«Норникель»: новый передел
Прошедший год в цветной металлургии России отметился обострением борьбы без правил. Причем, речь идет о схватке вокруг активов крупнейшего холдинга цветной металлургии РФ и весьма заметного игрока на мировом рынке – «Норильского никеля».
Фон для этой схватки был также весьма подходящий. Это заметная дестабилизация мирового рынка никеля (и нержавеющей стали).
Предыстория
Процессу раздела бизнеса между основными владельцами ГМК «Норильский никель» исполняется год.
Напомним, что первые сообщения о «разводе» поступили от М.Прохорова и В.Потанина в конце января 2007г. По совпадению или нет, но произошло это сразу после знаменитой «куршевельской истории», с арестом во Франции российского олигарха.
На момент принятия решения о разделе имущества бизнесменам принадлежали пакеты в компаниях "Норильский никель" (по 22% акций), ХК "Интеррос" (по 50% акций) и ОАО "Полюс Золото" (по 22% акций).
ХК "Интеррос", в свою очередь, контролировала 100% акций компании "Профмедиа", 58% акций ОАО "Открытые инвестиции", 30% акций "Силовые машины", 8% акций Норникеля, 7% акций "Полюс Золото", 69% акций Росбанка, 88% акций страховой компании "Согласие", 26% акций "РУСИА Петролиум" и 17.5% акций американской компании Plug Power Inc.
Кроме того, в течение 2007 года холдинг планово наращивал свой пакет энергетических активов, реализуемых РАО «ЕЭС».
Все «совместно нажитое имущество» еще в начале 2007 года оценивалось быстро растущей суммой более $40 млрд, причем по оценкам фондового рынка на долю ГМК «Норильский никель» приходилось около половины активов.
По предварительным договоренностям ХК «Интеррос», как управляющая компания, должна была остаться в собственности В. Потанина, а М. Прохоров - выйти из состава ее акционеров. В результате реструктуризации акции «Норильского никеля» должны были быть выкуплены В. Потаниным и остаться под управлением «Интерроса».
Кроме того, «Интеррос» обязался приступить к консолидации растущих энергетических активов группы в самостоятельную компанию. Причем вся доля акций «Интерроса» в которой отходила М. Прохорову (контролируемой им УК «Онэксим»).
Акции «Полюс Золото», «Росбанка», «Проф-медиа», «Открытых инвестиций», «Силовых машин» и другие активы «Интерроса» предполагалось разделить между партнерами на паритетных началах.
Фактически, если упростить эту сложную схему, у Потанина оставался «Норникель», а Прохоров получал почти все остальное. Предыдущая пропорция партнеров 50/50% в стоимости многочисленного имущества холдинга при этом практически не нарушалась.
Развод по-русски
Однако идеального «развода» (причем первого в российской бизнес-практике) не получилось. Весной цены на никель решили опробовать новые исторические рекорды, а вместе с ними рванулась вверх и капитализация «Норникеля», меняя баланс стоимости предварительно поделенных активов в пользу Потанина.
Как шли переговоры бывших партнеров и процесс раздела, широкой публике естественно не сообщалось. Зато те, кто следил за котировками акций ГМК «Норильский никель», летом наблюдали потрясающее явление: компания стабильно дорожала в тот период, когда падали цены на ее продукцию (рис.1), а далее – на фоне ипотечного кризиса в США и финансовых проблем в мировой экономике. Справедливости ради надо заметить, что индекс RTS тоже не торопился падать, но все же существенно отстал от «галопирующих» вплоть до ноября акций «Норникеля».
Объяснение феномену нашлось только осенью, когда стало известно о плавной скупке 3% акций ГМК «Норильский никель» Прохоровым на фондовом рынке.
Вместо того чтобы, согласно договоренности, расстаться с ГМК, Михаил Прохоров потихоньку стал крупнейшим акционером компании. Раздел перешел в фазу активного противостояния.
В среду, 21 ноября, ХК «Интеррос», представляющая интересы своего президента Владимира Потанина, направила президенту инвестфонда «Онэксим» Михаилу Прохорову предложение о выкупе его пакета акций ГМК «Норильский никель» по справедливой рыночной цене. Что есть «справедливая рыночная цена», в «Интерросе» не уточняли.
Буквально через час «Онэксим» направил встречное предложение: Прохоров готов продать блокирующий пакет акций ГМК, но за $15,7 млрд. Сумма была определена на пике котировок акций (средневзвешенная цена за последние 30 дней), а также предусматривала премию в 12,5%.
На принятие решения по оферте отводилось всего лишь 30 дней, на завершение сделки – 45 дней. Поскольку свободных 16 миллиардов долларов у «Интерроса» не было наверняка, а срочно занять их в разгар мирового кризиса ликвидности было трудно, то предложение исходно выглядело нереальным.
Аналитики обсуждали слухи, что ВТБ и Сбербанк готовы были предоставить Потанину $5 млрд. Еще $10 млрд приписывали Citigroup, но фактического предоставления кредита так и не состоялось. Нет ни одного подтверждения, что переговоры о нем вообще имели место.
В случае невыполнения Потаниным этот сверхсрочного и весьма невыгодного предложения, Прохоров получал юридическое право свободно распоряжаться своими акциями «Норникеля».
Ясность как это планируется сделать, внесла новая оферта «Онэксим». Прохоров предложил контрольный пакет ГМК холдингу ОК «Русал» (UC RUSAL), о чем подписал соответствующее соглашение с Олегом Дерипаской.
По соглашению с алюминиевой компанией, в обмен на 25% +1 акцию Прохоров получал 11% акций допэмиссии UC RUSAL и некую сумму наличными. Различные источники приводили цифры в диапазоне $6-8 млрд. Поскольку по истечении месяца «Интеррос» так и не принял условия первой оферты, то соглашение с «РУСАЛ» 21 декабря вступило в силу.
Казалось бы, на этом вполне можно ставить точку. Однако условия такой сделки вызывают больше вопросов, чем дают ответов.
Что такое «РУСАЛ»?
Как в исходном состоянии, так и после объединения в начале 2007г. с «СУАЛом» и Glencore, крупнейший алюминиевый холдинг России остается загадкой. Не раз признававшийся самой «непрозрачной» российской компанией, он таковой остается до сих пор.
Финансовая отчетность холдинга не публикуется год от года, акции его на фондовом рынке не котируются, но благосклонность российских властей к нему неизменна еще со времен Бориса Ельцина. В те времена, пользуясь льготными тарифами на электроэнергию и переработкой алюминия по схемам толлинга, он явно обгонял западные компании - аналоги по показателям рентабельности. Сейчас, с сокращением льгот, приблизился к ним, поэтому может быть хоть как-то оценен.
Сопоставление финансово-производственных показателей UC RUSAL с ближайшими конкурентами – некогда независимыми Alcoa и Alcan (табл.1) указывает на капитализацию российской компании максимум в $30 млрд. Более того, по ряду показателей (высокопередельной переработке алюминия и рынкам сбыта, обеспеченности сырьем, зависимости от биржевых цен на алюминий и т.д.) она проигрывает западным конкурентам.
Однако для переговоров с Прохоровым использовалась совсем другая сумма оценки «Русала» - $45 млрд. Более того, в российских СМИ назывались даже цифры капитализации до $53 млрд. Создавалось впечатление, что их цель – как-то протолкнуть эту сделку и все же разделить бывших партнеров.
Цена сделки
Если руководствоваться оценкой, которая признана большинством банков и аналитиков, то 11% компании «Русал» стоят около $3 млрд. На добавку до $8 млрд денежными средствами «Русал» оперативно синдицировал кредит пула банков, поэтому сомнений в выделении этих средств нет. Вместе это дает общую сумму сделки по продаже «Русалу» 25% акций ГМК «Норильский никель» около в $11 млрд.
Это на огромную сумму в $4,7 млрд ниже, чем предыдущее предложение Потанину. Причем ниже (естественно – без премий) текущей рыночной цены. По последним в 2007 году торгам на РТС и ММВБ, где обращается основной пакет «free-float» ГМК котировки акций закрылись на уровне около $262 за акцию. Это значит, что текущая рыночная оценка 25% «Норникеля» составляет $12,48 млрд.
Продолжение следует…
Соглашением с ОК «РУСАЛ» процесс раздела «Норникеля» и его многочисленных дочек далеко не завершен.
На собрании акционеров 17 декабря Прохоровым блокировано решение о выделении из ГМК энергоактивов (в новую структуру «Энергополюс», оцениваемую в $7 млрд). Далее – 28 декабря через арбитражный суд блокировано решение "КМ Инвест" о продаже половины своего пакета в 8,1% акций "Норильского никеля" и т.д. Причем сделано это после того, как ОК «Русал» решил купить часть этого пакет, обгоняя личную долю Потанина.
Для завершения приобретения в ГМК 25% акций ОК «Русал» необходимо получить разрешение от антимонопольных органов семи стран. Пока называется срок реализации соглашения «Онэксим» (Прохорова) ОК «Русал» (Дерипаски) – I квартал 2008 года.
Кроме того, сохраняется желание большинства «партнеров» и акционеров избавиться от множества непрофильных активов «Норникеля» и его многочисленных дочек, т.е. реструктурировать все активы. Поскольку мнения как это сделать весьма различаются, а суммарная их цена превышает $10 млрд, но это будет весьма долгий процесс. Тем не менее – ясно, что весьма серьезное событие уже произошло.
Кто выиграл?
Безусловно – Олег Дерипаска и ОК «Русал». Недорого он приобретает 25% пакет крупнейшей и одной из самых успешных горнометаллургических компаний России. Далее возможна реализация процесса слияния «Русала» с ГМК «Норникель», с целью создания одной из крупнейших компаний этой отрасли в мире. Причем весьма диверсифицированной компании, которая может реально влиять на мировой рынок большинства основных цветных и драгоценных металлов. И, естественно, под умелым руководством Олега Дерипаски.
Владимир Потанин формально сохранил свои позиции. Кроме 25% акций он имеет 4% долю через КМ «Инвест» и другие ресурсы. Однако ему явно помогли «упустить шанс» стать обладателем контрольного пакета ГМК «Норникель». Второго, похоже, уже не будет, поскольку его новый «партнер» выглядит много влиятельнее предыдущего…
Владимира Прохорова мы считаем в этой сделке проигравшим. Пойдя на продажу своего пакета акций Прохоров становится миноритарием алюминиевого холдинга со всеми вытекающими из российской практики последствиями. Кроме того, его пакет в 11% ОК «Русал» наверняка будет размыт. Слиянием с ГМК или IPO, например.
Оставшиеся у Прохорова в «Норникеле» 3% акций (скупленные из free-float) и 4% из «КМ-инвест» оставят его в компании только наблюдателем. Другие возможные активы - «Полюс Золото» ($93 млн убытков за полугодие) или водородная энергетика «Plug Power Inc.» по рентабельности весьма сомнительны. Лучше бы Прохорову, пока не поздно, продать эти активы. Его смелая (или авантюристическая) политика подходила для 90х-годов, а сейчас наступили совсем другие времена. Запрошенных недавно от французского правительства извинений за «Куршавель» он не дождется. Может быть, на свободные денежные средства, «в пику» французам надо создать десяток других конкурирующих горных курортов…
|