Из всех отраслей цветной металлургии особый интерес представляют предприятия алюминиевой промышленности. Данный интерес обусловлен целым рядом причин:
активный передел собственности и сопровождаемые его экономические и политические скандалы и т.п.
После либерализации отечественной экономики в начале 90-х отечественные производители смогли предложить на мировые рынки огромное количество алюминия. Это было связано, прежде всего, с тем, что внутреннее потребление сильно сократилось вследствие разрушения прежнего механизма хозяйствования и развившегося общеэкономического кризиса. За время проведения реформ в отрасли несколько раз разгорались алюминиевые войны, противостояния, которые сопровождались огромным числом конфликтов (в этой связи достаточно упомянуть такие громкие имена, как братья Черные, А. Быков, М. Живило и еще ряд персоналий). И это не удивительно, достаточно представить себе порядок сумм, ежегодно обращающихся на этом рынке, то становится очевидным пристальный интерес предпринимателей к данной отрасли.
Начиная с 1992 года объемы российских поставок на мировой рынок росли прогрессирующими темпами и к 2000 году достигли около 3.4 млн. тонн.
Это не могло не сказаться на цене и как видно из представленной ниже динамики стоимость алюминия на лондонской бирже за это же время снизилась в 2.5 раза. Западные производители и трейдеры алюминия после начала русской экспансии заняли глухую оборону, изредка проводя контрмеры против "захватчиков". На вооружение они взяли методы и прямого шантажа (ограничивая производство глинозема - отечественные производители около 50% сырья импортируют), и методы ценовых войн (период с 1992 по 1994 год цены на алюминий держались на столь низком уровне, что производство его на некоторых отечественных предприятиях стало практически убыточным).
Это не произвело практически никакого влияния на развитие отечественной алюминиевой промышленности: темпы роста экспорта сохранились. Заняв в общей сложности 13% мирового рынка к 2000 году многие российские компании вступили в фазу реорганизаций, слияний и реструктуризации бизнеса. Причем эта тенденция характерна и для западных компаний - недавние слияния Alcoa с Reynolds, переговоры о слиянии Pechiney и Alcan, закончившиеся неудачей, и еще ряд подобных примеров свидетельствуют об общей глобализации рынка. К чему приведет такая глобализация однозначно ответить сложно, но можно предположить, что основные схватки на этом рынке еще впереди.
Ниже представлена динамика производства алюминия крупнейшими мировыми производителями и доля рынка каждой страны в общемировом производстве.
Таблица 1
Общемировое производство алюминия
Страна |
Производство алюминия по годам, тыс. тонн |
Доля рынка, % |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
США | 4042 | 3695 | 3299 | 3375 | 3577 | 3603 | 3700 | 16,7 |
Россия | 2700 | 2820 | 2670 | 2724 | 2874 | 2906 | 2960 | 13,3 |
Канада | 1972 | 2308 | 2255 | 2172 | 2283 | 2327 | 2340 | 10,5 |
Китай | 1100 | 1220 | 1450 | 1680 | 1770 | 2000 | 2200 | 9,9 |
Австралия | |
...
...
...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку
Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©