Вольфрам: на всех не хватит? 
Вольфрам – весьма востребованный в мировой промышленности металл благодаря целому набору уникальных свойств. Великолепная твердость его соединений с углеродом позволила ему найти широчайшее применение в качестве твердых сплавов для режущего инструмента. Кромки резцов, свёрл и фрез зачастую не могут обойтись без карбида вольфрама (WC). Легендарный победит, ставший на территории бывшего СССР нарицательным наименованием твердых сплавов, на 90% состоит из вольфрама.
Применению вольфрама в инструментальной промышленности практически век. И весь этот век инженерная мысль билась над двумя проблемами: как удержать твердосплавную вставку в основном инструменте и как без потери качества использовать поменьше дорогого вольфрама? Производители играли с составами, припоями, структурами и способами нанесения, породив целые новые классы изделий. Сейчас это чаще всего готовые сменные твердосплавные пластины промышленного производства, причем легко заменяемые и далее подвергающиеся рециклингу.
Это основной мировой рынок для вольфрама (в США на него приходится половина всего потребления), но в последние годы к нему все больше стали проявлять внимание многие другие отрасли, вплоть до ювелиров и оружейников. Однако вольфрама в мире сравнительно немного, и лампочки накаливания, где без вольфрама не обойтись, пока тоже не спешат на свалку истории. Чаще они попадают на общие свалки, безвозвратно унося в отходы редкий вольфрам. Альтернативные (люминесцентные) лампы также зачастую используют вольфрам. Так хватит ли его на всех?
Китай и остальные
Вольфрам далеко не распространенный в природе элемент, а редкий металл, и его разведанные запасы в мире USGS оценивает всего лишь в 3,1 млн т. Однако при уровне ежегодного производства около 70 тыс. т этого достаточно на ближайшие 40–50 лет, что считается приемлемым горизонтом планирования. Основные залежи вольфрама сосредоточены в Китае, в разы его меньше в России и столько же – в Северной Америке (рис. 1). На весь остальной мир приходится чуть более 20% мировых запасов. Причем отметим, что зачастую все эти рудные запасы довольно сложны и дороги в переработке.

В результате картина добычи вольфрамовых руд и производства концентратов в последние 20 лет носит откровенно прокитайский характер (рис. 2).

Настолько китайский, что это стало беспокоить сам Китай. Особенно с учетом того, что местные производители традиционно не утруждали себя повышением экологичности производства, а значительная часть продукции после первичной переработки отправлялась на экспорт. Собственно, именно благодаря крайне низким затратам на все и вся китайцы и стали в середине 1980-х главными мировыми производителями вольфрама, заставив закрыться большинству производств по всему миру.
Угроза исчерпания дефицитного сырья в недалеком будущем для КНР становилась все очевиднее. В начале 2000-х центральные власти принялись решать проблему административными мерами: наиболее неэкологичные и малорентабельные предприятия были закрыты, были введены квоты на добычу и экспорт, отменено льготное налогообложение при экспорте вольфрамовых продуктов, а затем в 2007 г. и повышены экспортные пошлины.
Естественно, подобные шаги со стороны крупнейшего производителя не могли не сказываться на ценах – буквально за 2004–2005 гг. они выросли втрое и стабилизировались на новом уровне (здесь и далее речь будет идти о ценах за 1% содержания вольфрама в концентрате, поскольку динамика котировок паравольфрамата аммония, карбида вольфрама и даже ферровольфрама практически идентична им; рис. 3).

Уступок со стороны Китая ждать было бессмысленно – к 2008 г. внутреннее потребление вольфрама в этой стране превысило его экспорт.
Некоторое обратное движение наблюдалось только в острой фазе мирового финансового кризиса. В середине 2009 г. власти решили снизить экспортные пошлины на сырье (паравольфрамат аммония, триоксид вольфрама и другие оксиды и гидраты вольфрама) вдвое – с 10 до 5%. Впрочем, ставки для карбида вольфрама и ферровольфрама (5 и 20% соответственно) остались неизменными.
Спад в мировой промышленности также привел к увеличению квот на добычу и экспорт вольфрама из КНР в качестве мер поддержки производителей. Так, в 2010 г. было решено разрешить выпуск до 80 тыс. т концентрата вольфрама (+17%), в 2011 г. – до 87 тыс. т. Росли и экспортные квоты – с 14,6 тыс. т в 2009 г. до 15,7 тыс. т в 2011 г.
Однако уже к середине 2011 г. в Китае поняли, что «не так страшен черт, как его малюют», и все вернулось на круги своя – экспортные квоты для 2012 г. были сокращены до 15,4 тыс. т. Разумеется, вызвав новый скачок цен на спотовом рынке.
Потребители при подобном раскладе крайне заинтересованы в иных путях приобретения дефицитной продукции. Путь-то, собственно, всего один – рынок вторичных металлов.

Очень наглядно динамику этого процесса видно на примере США (рис. 4) – приток дешевого и качественного вольфрама в виде готовых полуфабрикатов и металла в начале 1990-х позволял вообще не озадачиваться переработкой, но по мере исчерпания советских запасов и роста спр... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |