Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


07.11.2011    Цветмет на распутье (Часть II)



В первой части статьи мы рассмотрели ситуацию, сложившуюся к осени 2011 г. на мировых рынках алюминия и меди, а также постарались хотя бы приблизительно обрисовать перспективы развития событий. Теперь обратим свое внимание на российский рынок этих металлов.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Алюминий

На российском рынке алюминия последние несколько лет царит завидная стабильность – рост производственных показателей российских предприятий «Русала» закончился в 2008 г. С тех пор к уровню 4 млн т алюминия в год монополия стремится, но приблизиться пока не может (табл. 1).



Как и раньше, основной объем выпущенной продукции поставляется за рубеж. Изменений в составе стран-потребителей также не наблюдается – доминируют США, за ними следуют Турция и Япония (рис. 1, 2). Поставки в Нидерланды – традиционную для металлургии перевалочную базу – нацелены как на Китай (чуть больше половины общего объема), так и на широкий спектр более мелких потребителей. По планам на 2011 г., китайские отгрузки «Русала» должны достичь 20% от объема производства компании, увеличившись втрое. Согласно данным таможенной статистики за 8 месяцев 2011 г., пока удалось получить только сокращение поставок в Нидерланды на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Роста отгрузок непосредственно в Китай также не наблюдается – поставки сократились на 18,6%.





Но есть и позитивная информация – после кризиса явно восстановилось российское потребление алюминия, которое второй год держится вблизи 800 тыс. т. Причем потенциально тоннаж спроса на российском рынке может быть в разы больше – ведь в пересчете на подушевое потребление отечественные показатели в 4 раза меньше западных и вдвое-втрое – китайских. Впрочем, для значительного роста объемов потребления одних только оконных блоков и вентилируемых фасадов недостаточно – нужно развитие авиа- и автопрома, масштабное строительство и многое другое, чего в стране не наблюдается…

Зато наблюдается характерная структура экспортно-импортных поставок (табл. 2).

Доминируют в экспорте первичные формы алюминия – 93% по тоннажу. В импорте его доля занимает всего 2,3%. Обращает на себя внимание разница в стоимости отечественной и зарубежной продукции. Почти весь ввезенный из-за границы первичный алюминий был приобретен Самарским металлургическим заводом, который принадлежит Alcoa, либо самой «материнской» компанией (очевидно, для него же). Разумных объяснений такого подхода может быть несколько. Первое – американская компания просто не хочет приобретать металл у российского конкурента. Против этого говорит тот факт, что завод в Новой Зеландии, с которого осуществляются поставки, принадлежит другому ее конкуренту – Rio Tinto Alcan. Второй вариант – сам «Русал» отказывается продавать свою продукцию конкуренту. Третий – Alcoa предпочитает выпускать свою продукцию из сырья, в качестве которого она уверена. Мы почему-то склоняемся именно к последнему.

Алюминиевые сплавы, освоением которых так гордится «Русал», на экспорт идут по ценам лишь немного выше чистого алюминия. Какие именно это сплавы, установить не удалось – в большинстве случаев производитель скромно указывает только предел прочности. Можно лишь сказать, что из них около 40 тыс. т сплавами называются постольку-поскольку – с содержанием алюминия «не менее 99%» их логичнее было бы отнести в предыдущую группу. Но это вопросы к стандартам, в которых есть сплавы АД0, АД1 и подобные.

Из того, что удалось идентифицировать, значительное количество поставок приходится на марки 6063 и А356.2 (примерно наши АД31 и АК8 соответственно), а также на сплав 5052 (АМГ2), которые относительно просты в производстве, популярны и недороги в реализации.

Встречный же поток, хотя и существенно меньше, сильно отличается по качеству. Две трети алюминиевых сплавов едут с польских берегов Вислы (Alumetal SA в Гожице), почти все остальное – лигатуры испанского происхождения. Основная марка польских сплавов – FM S2N. Это поршневой сплав, и он явно идет в отечественный автопром. Конкретнее – на КамАЗ, который создал СП с американской Federal Mogul по производству деталей цилиндропоршневой группы. Видимо, американцы не доверяют российским сплавам. И на то есть причины.

По информации исследователей Сибирского государственного индустриального университета, поршни, изготовленные из FM S2N и FM B2, по своим характеристикам на порядок выше отечественных поршней, произведенных из разработанных еще в 1970-е гг. сплавов марок АК12М2МгН, АК12ММгН или АК10М2Н.

Зарубежные аналоги меньше по размеру, легче, прочнее и выдерживают гораздо большие механические и тепловые нагрузки, обладают очень высокой износостойкостью. По своей себестоимости они дороже из-за того, что при их получении применяется модифицирование ванадием, цирконием и фосфором. Но это является вполне оправданным.

Стандартный поршень двигателя российского автомобиля ВАЗ, отлитый из сплава марки АК10М2Н, весит около 400 г. Для выполнения тех же функций поршень, отлитый из сплава FM B2, весит почти в 2 раза меньше, при этом его служебная эксплуатация в 2–3 раза дольше. В основном это связано с тем, что зарубежные производители сплавов на основе алюминия ужесточают требования к их химическому составу, уменьшают интервалы варьирования концентрации основных элементов и снижают содержание вредных примесей.

По вторичному алюминию сравнивать особенно нечего – к нам его не ввозят. Единственная поставка – непонятно как затесавшиеся в эту группу - детали для катера. Мы же отправляем за рубеж ежемесячно по 24 тыс.т сплавов АК5М2, АВ87 и подобных, т.е. результата простейшей переплавки алюминиевого лома. Хорошо, что хотя бы лом не отправляем. Зато ввозим его - около 8 т в месяц (табл. 2).



Разбирать столь подробно ситуацию с экспортом-импортом полуфабрикатов смысла не имеет – слишком обширна номенклатура. Отметим лишь общую тенденцию: к нам едет продукция, отличающаяся более высоким качеством и, соответственно, более высокими ценами. Весьма показательны в этом смысле трубы. На экспорт мы отправляем алюминиевые трубы общего назначения довольно больших диаметров. Взамен же получаем дорогие тонкие трубки для производства холодильников, плит, радиаторов и т.д.

Но в чуть более вы...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: