Чугунные реки и ручейки
Рынок чугуна всегда держался несколько в стороне от новомодных тенденций. Чугуном до сих пор не торгуют на биржах, цены на него меняются неохотно, а принципы производства так и вовсе стабильны столетиями.
Многие годы скучнее рынок было вообще сложно придумать: среднегодовой рост на 0,5–1,5% в течение десятилетий вплоть до начала XXI века – не самая впечатляющая динамика. «Китайское вторжение» несколько разнообразило картину, но с 2013 по 2017 год и оно практически топталось на месте. Хотя сейчас рост возобновился: в январе–октябре 2019 года китайский выпуск чугуна увеличился на 5,4%, до 675,18 млн т.
Российский выпуск чугуна с начала текущего века держится на уровне 50 млн т в год с некоторым спадом на период кризиса 2008 года. Небольшое сокращение объемов производства ожидается также по итогам 2019 года (рис. 1).
Стоит также отметить, что одновременно в нашей стране продолжается процесс расширения мощностей по производству стали без применения чугуна, с использованием металлолома и прямовосстановленного железа (DRI).
Крупным производителем горячебрикетированного железа (ГБЖ, международное обозначение – HBI), разновидности прямовосстановленного железа (ПВЖ, или DRI), являются предприятия компании «Металлинвест». Их объем производства ГБЖ/ПВЖ вырос на 12,1% по итогам 2018 года и достиг 7,8 млн т. В январе–сентябре 2019 года компания произвела 5,9 млн т ГБЖ/ПВЖ, что на 1,3% выше аналогичного показателя предыдущего года. Однако до 40% этого высококачественного сырья компания традиционно отправляет на экспорт. Российским потребителям, в частности Оскольскому электрометаллургическому комбинату, достается всего лишь 4–5 млн т этого «заменителя чугуна».
Много большие объемы выпадают на долю еще одного альтернативного сырья – черного лома. Его поставки российским потребителям, когда-то превышавшие 20 млн т, в последние годы плавно снижаются, хотя и остаются весьма значительными. К примеру, в 2018 году при суммарном объеме ломозаготовки в РФ около 23 млн т более 58% (13,4 млн т) черного лома поступило на наши металлургические предприятия, где он был переработан в сталь по современным и экономичным технологиям электроплавки.
Доля доменного процесса в общем объеме производства стали в России за последние десятилетия плавно сократилась и на текущий момент практически совпадает со среднемировой как по динамике, так и по значению (рис. 2).
Более того, налицо тенденция дальнейшего повышения роли электросталеплавильного производства, т.е. переработки ГБЖ и металлолома. Хотя отечественные меткомбинаты довольно давно жалуются на падающую доступность последнего. Предпринимаемые нашими властями шаги по ограничению его экспорта привели к сокращению поставок за рубеж в январе–сентябре 2019 года на 19%. Но есть большие сомнения в росте переплавки лома внутри страны: при опросе участников рынка, проведенном MetalTorg.Ru осенью 2019 года, более 60% ответивших говорили о сокращении российского ломосбора. Наша информация по железнодорожным перевозкам лома подтверждает эти ожидания: спад внутрироссийских поставок данного сырья за 11 месяцев 2019 года составил более 5%, а в адрес крупнейших потребителей – около 2,5%.
Возвращаясь к значению чугуна для черной металлургии, отметим, что Россия стала крупнейшим мировым поставщиком чугуна на экспорт, воспользовавшись трехкратным сокращением бразильских поставок за последнее десятилетие. По итогам 2018 года доля России в мировом экспорте чугуна достигла 43%, а в среднем за десятилетие мы обеспечивали более трети этих поставок (рис. 3).
В структуре же потребителей особенных изменений нет – главным покупателем чугуна в мире были и остаются Соединенные Штаты (рис. 4).
Неудиви ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |