Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


13.09.2006    Российский алюминий: что консолидируем?



В конце августа в СМИ двумя волнами прошли сообщения о готовящемся слиянии обеих российских алюминиевых компаний -РУСАЛа и СУАЛа - между собой и с Glencore International AG. По слухам, сделку одобрил даже президент России.

Стоят за этим реальные договоренности или это всего лишь хорошо приготовленная газетная «утка», пока не ясно. Но, руководствуясь принципом «дыма без огня не бывает», попробуем разобраться, какова значимость такого объединения, к каким последствиям оно приведет для рынка российского и мирового? И в каком вообще состоянии находится алюминиевый рынок?

По окончании II квартала увидели свет полугодовые отчеты компаний и различных статистических служб.

Одна из самых авторитетных в «алюминиевом» мире экспертных групп – International Aluminium Institute (IAI) – сообщила о неуклонном росте объемов рынка: за первые шесть месяцев 2006г. в мире выпустили более 16 млн т первичного алюминия, что почти на 1 млн т больше, чем год назад (15,13 млн).

Производство росло во всех регионах мира, за исключением Западной Европы. Там продолжается целенаправленное избавление от энергозатратных и экологически вредных производств, к которым относятся электролизные заводы. Такая политика привела к снижению объемов выпуска на 4,6% в сравнению с уровнем 2005 года.

Китай, напротив, продолжает стремительно наращивать мощь своих производителей – выпуск алюминия поднялся на 17,5%, до 4,29 млн т, что составляет уже 26% от всего выпущенного в мире алюминия. Громкие заявления властей КНР о стремлении к сдерживанию галопирующего роста экономики страны в целом и алюминиевой промышленности в частности пока остаются только на бумаге.

Что касается потребления алюминия, по информации World Bureau of Metal Statistics (WBMS), в первом полугодии 2006 года мировой дефицит алюминия составил 87 тыс.т, а один из мировых лидеров – канадская Alcan - заявляет об ожидаемом дефиците в 300 тыс.т по итогам 2006 года.

Китай оказался единственной страной, где алюминия в рассматриваемый период был избыток - около 300 тыс.т. Причем это касается как первичного металла, так и готовых изделий – еще в 2005 году КНР стала нетто-экспортером алюминиевых полуфабрикатов. Единственной неосвоенной технологией остается выпуск листового алюминия, который пока импортируется к количестве около 480 тыс.т в год, тогда как экспорт не превышает 200 тыс.т в год. "Китаю не хватает поставок тонко- и толстолистового алюминия, и ежегодно нам не хватает производства около 700 тыс.т. Производство листового алюминия требует высоких технологий, а такие производственные линии с современными технологиями в основном находятся в развитых странах," - считает заместитель председателя Китайской ассоциации цветной металлургии Пань Цзячжу.



Кстати, а как Россия (т.е. РУСАЛ с СУАЛом) чувствует себя на фоне стремительно развивающегося восточного соседа?

Надо отметить, весьма недурно. До Китая мы, конечно, не дотягиваем, но и в тени не теряемся. По данным IAI, Россия вместе со странами Восточной и Центральной Европы (Украина, Сербия, Словения и пр.) занимает третье место в мире по объемам производства алюминия, выпустив 2,1 млн т за I полугодие 2006 года.

Доля России в данном регионе близка к 90%, поскольку ближайший «преследователь» – Украина – выпускает около 120 тыс.т алюминия, но этот металл учитывается российской статистикой, ведь украинский монополист – ЗАлК – принадлежит СУАЛу. Аналогичную по мощности промышленность Румынии IAI не учитывает, а остальные страны производят 30-60 тыс.т алюминия в год.

Впрочем, есть и другая точка зрения иностранных экспертов на объемы российского производства. Геологическая служба США (USGS) не сообщает полугодовых данных, но ее оценка прошлогоднего производства алюминия в России – 3,65 млн т. При сравнении с данными РУСАЛа и СУАЛа оказывается, что американцы «потеряли» почти 70 тыс.т.

По мнению отечественных статслужб - ФСГС и Минпромэнерго - производство алюминия в России за первые 6 месяцев 2006 года выросло на 2,4%. А производители опять дают немного другую статистику: по их информации, рост производства составил 1,9%, т.е. разница с государственной статистикой составляет около 10 тыс.т алюминия. Это меньше, чем у USGS, но все-таки около полумясяца работы для такого предприятия, как Саяногорский алюминиевый завод.

Потребление алюминия во всех ипостасях (первичный, сплавы, готовая продукция) в России составляет, по разным оценкам, 600-1000 тыс.т в год. Крупнейший российский производитель – РУСАЛ – придерживается средних значений: по его сведениям, в 2006 году потребление будет равно 835 тыс.т.

«По разным оценкам» - вообще типичнейшая для российского рынка ситуация. Широкий разброс данных присущ даже информации об объемах производства внутри отдельных компаний. И грешат этим все участники рынка.

СУАЛ в собственных пресс-релизах о результатах деятельности приводит данные, что объем производства первичного алюминия предприятиями Группы за шесть месяцев 2005 и 2006 годов достиг 517,8 и 525,9 тыс.т соответственно. В официальных же отчетах Группы за тот же период приведены совсем другие цифры: 458,2 и 465,5 тыс.т в 2005 и 2006 годах соответственно. Причем, если говорить о первичном алюминии, т.е. о чушках и слитках, то выяснится, что в первом полугодии 2006 года их было выпущено всего 325,7 тыс.т металла, а год назад – 330 тыс.т. Недаром СУАЛ по каждым пресс-релизом помещает примечание следующего содержания: «Сведения, размещенные на Интернет-сайте Группы СУАЛ, являются, по мнению компании, достоверными и полными на момент их публикации.»

За РУСАЛом подобных грехов не замечено, зато объемы производства первичного алюминия и литейной продукции с высокой добавленной стоимостью (т.е. не слитки) настойчиво указываются единым параметром.

Впрочем, сведения об истинных объемах производства на предприятиях важны только статистикам и акционерам.

А вот по какой цене эти компании реализуют свою продукцию, должно интересовать в первую очередь государство, так как основной российский налог – НДС – платится именно с продаж. Но активы СУАЛа принадлежат то ли SUAL International (о-ва Британской Виргинии), то ли новообразованной Sual Limited (Великобритания), а РУСАЛ – зарегистрированной на о. Джерси RUSAL Limited. Поэтому ни прибыль, ни цены алюминия нашей страны не касаются. Тем не менее, знать потенциал и обороты этих корпораций полезно, хотя бы для понимания перспектив нашей промышленности.

Заглянув в отчеты компаний, хочется пожалеть РУСАЛ, который, оказывается, гораздо слабее СУАЛа в области продаж. Если компании Вексельберга удалось продать свою продукцию в первой половине 2006 года по средней цене 2270 $/т, то Дерипаска получил всего лишь $2040 за тонну.

Впрочем, как и положено олигархам, себя они все же не обделили. Согласно статистике ФТС РФ, средняя стоимость вывозимого из страны первичного алюминия составила 1530 $/т! Средняя цена металла на Лондонской бирже металлов за январь-июнь 2006 года больше этой величины почти на 70% и равна 2563 $/т. Судя по всему, в Европу едет исключительно лом цветных металлов. В чушках.

Причем едет в количестве, сильно превышающем весь объем внутреннего производства – таможней зафиксирован вывоз 2,11 млн т первичного алюминия, тогда как алюминия во всех проявлениях в стране было выпущено меньше на 13%, а первичного алюминия – на 40%.

Откуда уже третий год берется «лишний» алюминий, остается невыясненным. Хорошо известно, что экспортеры лома декларируют свой товар как первичный металл или изделия, но собрать порядка 0,3-0,9 млн т лома за полгода в России – задача весьма непростая. Особенно если вспомнить, что начало 2006 года было щедрым на морозы, совсем не стимулировавших сбор лома.

Какое же будущее ожидает «отечественного производителя» при сохранении современных методов работы?

В принципе, до тех пор, пока будет сохраняться существующая конъюнктура, можно считать, что нашим алюминиевым гигантам ничего не угрожает. А, стало быть, нет и стимулов менять экстенсивный путь - наращивание мощностей - на интенсивный – их модернизацию и диверсификацию бизнеса.

Но именно по этой причине амбициозные и пафосные заявления о претензиях России на место лидера алюминиевой промышленности в случае образования монополии РУСАЛ-СУАЛ, по сути, безосновательны.

Оба нынешних мировых лидера – Alcan и Alcoa – имеют производственную базу, рассредоточенную по всему миру, а не сконцентрированную в одном регионе. Это позволяет компаниям не зависеть от прихотей руководителя конкретной страны, а также значительно снижает транспортные затраты. Российские же производители крайне слабо представлены в других регионах, преимущественно – в добывающей отрасли.

Вторая черта, слабо выраженная у отечественных компаний – вертикально-интегрированная структура, при которой значительная часть производимого первичного алюминия перерабатывается на своих же заводах в конечную продукцию. Российские компании, напротив, до последнего времени предпочитали избавляться от «непрофильных» активов. Сосредотачиваясь и застревая на нижней ступени промышленной эволюции. Были проданы прокатные заводы в Белой Калитве и Самаре, оба алюминиевых холдинга охотно рассуждали о перспективности «концентрации на производстве первичного алюминия». Только стремительный рост и непредсказуемое поведение цен на цветные металлы прекратили (или отложили?) попытки РУСАЛа избавиться от баночного производства.

Слухи о грядущем слиянии двух российских алюминиевых производителей усиленно муссируются СМИ, известнейшие деловые газеты стараются опередить друг друга в освещении сделки, которая полностью состоит из предположений и допущений. Коммерсант 21 августа сообщил, что подписан меморандум о слиянии, 30 августа Financial Times проинформировала о возможном присоединении к процессу глиноземных активов Glencore, 11 сентября Газета.ru назвала даже дату объединения – 1 октября. Двенадцатого сентября Ведомости заявили об угрозе срыва сделки, а на следующий день Вексельберг встретился с Путиным, обсудив перспективы металлургической отрасли, и впервые официально сказал, что "идет переговорный процесс". Следуя такой логике развития событий и опыту Мордашова, как бы не оказалось следующей новостью сообщение о полном срыве договоренностей.

В том случае, если слияние все-таки состоится, кроме пресловутого «лидерства» по объемам выпуска первичного металла, больше, собственно, гордиться будет нечем – обрабатывающая промышленность по-прежнему остается «на задворках», и вытаскивать ее оттуда никто не собирается. А это значит, что страна продолжит быть сырьевым придатком для «развитых государств». Зато произойдет первая в стране реальная консолидация металлургических активов, и появится возможность рассуждать об «участии России в общемировых процессах».

Если же все сорвется, у Вексельберга останутся (в утешение) не только яйца Фаберже, но и нефть ТНК-BP, южноафриканский марганец и многое другое…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: