Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


12.10.2016    Российский никель меняется?



Про российский рынок никеля мы не писали достаточно давно. Причина проста – информационных поводов для этого было маловато. «Норильский никель» как был, так и остается монополистом, война с «Русалом» прекратилась, уральские заводы перешли в стабильное состояние. Но вот к осени 2016 года заметное событие все же произошло – закрылся старейший никелевый завод страны. Что еще происходило в последние годы и какие перемены ждут отрасль впереди?

«Норникель» в поисках выхода

О необходимости закрытия никелевого завода в Норильске говорили много лет. Город фактически начался с завода и рос слишком близко к нему – по многим причинам.

Не секрет, что строили комбинат заключенные Норильлага. Для экономии их селили максимально близко к стройке. О том, что это могло нанести вред их здоровью, говорить, увы, уже тогда было несерьезно. По данным «Мемориала», Норильлаг отличался сравнительно низкой смертностью среди лагерей ГУЛАГа – не более 5–7% в год даже в военное время, когда ее средний уровень поднимался до 20–25%(!). Тем не менее шансов дожить до серьезных осложнений у заключенного почти не было. А раз не было – зачем дополнительные расходы?

Количество заключенных в Норильлаге к 1951 году достигло 73 тысяч человек, в Горном лагере (особом, для «политических») – 19 тысяч человек, вольнонаемных (обычно – бывшие заключенные) – более 20 тысяч человек. Фактически это уже и был город, а по состоянию на 2016 год в Норильске проживает 177 тысяч человек. В итоге город оказался зажат между двумя заводами – никелевым на юге, медным на западе, хвостохранилищами в промежутках и мерзлотно-озерно-бо-лотистой местностью на востоке.

Когда лагеря наконец закрыли, далеко переносить город никто не стал – это просто было бы космически дорого. «Новый город» построили на другом берегу озера Долгое, в паре километров от «старого». Строительство домов и дорог на вечной мерзлоте – задача и так нетривиальная, а ежедневная транспортировка персонала по постоянно заметаемым дорогам уже при таких расстояниях вошла во все советские школьные учебники как пример противостояния человека и природы. Недаром норильчане называют материком остальную Россию – к ним до сих пор не смогли проложить ни железную, ни автомобильную дорогу, максимум – зимник.

Удаленный от города завод решили строить только в конце 1960-х годов. Но и это решение было принято совсем не по причине заботы о населении. Страна Советов нуждалась в большем количестве никеля и меди – руды под Норильском богатые, но транспортировать их куда-то далеко сложно. Постановили перерабатывать на месте, благо твердая площадка уже была – аэродром Надежда в 12 км от города.

Так появился Надеждинский металлургический завод (НМЗ), давший свой первый металл в 1981 году. И теперь он должен стать главным производственным активом «Норникеля».

Надо, правда, сделать уточнение – главным НМЗ станет именно по никелю. На медном производстве в декабре 2015 года провели рокировку: экологически вредные переделы конвертирования и анодной плавки перевели с медного завода на надеждинский, а рафинировочные мощности, наоборот, разместили поближе к городу.

Изменения также затронули и единственный оставшийся у «Норникеля» зарубежный производственный актив – финский завод Norilsk Nickel Harjavalta (NNH). Само по себе предприятие ориентировано на переработку файнштейна (полупродукт с высоким содержанием никеля).

До 1 июля 2015 года российские концентраты по толлинговому соглашению проходили предварительную обработку на плавильном заводе Boliden Harjavalta компании Boliden AB, расположенном в том же индустриальном парке Suurteollisuuspuisto. Полученный штейн отправлялся на Кольскую ГМК, а файнштейн перерабатывался в никель на месте. Затем сроки соглашения подошли к концу. NNH продолжил переработку материалов Boliden Harjavalta, но уже не российского происхождения.

С закрытием никелевого завода в Финляндию пошел поток файнштейна с надеждинского завода. Если ранее около 50% файнштейна Заполярного филиала отправлялось для переработки на Кольскую ГМК, то теперь Кольская ГМК и NNH должны переработать весь поток файнштейна из Заполярья. За I квартал текущего года в Финляндии таким образом выпустили 527 тонн никеля, за II квартал – уже 789 тонн. Пока это незначительная доля от общего объема производства на NNH (23 тыс. тонн никеля в январе–июне 2016 года), но никелевый завод закрылся в III квартале, по которому ни производственной, ни таможенной отчетности на момент написания статьи еще не было.

Любая модернизация – дело затратное, позитивный эффект от нее проявляется «потом», а расходы растут «сейчас». Именно поэтому в России после 2008 года аналогичные масштабные медернизации практически прекратились, после 2014-го и вовсе сошли на нет. Причем «Норникелю» ее приходится проводить в условиях падающих цен на основную продукцию (рис. 1).


Закрытие и перенос производства обошелся компании в 11 млрд рублей, из которых 4 млрд ушло на социальные мероприяти...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: