серп и Молот». Впрочем, явное оживление и модернизация ММЗ «Серп и Молот» началась только на первом этапе индустриализации СССР. Работы эти курировала «Главспецсталь», включавшая также заводы «Красный Октябрь», «Электросталь», «Днепроспецсталь», Челябинский, Златоустовский и Верх-Исетский метзаводы.
Авральные темпы проектирования и строительства обеспечили ввод в январе 1929 года нового крупносортного прокатного стана, а через 9 месяцев – среднесортного стана. В 1930 году был построен новый ремонтно-механический цех. Одновременно шла стройка еще десятка крупных производственных объектов – мощность ММЗ планировалось увеличить до 250 тыс. т металлопродукции в год.
Однако строительные и производственные планы (особенно в 1931 году) выполнялись не полностью. Завод попал «под особое наблюдение», и на него зачастили партийные и прочие проверяющие комиссии. К примеру, Московского комитета ВКП(б), которая, в частности, предложила «перенести центр тяжести культурно-политической работы в цех, бригаду и общежития рабочих». Более 5000 строителей и металлургов были охвачены встречными планами, повышающими коэффициентами, досрочными вводами и т.п. атрибутами стахановского движения.
В конце 1932 года на ММЗ с полуторагодовой задержкой были введены в строй цех холодной прокатки стали, калибровочный цех и котельная, в начале 1933-го пущен новый модельный цех.
В старых цехах (особенно – в сталепроволочном) заметно обновилось оборудование. Завод ликвидировал традиционное (гвоздильное и болтовое) производство и стал единственным в СССР предприятием, которое производило специальную и нержавеющую сталь, а из них – многие виды прутка, проволоки, плоского проката. Были освоены технология фасонного литья из стали Гатфильда, производство биметаллической продукции и выпуск хромистых сталей. ММЗ стал поставлять новую металлопродукцию для авиационных, автомобильных, тракторных и танковых заводов. В частности, приказом наркома тяжелой промышленности на ММЗ «Серп и Молот» была возложена задача полностью обеспечить качественным металлом Московский автомобильный завод.
За пятилетку с 1926 года объем производства на заводе вырос с 83,5 тыс. до 128,9 тыс. т. Однако главное – состоялся переход на выпуск более высокотехнологичной (более дефицитной и более дорогой) металлопродукции.
Площадь ММЗ «Серп и Молот» за время реконструкции выросла почти втрое (до 70 га), а территория завода была заасфальтирована. Длина железнодорожных путей завода увеличилась вдвое и составила 12 км, а на них появилось 5 новых паровозов. В автопарке завода в 1932 году было уже 19 автомобилей и 3 трактора, появились первые электрокары. Были проложены водопровод, паро- и нефтепровод, заменено электрохозяйство. Потребление электроэнергии на заводе возросло в 2,5 раза.
В 1934 году на мартенах предприятия снимали с квадратного метра пода печи 4,1 т металла (в Германии – около 5,2 т), что было рекордом для металлургии СССР.
Авторитет ММЗ в 1930-е годы рос на глазах. Из металлопроката, выпущенного на заводе, был создан знаменитый огромный памятник Мухиной «Рабочий и колхозница», им облицована станция метро «Маяковская», из серповской стали во многом были созданы самолеты для знаменитых перелетов полярников, Чкалова и др.
На предприятие, часто называемое «Магниткой на Садовом кольце» (хотя реально до него 2 км), зачастили советские поэты, писатели, художники.
В 1936 году ММЗ «Серп и Молот» находился в зените славы, стал победителем социалистического соревнования в отрасли, причем в первую очередь – «благодаря размаху стахановского движения на предприятии». Годовой план по выплавке стали завод выполнил к 2 декабря и пообещал сгоряча (в обращении на имя Сталина) сверх плана выдать еще 25 тыс. т стали и 15 тыс. т металлопроката.
Естественно, далее план – важнейший показатель социалистической экономики – был повышен, и в 1937 году ММЗ с ним уже не справился. Зато перерасходовал штатную численность и фонд оплаты труда. Вскоре на заводе были выявлены «вредители» социализма, на которых списали все проблемы производства. Слава «Серпа и Молота» стала меркнуть, и получение заводом ордена Ленина в 1939 году многими оценивалось как награда весьма запоздалая.
Центром развития советской металлургии стали многие новые и более мощные металлургические комбинаты.
В период Великой Отечественной войны ММЗ понес огромные кадровые потери специалистов, сталеваров и прокатчиков. Статистики этого периода практически нет, но широко известно, что масштабное производство высококачественного металла сохранили за счет привлечения стариков, женщин и молодежи до 16 лет. За обеспечение военной промышленности во время войны в 1945 году завод был награжден вторым орденом – Трудового Красного Знамени.
Важнейшие вехи послевоенных лет – разработка технологии применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали (Государственная премия СССР 1950 года). К 1960 году мартеновские печи были переведены с мазутного отопления на газовое. В 1963 году началось переоборудование мартеновского цеха в электросталеплавильный, были пущены и освоены установки электрошлакового переплава. В итоге выпуск металлопроката на ММЗ с 1945 по 1971 год вырос почти вдвое при освоении широкого спектра новых марок высококачественных сталей.
Новый этап заметного развития производства металлурги завода связывают с тем, что 3 октября 1973 года Совет министров СССР издал постановление №727 «О техническом перевооружении Московского металлургического завода «Серп и Молот» МЧМ СССР», подписанное председателем Сов-мина СССР А.Н. Косыгиным.
При реализации этой программы на территории завода появились новые здания: цех холодной прокатки нержавеющей ленты, новое отделение сортопрокатного цеха с прокатным станом 320/250, цех горячей прокатки полос и листов (ЦГППЛ) с уникальным прокатным станом 560. Хронологию этих работ мы чуть раскроем.
Мартены фасонно-литейного цеха были последовательно заменены современными электропечами к маю 1976 года. Далее на заводе было полностью прекращено мартеновское производство стали.
В 1983 году, в канун празднования 100-летия завода, он был удостоен ордена Октябрьской Революции «за большие успехи в выполнении заданий по выпуску металлокачественной продукции, улучшению технико-экономических показателей на основе реконструкции и технического перевооружения».
В 1984 году в сортопрокатном цехе вошел в строй прокатный стан 320/250. По составу оборудования и техническим характеристикам этот стан и цех – уникальные. Общая производственная площадь стана 320/250 – 62 тыс. кв. м, вместе с административно-бытовым корпусом цеха – около 100 тыс. кв. м.
В 1986 году в электросталеплавильном цехе была введена в эксплуатацию двухручьевая установка непрерывной разливки стали с получением квадратной заготовки и слябов.
В апреле 1990 года состоялось горячее опробование стана 1500 в ЦГППЛ, в 1991 году в том же цехе был пущен в работу стан 560.
Однако это была последняя заметная модернизация ММЗ «Серп и Молот». Новые и обновленные мощности завода не были в полной мере освоены. Еще в конце горбачевской перестройки сбыт продукции завода, как и ее производство, пошел на спад.
В этот период наибольших возможностей ММЗ сообщал об освоении видов металлопродукции, указанных в таблице 1.
Отметим, что при этом выпуск металлопроката на ММЗ традиционно производился не только из собственной стали. Завод частично использовал полуфабрикаты и подкат, выпущенные ЧМК «Мечел», МЗ «Электросталь», «Сибэлектросталь» и Златоустовским метзаводом, сокращая нагрузку на московскую экологию.
Покупателями продукции ММЗ в советские годы было множество предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, автомобильной, шарикоподшипниковой, станкостроительной, авиационной промышленности и т.д., вплоть до атомной и оборонной отрасли. Однако завод отмечал, что основной объем сбыта многие годы ему обеспечивали АвтоВАЗ, ЗИЛ, «Московский подшипник», Ногинский завод топливной аппаратуры, Ярославский моторный завод, МАЗ, Минский тракторный завод, Гродненский завод автомобильных агрегатов и т.п. Фактически – представители автомобильной промышленности, с распадом СССР также оказавшиеся в весьма кризисной ситуации. Экспорт металлопродукции ММЗ «Серп и Молот» в этот период также сократился до минимума.
В 1993–1996 годах предприятие, преобразованное в ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», из-за резкого спада продаж оказывается в тяжелейшем экономическом положении. Далее, в 1997–1998 годах, на заводе была реализована процедура внешнего управления (банкротства). При этом за 2 года произошло некоторое оздоровление производства с ростом выпуска стали в 2,5 раза, а металлопроката – в 5 раз. Завод начал строительство агрегата внепечной обработки стали фирмы «Фукс», рассчитывая закрыть спрос таких машиностроительных предприятий, как «Севмаш», ММПО «Салют», Уфимский моторостроительный завод, «Рыбинские моторы» и др. Численность персонала на нем превысила 4000 человек.
В 2003 году на «Серпе и Молоте» выпущено в общей сложности 42,8 тыс. т стали и 51,5 тыс. т металлопроката, но в том же году стало ясно, что производство накрыла новая волна кризиса. То, что завод перешел далее под управление известной горно-металлургической группы «Мечел», особо не помогло. Спад производства ускорился, а о рентабельности его в Москве речь уже не шла. К 2009 году выпуск и отгрузки металлопродукции ММЗ сократились практически до нуля (рис. 1).
Окончательная потеря ММЗ – не сюрприз для его потребителей. Строительство эстакады Третьего транспортного кольца Москвы над заводом еще с 2002 года отрезало от него треть территории и нарушило многие производственные связи. Особых протестов не было, поскольку фактическим собственником предприятия стало правительство Москвы. Огромный участок территории в 4 км от Кремля не давал покоя как чиновникам Лужкова, так и застройщикам.
Распоряжение правительства Москвы от 27 декабря 2006 года №2775-РП «О разработке концепции реорганизации и проекта планировки территории промышленной зоны №23 «Серп и Молот» фактически дало старт планам освоения этой территории. Параллельно было решено перенести часть мощностей ММЗ на территорию ГУП «Литейно-прокатный завод», находящегося в Ярцево (Смоленская область). При этом на московской площадке было обещано сохранить «производство легированной нержавеющей ленты, применяющейся в том числе в стратегически важных для государства отраслях промышленности – атомной и оборонной».
В 2011 году обнаружилось, что ММЗ «Серп и Молот» не в состоянии выпускать продукцию в рамках уже заключенных контрактов с крупнейшими заказчиками из «Росатома» и «Роскосмоса». Из-за прекращения поставок уникальной нержавеющей сварочной ленты на отечественных предприятиях было приостановлено изготовление атомных реакторов для строящихся российских АЭС. При этом заменить ленту импортными аналогами не представлялось возможным вследствие специфичных особенностей отечественных реакторов. Сварочная лента также использовалась в производстве двигателей для отечественных ракет-носителей, что могло повлечь за собой катастрофические последствия для российской космической программы и для обороноспособности государства в целом.
Но вновь было принято решение не вкладывать средства в бесперспективное производство в центре столицы, а перенести оставшееся производство на другое предприятие за пределами столицы.
Все земли «Серпа и Молота» с полуразрушенными цехами окончательно освободились от каких-либо обязательств.
В сентябре 2013 года был объявлен международный конкурс на развитие территории. На него изначально поступило 52 заявки от консорциумов, включавших 157 компаний из 17 стран мира. Портфолио всех команд были рассмотрены экспертами международного жюри, и 5 команд приступило ко второму туру конкурса.
В феврале 2014 года градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила строительство многофункциональной общественно-жилой зоны общей площадью 1,8 млн кв. м на месте бывшего предприятия. Площадь участка для застройки – 74,5 га. На территории завода будут построены жилые дома, апартаменты, коммерческие площади, общественно-деловой центр, школы, детский сад, поликлиника для взрослых и детей, паркинг. Проектом планировки также предлагается устройство внутриквартальных проездов, благоустройство и озеленение территорий. Комиссия сообщила, что после завершения стройки здесь будут жить 19 тыс. человек, работать – 16,3 тыс. человек.
Однако итоги международного конкурса были подведены позже, только в апреле 2014 года, а первое место среди архитектурно-планировочных концепций застройки территории завода «Серп и Молот» заняло голландское архитектурное бюро MVRDV. Сколько гектаров охватывает проект и сколько жителей он вместит – не уточняется. Главное, что инвестиции в него оцениваются выше 140 млрд руб.
А далее московскими чиновниками было выпущено разрешение на снос и застройку, с которого мы и начали эту статью.
Долгая жизнь металлургического завода, расположенного в нескольких километрах от Кремля подошла к концу. Завод давным-давно устарел, стал экологически опасным и конечно - безнадежно нерентабельным. Но прощаться с ним, знаменитым, навсегда - почему-то тяжело…
|