Минимально железные дороги?
При всех обвинениях в неповоротливости мощная сеть российских железных дорог (РЖД) многие годы и десятилетия остается весьма стабильным и надежным перевозчиком большей части грузов горно-металлургического комплекса страны. Но помимо этого РЖД остаются и весьма заметным потребителем продукции наших металлургических компаний. Особенно – ряда их специализированных производств.
Отметим, что в целом, невзирая на отдельные новые стройки, развитие российской сети железных дорог в последние десятилетия практически прекратилось. Пик перевозки грузов (2,14 млрд т), грузооборота (2,52 трлн тонно-км) и перевозки пассажиров (3,14 млрд человек) наши железные дороги пережили в далеком 1990 году, еще во времена СССР. К настоящему времени валовые показатели РЖД в среднем ниже на треть, но проявляют тенденцию к стабилизации. К примеру, по итогам 2015 года ж/д грузоперевозки снизились только на 1%, до 1,22 млрд т, а грузооборот вырос на 0,2%, до 2,3 трлн тонно-км.
Отметим, что за прошедшие 25 лет в стране на треть и более сократилась протяженность неосновных ж/д путей (необщего пользования). Дороги, ранее преимущественно обслуживавшие российские промышленные предприятия, стали короче 35 тыс. км. Но за все эти сложные годы остались в рабочем состоянии основные российские ж/д пути – общего пользования, что, безусловно, надо поставить в заслугу нашим железнодорожникам. Эксплуатационная протяженность этих дорог в России поддерживается на уровне около 85 тыс. км. Отметим, что это стабилизация на 3-м месте в мире, после США и Китая. По размерам территории мы, правда, почти равны им, вместе взятым.
Любопытно, что ж/д тенденции у этих «стран-конкурентов» в последние десятилетия прямо противоположные. США за четверть века сократили эксплуатационную протяженность своих ж/д путей более чем вдвое, а Китай, наоборот, добавляет к ним по 10% и более в год. Но как в этих странах, так и в остальном мире общая тенденция – опережающее развитие других видов транспорта. Прежде всего – рост экономичных морских (водных) перевозок и более удобных в логистике автоперевозок. В России тенденция в пользу стремительного увеличения объема автоперевозок аналогичная. Однако пока речь о вытеснении ж/д перевозок прочими видами транспорта в РФ не идет.
Сетью РЖД по-прежнему перевозится более 90% грузов горно-металлургического комплекса страны. К примеру, по итогам 2015 года общий объем ж/д перевозок черных металлов в РФ составил 71,4 млн т (-0,6%), железной и марганцевой руды – 109 млн т (+0,4%), кокса – 11,1 млн т (-6%), лома черных металлов – 15 млн т (-10,1%). Есть некоторый спад (в пользу автотранспорта) российских ж/д перевозок металлолома, а также ряда видов металлопроката строительного назначения, но он на этом рынке невелик и «погоды не делает».
Так что январское заявление главы НЛМК Владимира Лисина о том, что комбинат «намерен частично переориентировать грузы на коротких расстояниях с железнодорожного ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |