Перспективы рынка кремния и его сплавов
C начала 2004 года на рынке кремния наметились странные и противоречивые тенденции. Произошли любопытные события как на нашем внутреннем рынке, так и на рынке мировом.
У нас, в России, весной в производстве кремния и феррокремния (ферросилиция) наметились два противоположных организационных изменения.
К первому апреля "РУСАЛ" наконец-то нашел покупателя на Братский завод ферросплавов (дочку БрАЗа) имеющую мощности около 10 тыс. тонн металлургического кремния и 40 тыс. тонн ферросилиция в год. Названная причина продажи - большая выгодность импорта необходимого для производства кремния в Китае. РУСАЛ сообщает, что осуществляет экспорт китайского кремния уже с 2001 года, поэтому покупателя на это ферросплавное производство искал более полугода.
Другой наш крупнейший холдинг - СУАЛ схожее производство закрывать совсем не планирует. Более того - наращивает его мощности. Так в I квартале 2004 года производство кремния в СУАЛе выросло на + 6,9%.
Крупнейший российский производитель ферросилиция - "Кузнецкие ферросплавы" в апреле приобрела "Юргинские абразивы" и планирует перепрофилировать этот завод именно на производство ферросплавов. Кстати, 12 мая 2004 года решено выплатить дивиденды акционерам "Кузнецких ферросплавов" по итогам прошлого года, что является показателем хорошей рентабельности предприятия.
Похоже, что вопрос "выгодно производить ли в России кремний?" оценивается совсем неоднозначно. Внесла свой "вклад" и ценовая лихорадка этого сектора мирового рынка в 2004 году. Она способна окончательно сбить с ориентиров производителей. Сейчас перспективы мирового рынка кремния и феррокремния стали почти непредсказуемы.
Применения и перспективы
"На слуху" большинства читателей массовых СМИ применение кремния как основы целой гаммы полупроводников - от солнечных батарей до компьютерных процессоров, поэтому этот материал - основа большинства "высоких технологий". Тоннаж мирового производства высокочистого полупроводникового кремния растет уже несколько десятилетий со средними темпами до 20% в год и аналогов среди других редких металлов не имеет. Однако, общее количество производимого в мире высокочистого кремния только недавно превысило 20 тысяч тонн в год. По тоннажу это только 5% мирового производства технического кремния и около 0,2% производства ферросплавов на его основе. Но по общей стоимости эта доля на порядок выше. Подробнее чистом о кремнии для электроники - во врезке к этой статье, а сейчас вернемся к более массовым его применениям.
Опережающими темпами (около 8% прироста в год) растет применение чистого кремния и его соединений в химической промышленности. В последние десятилетия США и другие развитые страны быстро развивают технологии производства гаммы силиконовых (кремнийорганических) материалов, применяемых в производстве пластмасс, лакокрасочной продукции, смазок и т.п.
Однако большая часть применений кремния в мире (почти 80%) остается традиционной - это лигатура при производстве гаммы специальных сталей (электротехнических, жаростойких) и различных сплавов (силумины и т.д.). Значительная часть кремния и его сплавов применяется в черной металлургии, как весьма эффективный раскислитель сталей.
В черной металлургии преимущественно применяются ферросплавы и прочие сплавы кремния. Они дешевле и технологичнее в применении, а содержание железа (а в ряде случаев и алюминия) при этом не столь критично. В состав электротехнических сталей, как правило, входит 3,8-4,2% кремния, поэтому только эти сталелитейные производства в мире потребляют в качестве лигатуры более 0,5 млн. тонн кремния в год. Другое значительное применение феррокремния (включая также силикомарганец и сложные композиции) - это эффективные и сравнительно недорогие раскислители сталей.
В цветной металлургии (и химической промышленности) шире применяется металлический магний. Наибольшее применение он находит в качестве лигатуры упрочненных алюминиевых (силумины) и магниевых сплавов.
Некоторое применение находит кремний (как карбид кремния и сложные композиции) в производстве абразивных и твердосплавных изделий и инструментов.
Мировой рынок
Общее производство кремния и ферросплавов в мире в последние годы растет темпами, опережающими динамику развития как черной, так и цветной металлургии. Соответствующие показатели за 2002/2003 год приведены в Табл.1.
Территориально производства кремния в мире слабее привязаны к источникам сырья, чем у других металлов. Кремний является одним из наиболее распространенных в природе элементов (до 30%) и содержится в большинстве минералов и руд. Необходимые месторождения кварцитов и кварцевых песков есть в очень многих странах мира. Однако, для получения более качественного продукта или для повышения показателей рентабельности, выгоднее использование сырья с максимальным содержанием кремния (вплоть до 99% SiO2). Столь богатые месторождения крайне редки и по всему миру активно и давно используются конкурирующей стекольной промышленностью. Последняя, правда, неохотно перерабатывает сырье даже с минимальным загрязнением железом, но в производстве ферросплавов оно мало критично. В целом по миру обеспеченность кремниевых производств сырьем считается высокой, а соответствующая доля затрат в его себестоимости незначительной (менее 10%).
Основной особенностью этих производств является их крайне высокая энергоемкость (12-18 кВт.час/кг), поэтому среди ведущих мировых производителей кремния долгие годы прежде всего были представлены страны с развитой энергетикой (и недорогой электроэнергией), например маленькие Норвегия и Исландия. Значительны при производстве кремния затраты по топливу (коксу).
В последние десятилетие развитые страны заметно сдают свои позиции в мировом производстве феррокремния/кремния. Показательна при этом ситуация на рынке США, где с 1993 года в отношении России, Украины, Казахстана, Бразилии, Китая и Венесуэлы действовали антидемпинговые пошлины на импорт феррокремния. Суд международной торговли США (US CIT) в 1999 году отменил большинство запретов по этому импорту, однако борьба за американский феррокремний не закончена. Судам и разбирательствам по этому рынку во всем мире не видно конца. Особо жесткой к импорту является позиция ЕС. К примеру с конца 2003 года на металлический кремний действуют пошлины (23,6% - ОАО "Братский аллюминиевый завод", 22,7% - ООО "Суал-Кремний-Урал" и ЗАО "Кремний", 23,6% - остальные компании)
А на американском рынке очередная петиция американской компании Globe Metallurgical Inc. и профсоюзов United Steelworkers Union и International Union of Electronic, Electrical, Salaried, Machine and Furniture Workers, с требованием провести антидемпинговое расследование против импортеров металлического кремния принята к рассмотрению в начале апреля 2004 года.
Пока идут споры, полезно рассмотреть прошедшие изменения ситуации на рынке США, где металлургия кремния многие годы развивалась опережающими темпами (см. Табл.2).
По данным статистики можно констатировать, что сокращение применения кремниевых ферросплавов в черной металлургии США идет много быстрее, чем рост импорта. Связано это с сокращением или стагнацией многих американских сталеплавильных производств, поэтому рынок сбыта для феррокремния США за 5 лет заметно сократился. Пока США (под импортеров) удается удерживать позитивную динамику только для производства металлического кремния, находящего более широкий и наукоемкий спектр применений. Однако рентабельность 4х американских производств кремния сравнительно низка.
На первые позиции этого сектора мирового рынка металлов быстро выходят развивающиеся страны. Ведущие страны феррокремниевого производства это Китай, Россия, Украина, и Бразилия. Даже в производстве металлического кремния - Китай и Бразилия уверенно обогнали Францию, США и Норвегию.
Выделяется и очень агрессивен на мировом рынке Китай. Динамика роста производства кремния и феррокремния в Китае в последнее время превышает +20% год, а страна в целом уже контролирует более 35% мирового рынка этого металла. Причем, коньюктуру этого рынка Китай не просто отслеживает - он активно на нее влияет.
В России в 2003 году было выпущено 760 тыс.тонн феррокремния (108,2% к 2002 году)
Крупнейшим его производителем в стране является ОАО "Кузнецкие ферросплавы" (в 2003 г. - 336,3 тыс. тонн). К примеру, на проданном ферросплавном производстве БрАЗа в 2003 г. было произведено феррокремния в 10 раз меньше.
Несмотря на выгодные цены в I квартале 2004 года российское производство феррокремния составило только 93,1% от аналогичного периода прошлого года. Спад этот, в основном, был обусловлен подорожанием кокса и снижением на 31% производства на ЧЭМК (до уровня 58,9 тыс.т). Другие основные производители феррокремния за квартал заметно увеличили производство: "Кузнецкие ферросплавы" на 12% (до 96,1 тыс.т.), Серовский завод ферросплавов на 27% (до 10,5 тыс.т)
Металлического кремния в России в 2003 г. было произведено около 70 тыс. тонн. При этом на предприятия "СУАЛ-Холдинга" приходится более 70% его отечественного производства (50,9 тыс. тонн в 2003 г.). Производство его на БрАЗе составило менее 8 тыс.тонн. В I квартале 2004 года российское производство кремния выросло на 6,9% и достигло 14 тыс. тонн.
Цены рынка кремния
Динамика мировых цен на феррокремний несколько лет особо не выделялась. Цены плавно росли, чуть подогреваемые растущим спросом. Кремний и феррокремний в Китае был постоянно дешевле, чем у других производителей, особенно в ЕС и США.
Однако в 1 квартале 2004 года на этом рынке последовал настоящий "взрыв" с ростом цен на 35-42% (на феррокремний) и на 22-28% (на металлический кремний). Мощные скачки цен в Китае шли за считанные дни. Причем, в отличие от других ферросплавов, ни дефицита, ни роста цен на кремниевое сырье в мире не наблюдалось. Типовое оправдание, что в начале года из-за дефицита электроэнергии встал ряд китайских ферросплавных заводов, также в объяснение ситуации не годится. Цены полузакрытых рынков США и ЕС "отыграли" синхронно китайским ценам, а это первый признак спекулятивной игры.
Удивительный случай возник в конце марта, когда китайские цены на металл и 75%-ферросплав сравнялись, хотя себестоимость производства чистого металла почти на треть выше (см. Рис.2). А ситуация, когда металл в Китае стоил 105% от ферросплава, продлилась почти до конца мая! Словом на рынке кремния идет мощная торгово-спекулятивная война, причем наибольшие выгоды в ней достаются, конечно, крупнейшему производителю.
Сейчас Китай "обваливает" цены на эту продукцию. К примеру, цены на 75% феррокремний упали на 34% только за 2 недели июня. Так что, примеру "Русала" (по продаже или свертыванию этого производства), вполне могут последовать многие другие производители кремния, как в мире, так и у нас в стране.
Даже под защитой квот и антидемпинговых пошлин (например, в ЕС и США) национальным производителям его совсем не сладко. Мало того, что цены Китая всегда ниже. Сейчас, в конце июня, они (для 75% феррокремния) ниже американских цен более, чем вдвое. При растущей стоимости энергоносителей во всем мире производство кремния и ферросплавов по "китайским ценам" становится просто нерентабельно.
Перспективы и как с ними бороться
Перспективность производства кремния и его сплавов не вызывает никаких сомнений. Феррокремний является самым крупнотоннажным и выгодным ферросплавом, а спектр применений металлического кремния растет год за годом. Здесь уверенно проглядывается сверхвысокий передел, поскольку этот металл - основа целых направлений "high-tech" для ХХI века и далее.
За такие перспективы вполне стоит бороться. Китайский дракон на мировом рынке кремния не только проснуляся, но и "показывает зубы". Раскачка рынка и демпинг - налицо, поскольку энергоемкое производство феррокремния и кремния никаких экономических преимуществ в Китае не имеет.
Монополизацию со стороны Китая рынок металлов уже получил в части вольфрама (производства твердых сплавов и т.д.) и редкоземельных металлов (супермагниты, редкое легирование и т.д.). На этих рынках Китай исходно имел существенное преимущество по рудным запасам, а сейчас осваивает их высокий передел и выпуск конечной продукции. Конкурирующие производства в мире сворачиваются если не ежемесячно, то ежегодно. Самые "дальновидные" - переносят производство в Китай.
В части цветных металлов следующий этап китайской экспансии на мировой рынок специалисты прогнозируют по алюминию, магнию, кремнию (аэрокосмические отрасли, электроника и т.д.). В части черных металлов его влияние и на мировой рынок также уже более чем заметно.
Оценивать принципы, по которым Китай "продвигает" свою металлургию - не предмет этой статьи. Отметим, что они далеко не всегда рыночные.
Вопрос заключается в том, как быть российскому производству кремния и ферросплавов?
Ответ - развиваться! Россия имеет неплохие конкурентные преимущества по сырью, отличные - по энергоносителям. Важно только, чтобы в переговорах с ВТО, Евросоюзом и прочими их потребителями, мы наши преимущества сохранили. Нам, как северной стране с холодным климатом, жизненно необходима недорогая энергия (электричество, нефть, уголь) Иначе - никаких перспектив! Все будет продано на уровне сырья, а о российской индустрии (переработке и высоких технологиях) можно будет забыть. С демпингом надо уверенно (как и другие страны) бороться. Тем более по очень перспективному кремнию!
Электронное будущее кремния
Современные и перспективные информационные технологии (компьютеры, электроника, телекоммуникации и т.д.) базируются и будут базироваться на применении полупроводникового кремния. Другие более новые полупроводники (арсенид галлия, фосфид индия и т.д.) или давно используемые (германий, селен) составят минимальную долю этого рынка еще многие десятилетия. После некоторого спада в 2001 году мировой рынок полупроводникового кремния вновь растет впечатляющими темпами (+14% в 2002 году, +16% в 2003 году, достигнув объема более 24 тыс.т в год, при ценах в 20 раз выше, чем у металлургического кремния.
Знакомый металлургам технически чистый кремний (до 98,5% Si), чаще получаемый восстановлением кремнезема коксом в дуговых электропечах, для нужд электронной промышленности совершенно не годится Очистка кремния до 99,99% и далее идет через сложные и наукоемкие технологии, например, производства, очистки и восстановления тетрахлорида кремния, далее- через зонную очищающую переплавку слитков металла или выращиванием кристаллов. Именно на этих этапах образуется добавленная стоимость кремния высокой чистоты, выше металлургической на 1-2 порядка. Широкое применение в мировой электронике находит чистый поликристаллический кремний и много реже - монокристаллы кремния. При этом материалы для полупроводников составляют около 75% этого рынка, а материалы для солнечных батарей около 20%.
Наиболее востребованы сейчас полуфабрикаты - прецизионные (шлифованные) кремниевые пластины диаметром до 300 мм на базе которых создаются самые современные микросхемы (размер элементов до 0,065 мкм). Только в 2003 году в мире введено 5 новых таких производств.
Более 90% мирового рынка поликристаллического кремния контролируют 10 крупнейших компаний из США, Японии, ФРГ и Италии. Отметим, что география их производственных мощностей гораздо шире и уже достигла Китая. По объемам выпуска лидируют Hemlock Semiconducror, Tokuyama, Waker Sitronics, ASiMI, Mitsubishi Materials Polysilicon и MEMC. Новые игроки на этом рынке появляются редко (американская SGS -с 2002 года). Причина этого не только в большом стартовом объеме инвестиций (в SGS более $1млрд), но прежде всего в том, что постоянно устаревает "know-how" выпуска современной и конкурентоспособной продукции. Та же SGS - дочка ASiMI" (США) и "Silicon Technology" (Норвегия).
Вернемся к российской ситуации по производству полупроводникового кремния.
К своему распаду СССР выпускал около 12% мирового производства поликристаллического кремния, что составляло около 1150 т в год. После распада страны, большая часть его производства осталась в Украине (Запорожский титано-магниевый комбинат), часть - в Киргизии (завод "Кристалл"). Российские производства - Подольский химико-металлургический завод и Красноярский завод цветных металлов в общей сложности имели около 25% былых мощностей. Однако и они тогда пережили мощнейший кризис, как в части сырья, так и сбыта своей продукции.
На подмосковном ПХМЗ, к примеру, объем производства по монокристаллическому кремнию упал до 15-25%, по поликристаллическому - до нуля! Завод в 90е годы "выручили" иностранные партнеры, обеспечив его давальческим сырьем и проторив дорожку для экспорта 90% продукции. Однако только сейчас, в ограниченном сортаменте, ПХМЗ восстанавливает выпуск продукции на уровне 15-летней давности. Причина - неблагоприятные условия производства (тарафы на электроэнергию и т.д.) и отсутствие заметных инвестиций на модернизацию производств
Любопытнее ситуация с кремнием в Красноярском крае. Там реализуется проект века - программа "Кремний России", который будет производится в ранее закрытом Красноярске-17 на Красноярском горно-химическом комбинате (КГХК). Многие годы там идет строительства завода поликристаллического кремния. Далее планируется организовать производство монокристаллического кремния и кремниевых пластин. Неоднократно сообщалось, что общая мощность по кремнию составит 3000 тонн в год (что выведет это производство на 4-5е место в мире). Директор производства Василий Жидков сообщал в мае 2003 года, что завершение строительства будет в 2004 году. Однако позже, в письме начальника Департамента конверсии атомной промышленности господина А.Н.Антонова сообщалось "...в г. Железногорске Красноярского края в составе ФГУП "Горно-химический комбинат" строится завод полупроводникового кремния (ЗПК), из состава которого выделен первый пусковой комплекс с вводом в эксплуатацию в первой половине 2005 года объемом производства поликристаллического кремния до 200 тн/год с последующим развитием этого производства до 500 тн/год".
Какова же, собственно, мощность этого производства и есть ли его полный проект? А деньги на него?
Отметим, что само-собой подразумевается, что квалификация в металлургии кремния ученых и инженеров-атомщиков Красноярска вполне достаточна, а будущая продукция ГМК - будет конкурентоспособна. Мы понимаем, что с ГХК снят оборонный госзаказ по оружейному плутонию, и что коллективу очень нужна загрузка. Злословить в этой ситуации никак не хочется, но закрытость проекта и отсутствие серьезных партнеров очень тревожат. При огромном количестве разговоров и рекламы у Минатома России за 10 лет нет реализованных проектов по конверсии схожих производств.
А вот проваленных проектов - более чем достаточно. Можно например вспомнить "Балтийскую кремниевую долину" в г.Сосновый Бор (мощностью 20 тыс.т. кремния в год), получившую в 1998 году одобрение РАН и многих других. Финансировать этот проект, помнится, должен был арабский Оман.
Впрчем хватит о "проектах века". Нам по душе, скорее " оживление" реального производства ПХМЗ, чем очередное многолетнее и дорогостоящее строительство. Даже элементарная, но непредвзятая экспертиза суперпроектов показывает их полную несостоятельность. Для них государство и местные власти абсолютно теряют механизм контроля своих инвестиций, а мы, потребители, не находим и следов казенных средств.
Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 12)
|