Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


17.09.2001    Алюминиевая промышленность - часть 2: Россия и ближнее зарубежье

В нашем предыдущем обзоре Алюминиевая промышленность - часть 1: Конъюнктура мирового рынка была подробно рассмотрена ситуация в мировой алюминиевой отрасли. В настоящем исследовании мы попытаемся подробнее затронуть ситуацию в России.

Известно, что доля России в мировом выпуске алюминия достаточно велика, чтобы считать отечественных производителей реальной силой, способной оказывать существенное влияние, как на мировую ценовую конъюнктуру, так и на формирование рынков каждого вида алюминиевого проката. Существующие в России и странах СНГ мощности способны производить до 20% мирового выпуска алюминия. Вот уже на протяжении 5 последних лет доля России на мировом рынке составляет около 15-16% (см. график 1) при общем объеме выпуска в 3.25 млн. тонн в год.



Прошедший год остался, пожалуй, самым успешным для отрасли в последнем десятилетии, а возможно и в ближайшей перспективе. В 2000 году выпуск первичного алюминия увеличился на 2.5% по сравнению с 1999 годом и составил 3.25 млн. тонн. При этом действующие мощности предприятий были загружены на 99.7%. Рост наблюдался также и в отрасли производства бокситов – основного компонента при производстве первичного алюминия. В том же 2000 году рост производства бокситов составил 4.1% и достиг уровня в 2.46 млн. тонн. Этого количества глинозема, естественно, не хватает для производства такого количества первичного алюминия, поэтому Россия является нетто-импортером глинозема, ввозя его, в частности, из Гвинеи, Австралии, Бразилии и т.д. Производство алюминия из собственного сырья в России не превышает 40% от общих объемов выпуска и это наиболее сильное ограничение сдерживающее рост мощностей внутри страны.

Столь впечатляющие темпы роста были продиктованы с одной стороны чрезвычайно благоприятной мировой ценовой конъюнктурой (см. график 4 из предыдущего обзора), так как эта отрасль промышленности экспортоориентированная. С другой стороны благоприятное влияние оказал рост внутреннего потребления алюминия, чему способствовала девальвация и рост промышленного производства в России. Так в 2000 году рост внутреннего потребления по сравнению с предыдущим годом составил 17% и достиг уровня в 700 тыс. тонн.

В ближайшей перспективе следует ожидать роста потребления алюминия внутри России еще на 10-15%, что связано с ростом промышленного производства в смежных отраслях, так и низкими ценами на металл, установившимися с начала текущего года. Рост внутреннего производства вряд ли достигнет 1.5-2%, чему препятствуют проблемы с сырьем, низкие цены, приводящие к снижению доходности и вялый спрос на металл на внешнем рынке.

На графике 1 представлены сравнительные данные по производству алюминия и глинозема в России, странах СНГ и общемировое производство, а также доля России на рынке.

За три последних года при общем росте мирового производства доля России неуклонно снижалась, несмотря на увеличение выпуска, и связано это было с постоянным вводом новых мощностей крупнейшими мировыми производителями – в частности, Alcan и Alcoa – и различными ограничениями на поставку на западные рынки. Тем не менее, внутрироссийское производство постоянно росло, до 2-5% ежегодно. К тому же весь прошедший год в России активно формировались альянсы в отрасли, что привело к значительной экономии издержек и позволило повысит маневренность и эффективность производства металла внутри России. Кроме России экспансия отечественных металлургов распространилась и в сопредельные государства – Украину, Армению, Румынию, а также и страны дальнего зарубежья – в частности в Гвинею, где не так давно один из операторов рынка приобрел местного производителя глинозема. Рассмотрим подробнее положение основных игроков на рынке.

Расстановка сил внутри России

Как известно производство алюминия включает в себя первоначальные операции по добыче глинозема, производству бокситов и электролизном производстве первичного алюминия. Таким образом, технологически предприятия можно разделить на три группы: предприятия по добыче глинозема, предприятия-производители первичного алюминия, обрабатывающие предприятия. Эта тема ранее рассматривалась в нашем обзоре отрасли от 8 февраля 2001 Алюминий в России - сильные и слабые стороны

Всего в России существует 6 крупных производителя глинозема: Уральский, Богословский и Волховский алюминиевые заводы, Ачинский горный комбинат, ПО «Глинозем» и Бокситогорский глинозем. В совокупности эти предприятия выдают порядка 3.5 млн. тонн глинозема, что покрывает около 40% российской потребности в алюминиевом сырье. В СНГ производство глинозема также достигает 3 млн. тонн в год (см. график 1).

Среди 11 заводов-производителей первичного алюминия два предприятия – крупнейшие в мире Братский и Красноярский алюминиевые заводы – выпускают более половины от общего объема производства металла в стране. К тому же данные заводы наиболее современные и оснащены передовыми технологиями, как российского (ВАМИ), так и иностранного (Pechiney) авторства. Долю предприятий-производителей на рынке иллюстрирует график 2.

Как уже было отмечено выше, процессы консолидации в отрасли к настоящему времени практически завершились и на сегодня производство алюминия и его сплавов в России контролируют практически два игрока – альянс компаний «Русский Алюминий» и СУАЛ-Холдинг. На долю первого приходится 70% произведенного первичного алюминия и сплавов, а также около 50% глинозема, производимого в России.

Русский Алюминий

Компания была сформирована путем объединения алюминиевых активов различными собственниками в марте 2000 года, и сразу вырвалась на первые места в мировой табели о рангах. Получив контроль над двумя крупнейшими в мире производителями первичного алюминия – Братским и Красноярским алюминиевыми заводами, а также над одним из самых современных и технологически оснащенных предприятий – Саянским алюминиевым заводом – компания стала в состоянии поставлять на мировой рынок порядка 2 млн. тонн первичного алюминия, что составляет приблизительно 10-12% мирового производства. Кроме того, компания обладает мощностями по производству товарного проката и упаковки, что позволяет получать продукцию более высокого передела и повышает долю переработки первичного металла. На компанию работает более 75 тыс. сотрудников, годовой оборот холдинга превышает 4 млрд. долларов.

В настоящее время в структуру этой крупнейшей вертикально интегрированной компании входят следующие предприятия (см. график 3).

Производство бокситов осуществляется на: Николаевском глиноземном заводе и Ачинском глиноземном комбинате, которые находятся на Украине и России соответственно. Основным поставщиком сырья для Николаевского ГЗ является государственная компания "Государственное общество бокситов Киндиа" (Гвинея). Ачинский глиноземный комбинат использует собственную сырьевую базу. В свете подорожания ж/д тарифов на перевозку сырья цветных металлов необходимо отметить, что транспортная составляющая в структуре расходов компании Русский Алюминий не столь велика, как у его конкурента – СУАЛ-Холдинга, из-за использования первой компанией преимущественно водного транспорта.

Технология Николаевского глиноземного завода была разработана специалистами французской компании Pechiney – многолетнего партнера россиян. Проектная мощность завода более 1 млн. тонн глинозема в год, в ближайшей перспективе компания планирует нарастить мощность до 1.5 млн. тонн. На Ачинском ГК используют отечественную технологию; проектная мощность производства 900 тыс. тонн.

Производимый глинозем поступает на алюминиевые заводы: Братский, Красноярский и Саянский заводы (см. график 2). Эти предприятия расположены около крупных генерирующих мощностей, что позволяет существенно экономить на энерготарифах. Производимый на этих предприятиях первичный алюминий на 80% экспортируется. Остальной перерабатывается на принадлежащих холдингу заводах: Саянском алюминиевом, «Саянской Фольге», «Ростаре», и БКМПО (Белая Калитва). Из общего выпуска проката 46% составляют листы и ленты, 30% плиты и прессованные изделия, а также фольга и консервная лента. Специалисты компании определяют сектор производства продукции высокого передела, как чрезвычайно перспективный и планируют в будущем развивать именно это направление.

СУАЛ-Холдинг

Другой крупный участник рынка – СУАЛ-Холдинг. Активы холдинга охватывают в основном предприятия уральского региона. Общий объем выпуска на предприятиях группы составил в 2000 году более 595 тыс. тонн первичного алюминия, 1.65 млн. тонн глинозема, что приблизительно на 5% больше, чем за аналогичный период 1999 года. Структура холдинга представлена на графике 4.

Как видно структура холдинга довольно сбалансирована; практически все встроенные в структуру предприятия являются технологическими цепочками для других предприятий. Это существенно снижает расходы на транзакции и позволяет проводить сбалансированную финансовую политику. Кроме того, относительная локализация структур холдинга в пределах одного региона также позволяет более гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям, как-то рыночная конъюнктура или изменения спроса. Одним существенным недостатком является необходимость транспортировки глинозема с Тиманского месторождения (Коми), что после повышения тарифов вызвало рост транспортной составляющей в структуре себестоимости. Так, по мнению топ менеджеров компании в настоящее время эта доля в себестоимости достигла 60%, что вызвало активизацию переговоров руководства компании и Единого тарифного органа об изменении порядка определения стоимость транспортировки.



Другие не задействованные в двух группах участники – Волховский Алюминий (30 тыс. тонн алюминия в год), Пикалевского объединения Глинозем (240 тыс. тонн глинозема) и Волгоградский алюминиевый завод (130 тыс. тонн металла) с начала года вели переговоры о слиянии, присоединении и консолидации активов с СУАЛ-Холдингом, но окончательное решение так и не было принято. В начале июля появились сведения об утвержденном решении собрания акционеров «Волховского Алюминия» и «Пикалевского Глинозема» (оба Ленинградская область) об объединении в единую компанию «Металлург» на правах филиалов. Новообразованную компанию планируют зарегистрировать осенью 2001 года. Среди основных акционеров Aimet UK /Великобритания/ - 44,1%, РФФИ – 20% и Shanton International /Мальта/ - 19,54%. Однако перспективы такого объединения пока туманны, т.к. сразу же после решения собрания акционеров против руководства «Волховского Алюминия» было возбуждено уголовное дело с обвинениями в мошенничестве и процесс объединения пока приостановлен. Очевидно, что за борьбу над предприятиями включились сторонние силы и, по всей видимости, эти заводы в скором времени будут консолидированы с одним из двух крупных участников рынка. Это подтверждает высказываемый ранее многими аналитиками прогноз о создании в России двух сильных игроков на рынке и вовлечении в их структуры более мелких участников.

Таким образом, в результате интеграционных процессов в российской алюминиевой отрасли сформировались устойчивые группы предприятий, производящие 15% мирового алюминия. Столь крупные структуры находятся под постоянным пристальным вниманием со стороны крупнейших мировых производителей, время от времени инициирующих антидемпинговые расследования и подающие иски в американские суды. Тем временем отечественные производители последние несколько лет увеличивают количество произведенного первичного алюминия и выпуск проката высокого передела, в основном за счет увеличения внутреннего спроса. При сохранении таких темпов и в дальнейшем очевидно, что данная отрасль промышленности станет одной из доходообразующих для российской экономики и всесторонняя поддержка алюминиевых производителей в ближайшее время крайне необходима, особенно на фоне ухудшающейся мировой конъюнктуры.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: