Состояние рынка цветных металлов (Часть II. Алюминий) В последние годы мировой рынок алюминия переживает едва ли не худшие свои времена. Цены на металл низки; краткосрочные их повышения сменяются продолжительными спадами. За 2001 год цена на алюминий на LME упала почти на 17 %. Падение продолжилось и в 2002 году: цены июля 2002 года были ниже январских на 2 %. Сейчас мировая цена на первичный алюминий колеблется на уровне около 1300$/тонну.
Общемировое производство первичного алюминия за первое полугодие 2002 года составило 12,7 млн. т. Причем предложение металла возросло на 4,1 %, тогда как спрос – всего на 3 %.
Стагнация или даже падение мирового рынка алюминия имеет много причин. Это и возраставшее год от года перепроизводство металла, рассчитанное на увеличение потребления со стороны автомобильной, авиационной промышленностей и строительства. И резкий спад в этих отраслях, связанный с экономическим кризисом (с осени 2001 года). Это и тот факт, что на биржах преобладают срочные контракты, цена которых определяется в соответствии с ожиданиями по объемам: любой неблагоприятный прогноз уже влечет обвал цен.
Складские запасы алюминия быстро растут уже в течении последних полутора лет, приблизившись к 1,3 млн. тонн и (при ограниченном спросе) негативно влияют на цены и рентабельность производств.
Реакцией на состояние рынка стало сокращение производства с начала 2001 года по настоящее время. За 2001 год мировой выпуск первичного алюминия снизился на 1,4 млн. т. В этом году крупнейшие мировые производители алюминия продолжают терпеть убытки. Алюминиевый гигант Alcoa по итогам первого полугодия 2002 года недополучил 45 % операционной прибыли по сравнению с соответствующим периодом 2001 года. Хотя конкурентоспособные цены Alcoa и ее программа сокращения издержек умерили негативное влияние сложных операционных условий на прибыль компании, ее показатели обеспечения долговых обязательств ухудшились; кредитные рейтинги компании понизились на порядок - с A1 до A2. Неблагоприятный прогноз был сделан и в отношении другого ведущего мирового производителя – компании Alcan. По мнению европейских экспертов, ситуация не изменится в ближайшее время: маловероятно, что цены покажут существенный повышательный момент до тех пор, пока не произойдет повышение спроса, не ликвидируется избыток складских запасов алюминия и не начнется их восполнение.
Даже Китай, чей аппетит на алюминий называют "ненасытным", начал, в условиях слабости мировой экономики, поставлять свои излишки на мировой рынок.
Экспорт российского алюминия на мировой рынок в 2001 году составлял около 92% от объема его производства. За первое полугодие 2002 года он упал по объемам более чем на 5%, а по суммарной стоимости на 19%. Однако эта статистика (Госкомстата и ГТК РФ) явно не охватывает всей ситуации в отрасли. Пресловутая схема толлинга и другие «приемы» явно и существенно занижают в статистике как объемы реального российского производства, так и экспорта алюминия.
Тем не менее, на фоне глобального упадка мировой алюминиевой промышленности, ситуация для российских производителей выглядит более оптимистично. Во первых, - отметим, кстати, малый, но все же рост потребления алюминия на внутреннем российском рынке. Во вторых, неплохие конкурентные позиции российских предприятий на мировом рынке.
В настоящее время в алюминиевом комплексе России сформировались две экономически мощные вертикально-интегрированные компании: "Русский Алюминий" и "СУАЛ-холдинг". На их долю приходится более 90 % общероссийского производства глинозема и первичного алюминия. Эта реструктуризация российской алюминиевой отрасли является логичным следствием интеграции страны в мировую экономику, для которой характерна глобализация. В настоящее время в мире насчитывается всего около десяти крупнейших алюминиевых компаний, которые определяют ситуацию на мировом рынке алюминиевой продукции. Причем "Русский Алюминий" уверенно входит в их число и контролирует более 10 % мирового производства алюминия, а «СУАЛ» приближается к уровню этой десятки.
Производство алюминия очень энергоемкое; и иногда его называли "консервированным электричеством". Традиционно в России доля электроэнергии в себестоимости первичного алюминия много превышала зарубежные показатели. В первом полугодии 2001 года она составляла в среднем 60 % против 40%. Однако благодаря усовершенствованию технологии затраты на электроэнергию удалось сократить. Уже в первом квартале 2002 года западный показатель был равен 24 %, в то время как на предприятиях "СУАЛ-холдинга" он составил 30 %, а согласно отчету "РусАла", сделанному в первом квартале 2002 года, эту цифру удалось довести до 12 % (!). Доля затрат на сырье в себестоимости продукции "Русского Алюминия" составляет, как и на Западе, теперь подавляющую часть – порядка 46 % (так что об энергоемкости производства можно говорить много меньше).
Что касается расходов на заработную плату, в России она занимает всего 9 % себестоимости, в то время как в зарубежных компаниях – 12 %. В итоге, по заявлению "Русского Алюминия" в том же отчете, рентабельность его производства составила 25 % - против 0,8 % у Alcan и 7,18 % у Alcoa.
Все это позволяет пока ведущему российскому производителю – "Русскому Алюминию" – сохранять устойчивые позиции на мировом рынке. В 2002 году компания начала реализацию нескольких крупных, в том числе совместных, проектов, направленных на укрепление своих позиций. Прежде всего это сотрудничество с одним из наиболее перспективных партнеров на международной арене – Китаем. Оно касается, во-первых, проекта совместной разработки крупнейшего в мире месторождения бокситов "Диан-Диан", требующего инвестиций на сумму свыше 1 млрд. долларов; во-вторых, совместного строительства алюминиевого завода в Сибири, в Иркутской области, стоимость которого колеблется от 1,2 до 2 млрд. долларов, а запуск запланирован на 2007 год. Мощность предприятия должна будет составить 500 тыс. т алюминия-сырца и 275 тыс. т обожженных анодов. Оно, по плану, будет поставлять дешевый алюминий на китайский рынок. Помимо этого "РусАл" намерен участвовать в тендере на право приобретения 29 % акций государственной индийской компании National Aluminium Co. Ltd, известной под названием Nalco.
Отметим и активные работы «СУАЛ» в России, например по расширению сырьевой базы поризводства. Идет активное освоение освоение Средне-Тиманского бокситового месторождения в Коми. Мощность его приближается к 1 млн.тонн в год, завершается строительство железной дороги (157 км), обеспечивающей вывоз руды.
Что касается менее крупных российских производителей алюминия – Волховский алюминиевый завод (ОАО «Металлург»), ОАО "Волгоградский алюминий", - по итогам первого полугодия они почти сохраняют привычные объемы производства. Но их положение так же неустойчиво, как и любого другого производителя на современном рынке алюминиевой продукции.
Традиционной особенностью российского производства алюминия является дефицит основного сырья – бокситов и глинозема и сильная зависимость от зарубежных производителей. Общий российский дефицит сырья традиционно оценивается в 2 млн. т. в год. Один только "Русский Алюминий" в 2001 году импортировал более 2 млн. т глинозема из стран СНГ (Украина, Казахстан) и примерно 1,2 млн. т – из дальнего зарубежья. Сохраняет он близкие темпы экспорта и в 2002 году. Это вновь указывает на отсутствие на уровне Госкомстата и ГТК РФ достоверной и полной статистики по российской алюминиевой промышленности (сырье, производство, экспорт/импорт).
Прогноз
Благоприятные прогнозы о значительном повышении цены в течение 2002 года, сделанные под влиянием небольшого улучшения конъюнктуры рынка в начале года, себя не оправдывают. Более того, за первое полугодие произошел стремительный рост складских запасов алюминия, так что ожидать скорого развития рынка нет оснований. Положение усугубляется общим спадом в мировой экономике, в частности в отраслях, на которые приходится основная доля потребления металла. Пока сокращение мирового производства недостаточно и не способствует «подъему» рынка. Хотя в перспективе, усиливает конкурентные позиции российских производителей.
Пока алюминиевая промышленность, как в мире, так и в России, остается целиком зависимой от цен и динамики спроса на свою продукцию.
Для российского рынка и потребителей алюминия, алюминиевого проката и метизов, отметим благоприятное снижение и стабилизацию цен, а также возможности расширения сфер применения алюминия. Это особо важно на фоне 20-30% роста цен на черный металлопрокат с начала 2002 года.
|