Алюминий: с сырьем или без?
Сырьевой рынок цветной металлургии – один из тех немногих, где цены пока еще определяются балансом спроса и предложения. Тем не менее, иногда даже производственные причины вызывают такие колебания цен, которым может позавидовать любой фондовый рынок.
Цены на глинозем – основное сырье для производства алюминия – в последние годы менялись неоднократно и довольно существенно. Но что было причиной этого и как влияла стоимость сырья на цену конечного продукта? Попробуем ответить на эти вопросы.
При огромном количестве алюминийсодержащих минералов рентабельной оказывается только переработка высококачественного алюминиевого сырья. Это глинозем (максимально очищенная окись алюминия), получаемый как продукт переработки немногих алюминиевых руд: бокситов и нефелинов. Крупнейшими залежами бокситов, доступными для разработки, обладают Гвинея и Австралия – 8,6 и 7,9 млрд т соответственно (по оценке Геологической службы США). Эти страны и являются крупнейшими мировыми экспортерами бокситов и глинозема. Относительно крупными запасами бокситов – 2,5 млрд т – располагают Ямайка, Бразилия и Китай. Российские запасы – 0,25 млрд т – на этом фоне практически теряются.
Суммарная добыча бокситов в мире в 2006 г. составила порядка 177 млн т, производство глинозема – 71 млн т, а выпуск алюминия – 33,2 млн т. Все последние годы алюминиевая промышленность достаточно активно и гармонично развивалась: по сравнению с показателем 2000 г. производство алюминия выросло на 38,5%, глинозема – на 36,6%, добыча бокситов – на 39,4%. Но на самом деле эта гармония – «средняя температура по больнице». Региональные рынки, особенно незабываемого всеми Китая, бурлили так, словно на дворе эпоха промышленной революции.
Рынок КНР
Как хорошо видно на рис. 1, по мере превращения бокситов в алюминий география производств меняется в соответствии с расположением глиноземных и алюминиевых заводов: резко падает доля африканских государств и Австралии, стремительно увеличивается вес промышленно развитых государств.
Однако, помимо распределения перерабатывающих мощностей по миру, эти графики позволяют заметить интересную тенденцию: доля КНР в производстве по мере удаления от алюминиевого сырья возрастает с 11% до 27%, что существенно выше, чем у любой другой страны и даже региона. Схожими показателями могут похвастаться только высокоразвитые в промышленном отношении державы. Налицо сильный перекос алюминиевой промышленности ряда регионов мира в сторону высокопередельной переработки при нехватке собственного сырья.
Отсутствие собственного сырья в Европе и США изначально закладывалось в планы развития западных алюминиевых компаний. А поскольку основная добыча бокситов в сырьевых регионах мира велась, как правило, при прямом их участии, то и производственные мощности отвечали их потребностям.
На бурно растущий Китай, опоздавший «к столу», явно никто не рассчитывал.
Достоверной информации о том, насколько хватало Китаю собственных бокситов в начале 1990-х гг. и ранее, нет. Однако уже в 2000 г. обеспеченность собственным сырьем алюминиевой промышленности КНР скатилась до 80%, и в дальнейшем неуклонно снижалась, тогда как в остальном мире наблюдалось перепроизводство как бокситов, так и глинозема (таблица 1).
В Китае к 2003 г. обеспеченность страны собственным сырьем упала ниже 60%, а в 2006 г. уже практически половина алюминия изготавливалась из импортируемого сырья. Причем чаще всего – по схеме толлинга (сырье взамен на товар). В стране нарастали экологические проблемы и обострялся дефицит электроэнергии, причем явно не в интересах внутреннего рынка.
Эта ситуация на фоне растущего экспорта алюминия из страны вызвала серьезное беспокойство у правительства КНР, которое в конце 2006 г. стало активно вводить дополнительные налоги на вывоз первичных металлов. Понимая, что эти меры способны лишь немного снизить темпы толлингового производства алюминия, правительство КНР с помощью подконтрольной ему Chalco занялось активным развитием рудной базы. В конце 2005 г. компания подписала с P.T. Antam Tbk соглашение о совместной разработке месторождения бокситов в Индонезии. В марте 2006 г. выиграла тендер на право разработки богатых бокситовых месторождений в районе Aurukun на севере австралийского штата Квинсленд (потенциальная производительность – 7,5 млн т бокситов в год). А летом высокопоставленный представитель корпорации заявил, что Chalco планирует принять участие в тендерах по разработке залежей бокситов в Австралии, Вьетнаме и Бразилии. Также компания ведет переговоры по разведке и добыче бокситов в Гвинее и созданию СП с Vietnam National Coal Corp.
Из негосударственных производителей заметную деятельность по поиску источников сырья развила Qingtongxia Aluminium Group, второй по величине в КНР производитель алюминия. Компания сообщила о том, что 13 марта 2007 г. получила одобрение правительства на осуществление инвестиций в проект индийской Ashapura Minechem Ltd, который должен будет обладать производительностью порядка 1 млн т глинозема в год. Суммарные инвестиции в СП должны составить более $650 млн, строительство предприятия предполагается начать в течение двух лет.
Тем не менее цены на глинозем на внутреннем рынке КНР остаются существенно выше, чем на мировых рынках, например в Европе (рис. 2), несмотря на то, что в ноябре 2006 г. правительство снизило налог на импорт глинозема с 5,5% до 3%.
Рынок России
Российские проблемы с алюминиевым сырьем оказались весьма похожими на китайские.
Российские РУСАЛ и СУАЛ являются одними из крупнейших в мире производителей первичного алюминия при сравнительно малых запасах собственного сырья.
Заметные сырьевые ресурсы есть только у СУАЛа (СУБР, « Боксит Тимана» и другие). А РУСАЛ традиционно закупает основную часть глинозема в ближнем и дальнем зарубежье. Поиски собственного сырья привели его к приобретению добывающих активов в Гвинее (Alumina company of Guinea, Compagnie des Bauxites de Kindia, Compagnie de Bauxites et d’Alumine de Dian-Dian), Гайане (Aroaima Mining Company) и Австралии (20% доля в Queensland Alumina Rafinery).
Объем добытых всеми предприятиями РУСАЛа бокситов в 2006 г. «вырос» на 29% и составил 7,37 млн т, производство глинозема составило 3,93 млн т, а производство алюминия – 2,77 млн т (+2%). Дефицит по собственному глинозему составил около 1,5 млн т.
У СУАЛа аналогичные показатели составили 5,78 млн т бокситов (+6,9%), 2,31 млн т глинозема (+0,9%), 1,06 млн т алюминия (+1,4%). Фактически СУАЛу, в отличие от РУСАЛа, сырья хватает.
Очевидно, что аналогично китайским компаниям РУСАЛ продолжает поиски стабильных поставщиков сырья. Приватизация РУСАЛом государственной горнодобывающей компании Республики Гайана АМС позволит российской компании увеличить свои мощности по добыче бокситов до 8,7 млн т к 2008 г. Кроме того, РУСАЛ и правительство Гвинеи достигли соглашения о приватизации боксито-глиноземного комплекса во Фрие мощностью 600 тыс. т глинозема и 2,8 млн т бокситов.
В Италии РУСАЛ приобрел 56,2% акций глиноземного завода EurAllumina. Пакет акций был выкуплен у Rio Tinto, оставшаяся часть принадлежит международному трейдеру Glencore.
Последним заметным шагом РУСАЛа (для обеспечения сырьем) явилось решение о создании компании «Российский алюминий». Слияние с СУАЛом, у которого есть избыток бокситов, и с глиноземными активами Glencore выглядят для этого вполне закономерно.
Благодаря этой сделке российские производители получают возможность продолжать увеличивать мощности по производству первичного алюминия, по-прежнему избегая глубокой переработки металла. Впрочем, в условиях нарастающего дефицита сырья и удорожания алюминия, подобная ориентация сулит владельцам компании неплохие дивиденды.
Звания самого необычного события на глиноземном рынке России в 2006 г. заслуживает скандал на Ачинском глиноземном комбинате: с января по июль на предприятии «приписывалась» статистика по объемам производства. К примеру, к августу 2006 г. РУСАЛ недосчитался 13,8 тыс. т глинозема. «Это было не одноразовое действие или заблуждение руководства, а сознательное и систематическое искажение информации», – заявил генеральный директор глиноземного дивизиона Павел Овчинников. В сентябре решением руководства компании управляющий директор Ачинского глиноземного комбината Владимир Аникеев отстранен от должности, а ряд сотрудников АГК получил выговоры.
Сырьевая стратегия РУСАЛа, далее – «Российского алюминия», создание которого планируется к 1 апреля, выглядит вполне обоснованной.
Напомним, что с декабря 2006 г. начал работу первый пусковой комплекс (мощностью 71 тыс. т) нового предприятия – Хакасского алюминиевого завода (ХАЗ). Общий объем инвестиций в проект составил более $750 млн, а проектная мощность завода составляет 300 тыс. т алюминия в год. Это требует дополнительно до 600 тыс. т глинозема ежегодно.
Мировой рынок
Рассматривая мировой рынок в целом, стоит отметить достаточно странную взаимосвязь цен глинозема и алюминия. Причем она скорее обратная, чем традиционная: не цена конечного продукта меняется в соответствии с колебаниями стоимости сырья, а цены на глинозем растут вслед за ценами на алюминий. Однако в 2006 г. глинозем уже не смог угнаться за спекулятивной ценой алюминия (рис. 2), и стала очевидна другая закономерность, от которой в цветной металлургии уже успели отвыкнуть: цены на глинозем напрямую зависят от темпов развития добывающей и перерабатывающей промышленности.
Когда в 2000–2002 гг. темпы роста добычи бокситов и производства глинозема опережали развитие алюминиевой промышленности, цена за тонну глинозема не превышала $200. С 2002–2003 гг. на этом рынке стал заметен Китай со своей быстрорастущей алюминиевой отраслью. Добывающая промышленность перешла в лагерь «отстающих», а цены на глинозем пошли вверх (рис. 3).
Баланс рынка резко изменился в 2006 г. Избыток сырья на рынке сформировался, когда в строй вошли заводы Comalco, Alcoa World Alumina и Chemicals (AWAC) в Pinjarra, Alunortе. Производство глинозема в КНР (пусть и из импортных бокситов) резко выросло, а прогнозы обещали четырехкратное (до 6 млн т) увеличение выпуска продукции, что фактически обвалило рынок. Цены упали с $600 до $200 за т. Скорректировать их в сторону повышения (до $350 за т в Европе и $500 за т глинозема в Китае) смогла только общенациональная забастовка в Гвинее, начавшаяся 10 января 2007 г., и дальнейшее введение военного положения в стране.
Перспективы
По сути, все прогнозы развития событий на рынке глинозема и алюминия сводятся к прогнозам развития китайской промышленности. По мнению исполнительного директора компании River Edge Non-ferrous (США) Питера Диниина (Peter Deneen), мощности по производству глинозема в Китае вырастут с 13,7 млн т в 2006 г. до 20 млн т в 2007 г., 25 млн т в 2008 г. и 29 млн т к 2009 г.
К 2008 г. 50% прироста будет обеспечиваться, по мнению П. Диниина, за счет увеличения мощностей Chalco. На заводах Chalco будет выпускаться 11,3 млн т глинозема в год, новые три завода Chalco обеспечат прирост еще на 1,6 млн т, а объемы выпуска независимых производителей, как ожидается, составят 12,8 млн т. Таким образом, совокупная мощность китайских производителей глинозема достигнет 25,7 млн т в год. В тройку крупнейших независимых глиноземных заводов войдут Chiping Xinfa (2006 г. – 1,85 млн т, 2008 г. – 2,5 млн т,) Weigiao (2006 г. – 0,5 млн т, 2008 г. – 1,8 млн т), Nanshan (2006 г. – 0,07 млн т, 2008 г. – 0,8 млн т).
По мнению Диниина, в результате КНР станет практически независима от импорта глинозема, его стоимость снизится к концу 2006 г. до $200 за т и останется на этом уровне в 2007 г.
Близкого мнения придерживается Jacynthe Cоtе, главный исполнительный директор Alcan Bauxite & Alumina: «К 2011 г. Китай войдет в тройку мировых лидеров по производству глинозема, наряду с производителями в Латинской Америке и Австралии, или даже займет лидирующую позицию. И это будет колоссальным сдвигом по отношению к 8 млн т в год в 2005 г. И все же даже при столь стремительных темпах развития Китай останется в положении чистого импортера глинозема (порядка 5 млн т в год)».
Аналитики Metall Bulletin также обещают сохранение ценового прессинга в сфере цен на глинозем в течение по меньшей мере двух лет, указывая на избыток материала на рынке. Роста цен они ожидают только тогда, когда из-за падения цен ниже уровня прибыльности ($200–225 за т) начнется сокращение производства. По их мнению, под наибольшим ударом окажется Китай, который будет наращивать импорт бокситов, по причине низкого качества внутренних месторождений. Глиноземные комбинаты, не принадлежащие Chalco, продолжат закупки из Индонезии, Австралии и Индии. В январе в Китай было экспортировано порядка 1,6 млн т бокситов, что в пересчете на 2007 г. соответствует ошеломляющему показателю – 19 млн т.
Прогнозы цен на глинозем различных аналитических групп приведены в таблице 2, а от редакции добавим, что при тех темпах роста перерабатывающей промышленности КНР, которые продемонстрировала статистика за январь 2007 г. (рост производства алюминия на 35%), на снижение цен глинозема до $200 алюминиевым заводам остается только надеяться.
В этих прогнозах мало учитывается нарастающий дефицит качественного исходного горнорудного сырья в мире, т. е. хороших месторождений бокситов. Цены их за пять лет поднялись с $20 до $28 за т, и эта тенденция сохраняется. Но эта доля неспособна внести заметный вклад в перечисленные прогнозы цен глинозема, хотя западные аналитики традиционно (по сырью) их занижают.
Скачки цен на бокситы и глинозем могут возникать вновь и вновь ввиду временных и локальных его дефицитов. В мире идет глобальный процесс перераспределения сырья в пользу Китая и других развивающихся стран, и сюрпризы здесь вполне возможны. Для алюминиевого сырья основная стоимость образуется на этапах его транспортировки (бокситы), далее – обогащения (до глинозема). Цены больше связаны с общей инфляцией, ценой на энергоносители и т. п.
Тем не менее ясно, что алюминий на многие годы будет обеспечен сравнительно недорогим сырьем. А производители первичного металла, имеющие доступ к сравнительно недорогой электроэнергии, – солидными прибылями. В их числе и «Российский алюминий»… |