Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


28.01.2009    Глубокий водоворот LME



В первых числах января 2009 г. глава Лондонской биржи металлов (LME) Мартин Эбботт отчитался об очередных успехах вверенной ему компании.

Вкратце результаты выглядели так: объем торгов на бирже в 2008 г. рос четвертый год подряд и достиг рекордного уровня в 113 млн лотов (+22% к 2007 г.). Только за 1 месяц, кризисный декабрь 2008 г., средний ежедневный объем торгов достиг 418,1 тыс. лотов, увеличившись на 10% по сравнению с декабрем 2007 г.

В денежном выражении товарооборот LME за год вырос на 7% и составил $10,24 трлн!

Цифра товарооборота LME, превысившая 10-триллионную планку, нас просто потрясла.

К примеру, весь внешнеторговый товарооборот России за год – на порядок меньше и с трудом приближается к $1 трлн.

Напомним, что более 95% оборотов Лондонской биржи металлов (LME) составляет торговля основными (промышленными) цветными металлами стандартного качества по специальным лотам. Причем лот алюминия, меди, свинца и цинка составляет 25 т, никеля – 6 т, олова – 5 т. Металл, предназначенный для продажи, якобы резервируется на серии сертифицированных LME складов.

По отчету биржи, наибольший рост в прошедшем году продемонстрировали никелевые фьючерсы LME, объем сделок с которыми вырос на 37%. Скромнее число сделок со свинцом, которое выросло на 32%, с цинком – на 28%. Объем торгов алюминием составил 48,3 млн лотов, на 20% больше, чем в 2007 г., медью – 26,5 млн лотов, на 24% больше, чем год назад. Самый скромный рост показателей у олова – всего на 9% за год.

Новые успехи LME, причем на фоне разрастающегося мирового кризиса, находятся в большом контрасте с состоянием рынка цветных металлов (подешевели вдвое) и цветной металлургии мира (спад производства на 10–20% и более). Естественно, что нам захотелось изучить источники успехов LME поглубже…

История успеха

Считается, что биржевые торги металлами в Великобритании стартовали на Королевской бирже Лондона в 1571 г. во время правления королевы Елизаветы І. Они стали регулярными и влияли на внутренние цены цветных металлов, в первую очередь меди и олова. До XIX в. котировки были весьма стабильными, однако с началом Промышленной революции и возникновением больших грузопотоков экспорта металлов (из Чили, Малайзии и других стран) торги явно оживились. Были введены 3-месячные (срок морской поставки) форвардные сделки, далее – охвачены новые металлы, новые стандарты качества и условия (контракты) для поставок. Фактически завершилось организационное формирование London Metal Exchange, с1994 г. переехавшей в престижное здание на улице Лиденхол в центре Лондона.

К настоящему времени Великобритания перестала быть ведущим потребителем цветных металлов, однако биржа давно расширила свою деятельность за пределы страны. По данным руководства, сейчас LME – это крупнейший в мире центр торгов цветными металлами, где более 95% сделок заключаются международными участниками. Торги проходят в режиме открытого аукциона на торговой площадке, называемой «Ринг». Площадка торгов поддерживается телефонной и мониторной системой LME Select, работающей 24 часа в сутки. Это позволяет процессу торгов быть максимально прозрачным. Данная система помогает игрокам быть уверенными, что цены на инструменты торгов, установленные на бирже, правдоподобны и максимально адекватно отражают текущий баланс спроса и предложения.

Как следует из статистики биржи, обороты ее площадок, количество участников и сделок неуклонно растут. По внешним признакам всё «в этом хозяйстве» в последние годы более чем благополучно. К примеру, темпы роста торговли на LME с 2005 г. (принят за 100%) были гораздо выше, чем у реального производства и потребления металлов (рис. 1).

Достижения

Во многих описаниях и инструкциях LME несколько лет фигурирует утверждение, что через эту биржу проходит около 25% от мировой торговли цветными металлами. Если исходить из данных рис. 1, то можно уверенно говорить о приросте этой доли до 30%. Впрочем, если доверять оценке самой биржи, что до реальной поставки обычно доходило не более 1% заключенных контрактов, рис. 1 говорит о существенном снижении этой величины, особенно за последний год.

Объем оборота LME в 2008 г. превысил стоимость всего рынка шести базовых цветных металлов мира более чем в 30 раз. Но стабильности это почему-то не добавило. Даже для зарегистрированных LME складских запасов металлов диапазон колебаний в последние годы был чрезвычайно широк (рис. 2).

В 2004–2008 гг. по разным металлам они колебались в пределах 1,5–25 дней мирового потребления. Это значит, что на складах биржи в среднем регистрировалось от 0,3 до 7% мирового производства и потребления.

Однако проблема LME не в этой доле участия в мировой торговле. В принципе, не особо важно, 0,3 или 30% реального потребления цветных металлов идет через Лондонскую биржу.

Но очень важно то, что LME сейчас на 90% и более определяет мировые цены цветных металлов.

А достигается это как раз за счет тех 99 «виртуальных оборотов» металла на бирже на каждую реальную поставку. Причем двинется цена вверх или вниз, определяют именно финансисты (банки, фонды, брокеры и т. д.), составляющие подавляющее большинство уполномоченных игроков LME.

Вся позитивная динамика LME, о которой мы писали выше, стала возможной только за счет роста числа и доли в торгах спекулятивных операций. Речь идет о быстром снижении доли реальных поставок в общем количестве заключенных контрактов биржи. Возможно, много менее того самого 1%, который, строго говоря, верен только по словам биржи.

Если сопоставить обороты и запасы LME в физическом выражении (тоннах) с объемами годового потребления металлов (табл. 1), то вырисовывается довольно интересная картина.

«Благодаря» работе биржи, в классическую цепочку «производитель (рафинированного металла) – потребитель (прокатный, кабельный, метизный заводы)» уже встроились как минимум 20–30 финансовых посредников.

А поскольку «крутится» на бирже далеко не весь мировой цветной металл, то цепочка брокеров для реально прошедшего торги металла становится длиннее во много раз.

Даже за один торговый день LME весь объем металла, зарегистрированный на складах биржи, оборачивается (перепродается) от 2 до 10 раз. А за неделю? А за год?

Причина бесконечных продаж в том, что процесс этот совсем недорогой: клиринговая палата LME за каждую операцию взимает плату в 1 пенни с лота (около 2 центов). Это около 0,00005% от стоимости металла.

Думается, что сертифицированные LME cклады-запасы металлов от подавляющего числа таких сделок не меняются ни на один килограмм.

Зато с большой долей вероятности можно ожидать, что даже отсутствие реальных поставок не помешает металлам дорожать на 30–40 центов в день, которые взимают склады за хранение каждой тонны товара.

Современная роль и статус этих складов представляются весьма странными и неопределенными. Как правило, они регистрируются у производителей металла или компаний логистики, как некая гарантия поставок материала определенного качества и тоннажа.

К примеру, Челябинский цинковый завод в 2004 г. сертифицировал на LME свой цинк с новой производственной линии. Биржа официально зарегистрировала торговую марку цинка CZP SHG (Chelyabinsk Zink Plant Special High Grade) и включила торговую марку в брэндлистинг LME. Она подтверждает чистоту металла не ниже 99,995% по содержанию цинка и гарантирует потребителям строгое соответствие качества, формы, веса и упаковки всего объема металлического цинка, производимого ОАО «ЧЦЗ». Причем сертификация Special High Grade обеспечивает 15%-ю премию к стандартной цене.

При этом ЧЦЗ, естественно, рассчитывал, кроме премии, на расширение экспорта и реализации цинка на LME, однако основные объемы металла завод всегда продавал и будет продавать на внутрироссийском рынке. Он всегда откорректирует свои запасы (изменяя склад LME) в пользу более реальных и близких заявок.

Дальние и якобы контролируемые биржей склады и запасы являются иллюзией оборота металла и лишь ширмой для великой спекулятивной игры. Реальные потребители металла для нее практически не нужны: на LME продают, и главное – покупают только уполномоченные и нанятые брокеры. Случайных торговцев нет и не будет.

Выглядит это как бурная торговля металлом в Лондоне. Увы, она давно кончилась – LME торгует только ценной бумагой, гоняя ее ежедневно по кругу в нужную сторону •

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: