Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


28.04.2022    Первые итоги санкций для металлургии



Так называемая «специальная операция» на Украине нанесла серьезный урон индустрии региона и в первую очередь – его металлургии. Мариупольский меткомбинат им. Ильича и «Азовсталь» оказались в эпицентре боевых действий и фактически разрушены. Работа оставшейся части черной металлургии Украины к середине апреля была наполовину приостановлена ввиду проблем с логистикой как исходного сырья, так и конечной продукции. Основные ранее перевозки отрасли – морем – прекращены полностью.

Российской черной металлургии также не удалось остаться в стороне от проблем. Как и вся страна, наши металлургические компании, их хозяева, грузопотоки и финансовые расчеты попали под мощный пресс санкций США и стран Евросоюза. Хотя справедливости ради отметим, что российская металлургия уже многие годы находится под десятками ограничений (пошлин, квот и т.п.) со стороны этих стран. Доля поставок на выгодные западные рынки составляла в разные годы 20–30% экспорта черной металлургии РФ и неуклонно вытеснялась в сторону продукции низких переделов. В целом же экспорт нашей металлопродукции последние годы был весьма диверсифицирован и осуществлялся почти в сотню стран мира.

Однако с началом спецоперации 24 февраля 2022 года жесткость антироссийских санкций начала неуклонно нарастать. Генеральный директор ММК Павел Шиляев в интервью «Интерфаксу» 28 февраля проблем еще не отмечал: «На данный момент мы пока не видим каких-то ограничений по отгрузке продукции, но на Черном море у нас в этом месяце был маленький объем. До конца II квартала мы пока не видим ограничений. Что касается остальных направлений – мы везде двигаемся планово и тоже пока ограничений никаких не имеем».

Другие источники в эти дни уже сообщали, что многие западные страны «боятся и покупать, и продавать – но это зависит от страны». В то время когда некоторые европейские страны – потребители российской стальной продукции полностью отказались от закупок металла, другие – активно увеличили их и пополняли запасы, вдвое нарастив покупки стали из РФ. «Суда на выходных уходили, контракты заключались, – подтвердил в конце февраля один из участников рынка, – но сейчас больше проблем с импортом, а не с экспортом. Многие стали просить предоплату в 100%, кто-то из судовладельцев отказывается везти в Россию». Но в целом по будущему оптимизма мало – пока никто не понимает, что будет дальше, отметил он.

«Северсталь» в первую очередь столкнулась с отказом европейских клиентов от закупок своей продукции из-за санкций в отношении основного владельца металлургической компании – Алексея Мордашова. Он вместе с рядом других российских бизнесменов, топ-менеджеров госкомпаний и чиновников экономического блока 28 февраля попал в обновленный санкционный список ЕС. Это означало заморозку персональных средств и активов в Евросоюзе. В частности, были заморожены все активы латвийской SIA Severstal Distribution в размере $33 млн. Более 50 тыс. т металлопродукции «Северстали» застряли на складах в Латвии, Эстонии, Финляндии, Польше, Бельгии, Нидерландах, Германии и Дании.

Далее в разные санкционные списки ЕС попали крупнейший акционер Evraz Plc Роман Абрамович, ХК «Металлоинвест» Алишер Усманов, ТМК Дмитрий Пумпянский, основной владелец ММК Виктор Рашников и многие другие. Началась конфискация яхт и недвижимости наших металлургических олигархов за рубежом. Банки США и ЕС частично заблокировали платежи российских горно-металлургических компаний по евробондам и прочие финансовые операции.

С 15 марта Евросоюз запретил весь импорт российской металлопродукции – за исключением цветных металлов, руды, чугуна, а также полуфабрикатов черной металлургии, таких как слябы и стальные заготовки. Отметим, что запрет на ввоз российской стали не распространялся на исполнение до 17 июня 2022 года контрактов, заключенных до 16 марта. Однако все поставки из России в марте, начиная с металлургического сырья, столкнулись с логистическими проблемами. Судовладельцы опасались рейсов в Россию, поэтому ставки фрахта на этих направлениях взлетели в разы. Также возникли проблемы оплаты поставок в евро и долларах США.

Сейчас появилась первая статистика за март, позволяющая оценить в цифрах потери российской металлургии от нарастающего потока западных санкций. В первую очередь это данные РЖД по перевозкам всех черных металлов (начиная с чугуна), включая ж/д отгрузки в экспортном направлении. Для полноты картины будет полезно взять ее за многие годы (рис. 1).



В период 2006–2021 годов доля экспортной продукции в ж/д перевозках черных металлов в РФ составляла 31–41% при среднегодовом значении 34%. В марте 2022 года эта доля снизилась до 29,3%, что на четверть меньше, чем в марте прошлого года (38,3%).

Наибольшие месячные потери (-45,8%) понесла ж/д отгрузка готового стального проката, прямо попавшего под санкции ЕС (табл. 1).



Причем поставки металлопроката на Запад за счет роста завоза в Литву в марте пострадали незначительно. Основной вклад в негатив оказал спад ж/д отгрузок, предназначенных для Турции, не присоединившейся к антироссийским санкциям.

На втором месте по снижению ж/д экспорта среди готовой стальной продукции – поставки стальных труб (табл. 2).



Отметим, что на Запад отечественные трубы в заметных объемах никогда и не отправлялись, а спад экспорта почти полностью обеспечен снижением закупок со стороны Казахстана.

Погрузка стальных полуфабрикатов на экспорт в марте практически не изменилась в годовом сравнении и вдвое превысила ж/д отгрузки готовой стальной продукции (табл. 3).



В плюсе оказались ж/д отгрузки слябов и заготовок для Бельгии и Тайваня, а в минусе – аналогичные поставки для Турции, Италии и Дании.

Мартовские ж/д отгрузки российского чугуна осуществлялись в адрес всего лишь 8 стран, причем в сумме они показали небольшой рост объемов (см. табл. 4).



На радость основным поставщикам – «Уральской стали» и «Тулачермету» – его обеспечила Турция, заказы которой на чугун в марте выросли сразу в 3,5 раза. Эта страна решила существенно сэкономить на недорогом российском сырье, сократив импорт стали и проката.

В заключение по красноречивой ж/д статистике марта отметим, что основная часть приведенного выше экспорта черных металлов – не конечная поставка покупателю, а только отгрузка в морские порты РФ. Где ввиду дефицита судов логистическая ситуация в марте сложилась весьма сложная.

К примеру, отгрузки черных металлов через порт Санкт-Петербург в марте 2022 года снизились на 49%, до 292,7 тыс. т. Лучше ситуация с перевалкой грузов металлургии в Усть-Луге, Калининграде и особенно – в Новороссийском порту, хуже среднего – в портах Азовского моря.

В целом российская стальная продукция и сырье продолжают перемещаться к европейским клиентам, хотя и заметно медленнее. Как сообщают источники в отрасли, действующие контракты выполняются, но быстро заполняются склады.

«Снизилась скорость таможенных процедур, не хватает вагонов и флота. Почти нет судов вместимостью 30–50 тыс. т, есть 5–10–15 тыс. т, а это мало для металла. Фрахт стал существенно дороже», – сообщают участники этого рынка.

По основным металлургическим компаниям РФ ситуация несколько различается. Активно экспортирует свою продукцию НЛМК, не попавший под персональные санкции. Основными для компании в марте были поставки стальных полуфабрикатов в ЕС (Бельгию) и Мексику. А «Северсталь», наоборот, практически полностью остановила свои объемные поставки в ЕС (около 2,5 млн т в 2021 году) ввиду блокировки как товаров, так и платежей. У других горно-металлургических компаний РФ спад экспорта меньше по причине большей доли сырья, большей ориентации на российский или азиатский рынок и т.п. Но все озабочены проблемами надежных расчетов за экспортируемую продукцию в долларах США или евро.

Напомним, что, по данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, в 2021 году ЕС импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Это всего лишь около 5% от годового производства ее в РФ (около 75 млн т). Но именно этот объем прямо попадает под санкции и должен быть переориентирован на Восток или Юг.

В финансовом отношении экспорт в ЕС продукции российской черной металлургии, включая чугун и полуфабрикаты, в прошлом году оценивался в €7,4 млрд ($8,1 млрд). Доля готовой стальной продукции составляла в нем более 70%, т.е. потенциальные потери отрасли превышают $5 млрд. Реально они будут чуть меньше ввиду острого дефицита полуфабрикатов и чугуна, цены на которые в Европе взлетели в 1,5 раза. Однако возможности полноценной оплаты всех объемов нашего экспорта остаются под большим вопросом.

Посредники в этих поставках не всегда могут помочь: к примеру – многочисленные трейдеры в «нейтральной» Швейцарии, которая также присоединилась к санкциям ЕС. Российские горно-металлургические компании ищут возможность перевода контрактов в китайские юани и даже в нестабильные турецкие лиры. С рядом стран началась проработка забытой схемы бартерных поставок.

Идет поиск новых рынков сбыта, на который понадобятся месяцы и годы. Пока же процесс «выпадения» привычных направлений и рынков продолжается. Неожиданно прекратила поставки ЖРС на Магнитку казахстанская (или люксембургская) компания Eurasian Resources Group. С 14 апреля ожидаемо ввела запрет на импорт любой продукции российской черной металлургии Великобритания.

Но более всего тревожат не экспортные потери, а внутрироссийская ситуация. Россия неизбежно столкнется с профицитом стальной продукции на внутреннем рынке на фоне ослабления спроса. В конце марта об этом заявила ассоциация «Русская сталь», которая прогнозирует падение спроса на внутреннем рынке в 2022 году на 30%, что много выше потерь от сокращения российского стального экспорта. Под санкции попали не только российские металлурги, но практически вся наша промышленность, серьезно зависящая от импортных комплектующих, компонентов, добавок и многого другого.

Процесс максимальной изоляции России от прочего мира стартовал, и конца ему пока не видно. Как сказала глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, экономика может существовать на старых запасах, но они конечны. Добавим, что, помимо запасов, в бизнесе не менее важно другое – надежные старые связи. Которые выстраиваются десятилетиями, как отмечал недавно глава НЛМК Владимир Лисин.

Поэтому согласимся с мнением нашего главного банкира: «Во втором – начале третьего квартала мы войдем в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса». В переводе на обычный язык – уцелеют не все.

Металлурги «транформируются» плохо, но история последних 35 лет показывает, что адаптируются лучше других. И вполне вероятно, что уже скоро в очередной раз сыграют роль одного из локомотивов обновленной экономики.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: