Нержавеющие перспективы 
Во всём мире выпуск и применение нержавеющих и прочих коррозионно-стойких сталей продолжает стремительно расти. По ноябрьскому прогнозу британского аналитического агентства MEPS International Ltd, мировое производство нержавеющей стали в 2018 году достигнет рекордного уровня 51,75 млн т, то есть прибавит 7,6% по сравнению с предыдущим, тоже рекордным, показателем.
MEPS ожидает дальнейшего увеличения мирового производства нержавейки и в 2019 году. Прогнозируется очередной рекорд на уровне 54,2 млн т, но с весьма скромным приростом менее 5% ввиду нарастающего процесса «торговых войн».
К настоящему времени среднегодовой темп увеличения мирового производства нержавеющей стали c 1950 года превысил 6% (рис. 1). И эта позитивная динамика в последние десятилетия обеспечена беспрецедентным ростом производства нержавейки в Азии, и прежде всего в Китае.
Согласно последним данным China Special Steel Enterprises Association (Stainless Steel Branch), выплавка нержавеющей стали в Китае с января по сентябрь 2018 года увеличилась на 8,5% к уровню годовой давности и составила 20,8 млн т.
В том числе производство классической аустенитной нержавеющей стали 300-й серии в Китае снизилось на 2,8%, до 9,4 млн т. Но выпуск 400-й серии хромистых нержавеющих сталей вырос на 12,7%, до 4,1 млн т, 200-й серии (с пониженным содержанием никеля) увеличился на 24,2%, до 7,1 млн т, и дуплексной (феррито-аустенитной) нержавеющей стали вырос сразу на 62,1%, до 0,114 млн т.
При этом оценка объёмов потребления нержавеющей стали на внутреннем рынке КНР составила 16,5 млн т, что на 9,5% превышает аналогичный показатель предыдущего года, то есть динамика спроса обгоняет увеличение предложения.
Оценка мирового производства нержавеющей стали, проводимая авторитетным International Stainless Steel Forum (ISSF, Брюссель), традиционно опаздывает. Пока по итогам первого полугодия 2018 года ISSF сообщил о расширении мирового производства нержавеющей стали на 13,3%, до 26,06 млн т. В основном – за счёт динамичного Китая, обеспечившего за этот период около 53% мирового выпуска нержавейки.
Другими странами опережающего развития этого производства в 2018 году были Индия, Южная Корея и Индонезия. Традиционные производства нержавеющей стали в США и странах ЕС покажут, по мнению ISSF и MEPS, незначительный рост объёмов на уровне 1–2% по итогам 2018 года.
Российское производство нержавеющих сталей остаётся весьма нестабильным, хотя и имеет в 2018 году позитивную динамику (рис. 2). По данным Росстата, выпуск нержавеющей стали в январе–октябре вырос на 9,77% в годовом сравнении и достиг 162,68 тыс. т. По итогам года прогнозируется изготовление около 200 тыс. т, что составляет всего лишь 0,38% от мирового производства нержавейки.
Производство в РФ металлопроката из нержавеющих сталей по итогам января–октября 2018 года, по данным Росстата, выросло на 9,94% в годовом сравнении, до объёма 99,45 тыс. т. Наиболее динамичным стал выпуск сортового проката (включая трубную заготовку), который увеличился на 19,4% до 82,2 тыс. т. При этом объёмы выпуска горячекатаного плоского проката в РФ продолжили снижение (-18,4%) и составили всего лишь 13,56 тыс. т. Х/к лист показал ещё более быстрый спад (-32,3%) до незначительного объёма 2,29 тыс. т. Официальная статистика сообщает также о выпуске профилей, штамповок, гибок и т.п. продукции из нержавейки дальнейшего передела в сравнительно стабильном объёме около 192 тыс. т, но явно с применением импортного проката.
Несколько другие экспертные оценки даёт ассоциация «Спецсталь». По её данным, с января по октябрь 2018 года объём российского производства проката из отечественной нержавеющей стали увеличился на 2,9% в годовом сравнении и составил 64,6 тыс. т. Весь прирост, отмечает «Спецсталь», обеспечил выпуск сортового проката, объём которого увеличился на 18,6%. Производство остальных видов проката сократилось. В частности, выпуск плоского г/к проката снизился на 10,6%, трубной заготовки – на 13,3% и плоского х/к проката – на 22%.
Спрос на нержавейку в России больше объёмов внутреннего производства, которое дополняется в последние годы растущим потоком импорта. В январе–сентябре 2018 года, согласно данным ФТС, импорт в РФ всех видов металлопродукции из коррозионно-стойких (нержавеющих) сталей вырос на 6,3% в годовом сравнении, до 302,5 тыс. т. В этом объёме поставки в Россию нержавеющей стали в форме первичных полуфабрикатов (заготовок) являются незначительными и их доля не превышает 1%. А основной поток нержавеющего импорта в РФ составляют готовый прокат и трубы (см. табл. 1–4).
Согласно таможенной статистике, в январе–сентябре импорт в РФ плоского проката из коррозионно-стойких сталей достиг 224,2 тыс. т (+5,5%), подорожав на 12,8%, до суммы около $519 млн. Ещё быстрее, с ростом в 2,3 раза, вырос объём импорта в РФ нержавеющих бесшовных труб, стоимость которого взлетела примерно до $132 млн.
Экспорт нержавеющей продукции из РФ с января по сентябрь 2018 года вырос на треть и превысил 6 тыс. т. Однако, уступая импорту почти в 50 раз, влияния на рынок нержавейки в РФ он практически не оказал.
При весьма позитивной динамике потребления нержавейки в РФ в последние годы тревожит неуклонный рост на нашем рынке доли импортной металлопродукции (рис. 3). По прогнозу на 2018 год в целом, за счёт неё будет удовлетворено более чем 80% общероссийского спроса на нержавеющую сталь.
Может ли кто-то в России противостоять миллиардному (в долларах США) торговому потоку зарубежной продукции, то есть импортозаместить зарубежный нержавеющий металлопрокат и трубы?
Сначала обратимся к итогам 2017 года, поскольку подведение итогов 2018 года обещает в этом производстве в РФ немалые перемены. Отметим, что выпуск нержавеющего металлопроката группой ВМК «Красный Октябрь» (с 2013 года контролирующей также и Златоустовский метзавод) в общей сложности составил около 66% российского производства. Аналогичную долю в 2/3 эти два предприятия имеют и по выплавке нержавеющей стали в РФ (рис. 4).
Другая заметная группа производителей нержавеющей продукции – российские трубные предприятия – сталь и металлопрокат практически не выпускают и являются их потребителями, поскольку работают на следующем переделе (рис. 5).
В 2018 году по итогам 9 месяцев доля игроков на рынке нержавейки РФ (включая трубные предприятия) существенно не изменилась. Снизили производство проката предприятия группы «Мечел» и Ашинский метзавод. Нарастили – метзавод «Электросталь» и Златоустовский ЭМЗ.
Среди трубников в 2018 году нарастили свою переработку нержавейки практически все основные производства, за исключением Волжского трубного завода и компаний «Техно Тюб» и «Балтинокс» (обе – Калининградскаяобласть).
Возвращаясь к главному – выплавке нержавеющей стали и производству проката в 2018 м году, отметим нарастающие проблемы основного российского производителя – Волгоградского меткомбината «Красный Октябрь».
История приватизации, смены собственников и банкротства Волгоградского металлургического завода (ВМЗ, позже превратившегося в ВМК «Красный Октябрь») является исключительно длинной и запутанной. Напомним, что завод побывал в собственности украинского предпринимателя Эдуарда Шифрина, далее – кипрских офшоров Lacoveta Management, Вrief-way Trading и компании «Русспецсталь» корпорации «Ростех». ВМЗ накопил к 2009 году долги более 7 млрд рублей ввиду хронической нерентабельности и стал банкротом (под процедурой наблюдения).
Новый исполнительный директор завода Дмитрий Герасименко, ранее занимавшийся поставками в РФ украинского металлопроката, активно занялся «оздоровлением» предприятия. Главным итогом его работы стал переход основных активов предприятия (в форме ВМК) в собственность его же швейцарского офшора – компании Red Oktober International SA. А также возникновение новых долгов ВМК перед этим офшором, торговым домом ВМК «Красный Октябрь» и даже перед Златоустовским ЭМЗ – наследником обанкротившегося Златоустовского метзавода.
Какая доля организационных усилий и новых кредитов досталась реальному производству, можно судить по динамике ж/д отгрузок продукции ВМЗ и ВМК «Красный Октябрь» в течение последних лет (рис. 6).
Очевидно, что ситуацию с производством в 2012–2016 годах в некоторой степени удалось стабилизировать. Однако к докризисным уровням и к приемлемой загрузке мощностей ВМК «Красный Октябрь» вернуться явно не удалось. И, естественно, к рентабельности производства в целом.
В августе 2016 года Дмитрий Герасименко был заочно арестован по делу о хищении кредита в $65 млн и объявлен в международный розыск. А в декабре 2017 года, как глава швейцарской компании-собственника, инициировал дело о банкротстве ВМК «Красный Октябрь».
В ходе многочисленных судебных разбирательств, споров об управляющих и кредиторах была озвучена сумма долгов предприятия в 10,653 млрд рублей. И даже погашена их небольшая часть (бюджету) «неизвестным лицом», которым вроде бы оказался ЗЭМЗ. Но налоговики в лице МИ ФНС России №2 Волгоградской области не согласились с их исключением из числа кредиторов. То есть процедуру единолично управляемого банкротства собственнику реализовать не удалось.
Развязка наступила в начале ноября 2018 года, когда Арбитражный суд Волгоградской области признал ВМК банкротом и ввёл на 6 месяцев процедуру конкурсного производства. Далее – наложил временный арест на акции ВМК. Хотя Дмитрий Герасименко и сообщил, что продал бизнесмену Павлу Кротову контроль в группе, владеющей ВМК «Красный Октябрь» и ЗЭМЗ, поскольку «исчерпал моральные и финансовые ресурсы в борьбе».
К концу месяца на ВМК «Красный Октябрь» была приостановлена работа главного цеха ввиду «отсутствия средств и подготовки к празднованию 120-летия предприятия».
В ситуацию вмешался Минпромторг РФ и волгоградские власти, уверенные в необходимости сохранить это производство, важное как для региона, так и для военно-промышленного комплекса России. Накануне юбилея (13 декабря) были выплачены долги по зарплате и согласовано финансирование предприятия государственным Промсвязьбанком. Но кто реально будет управлять процессом «оживления» незаменимого производства – остаётся неясным. Новому антикризисному ООО «Корпорация «Красный Октябрь», зарегистрированному 11 декабря и текущему руководителю - вице-губернатору региона Александру Сивакову, это будет непросто.
Вопрос импортозамещения нержавейки с вытеснением продукции конкурирующих китайских металлургов откладывается до лучших времён. На повестке дня лишь вопрос выживания крупнейшего российского производства коррозионно-стойких и специальных сталей. А мы, поздравляя с чередой праздников сотрудников меткомбината, желаем им нержавеющей стойкости и появления умелого руководства. Тогда перспективы сразу оживут... |